город Ростов-на-Дону |
дело N А32-35098/2010 |
23 мая 2011 г. |
15АП-4215/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фермерского хозяйства "Предгорье" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2011 по делу N А32-35098/2010 (судья Гладков В.А.)
по заявлению Фермерского хозяйства "Предгорье" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю
о признании акта недействительным, пересмотре кадастровой стоимости,
при участии:
от заявителя: глава КФХ "Предгорье" Бажанов Юрий Владимирович, представитель Насонов В.И.(доверенность б/н от 28.03.2011), от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены (уведомления N N 34400237471722, 34400237471739)
УСТАНОВИЛ:
Фермерское хозяйство "Предгорье" (далее хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее Росреестр) по Краснодарскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю о признании акта от 19.10.2009 определения кадастровой стоимости земельного участка с номером 23:41:0202001:336 недействительным, понуждения устранить допущенные нарушения путем проведения кадастровой оценки.
Решением суда от 01.02.2011 в удовлетворении требований отказано, распределены судебные расходы. Суд указал, что для определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков применяются показатели, утвержденные в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта. Поскольку площадь земельного участка, принадлежащего заявителю, равна 3 221 кв.м., то кадастровая стоимость земельного участка с учетом утвержденного среднего показателя 849,76 руб. составляет 2 743 076,96 руб., что соответствует стоимости, определенной оспариваемым Актом от 19.10.2009
Фермерское хозяйство "Предгорье" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит судебный акт отменить, назначить по делу кадастровую экспертизу.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Согласно п.5 Правил проведения государственной оценки земель кадастровая оценка осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельный участков в пределах одного кадастрового квартала. Однако, удельный показатель кадастровой стоимости земель для спорного земельного участка взят с различных кадастровых кварталов, оспариваемый Акт от 19.10.2009 составлен с нарушением и не содержит записи об актуализации экономических характеристик земельного участка с кадастровым номером 23:41:0202001:337, который находится в том же квартале. Все это привело к завышению удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка. Суд незаконно отказал в назначении по делу кадастровой экспертизы.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю просит оставить решение без изменения, поскольку спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 22.06.2009, результаты определения его кадастровой стоимости удостоверены должностным лицом управления Роснедвижимости.
В судебном заседании представители заявителя апелляционной жалобы поддержали ее доводы. Также просили назначить кадастровую экспертизу на предмет определения кадастровой стоимости земельного участка.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:41:0202001:336 поставлен на учет 22.06.2009.
14.10.2009 на основании постановления главы администрации МО Город Горячий ключ от 28.09.2009 N 2649 между МО город Горячий ключ и хозяйством заключен договор купли-продажи указанного участка, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2009 серия 23АЖ N 125036.
19.10.2009 Управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости участка, согласно которому его стоимость составила 2 737 076,96 руб.
Не согласившись с актом, Фермерское хозяйство "Предгорье" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закон у и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) права и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" выделяет два вида стоимости объекта: рыночную стоимость и иную его стоимость.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации экономическая оценка земель предполагает два вида стоимости земель - рыночную и кадастровую, каждая из которых используется в целях, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (когда кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с его определенной на момент внесения в кадастр рыночной стоимостью).
При рыночной оценке действуют Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р. От рыночной стоимости земельных участков следует отличать нормативно-рассчитываемую стоимость. Такой стоимостью пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации признает кадастровую стоимость земельного участка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, в которых определен порядок и лица, ответственные за проведение кадастровой оценки земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. При оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка пунктов утверждены приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в редакции приказов от 20.12.2007 N 445 и от 02.11.2009 N 439 (далее - Методические указания N 222) разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 и применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой оценки земель нормативно определен и не является произвольным.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке (пункт 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, в редакции Постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590, от 30.06.2010 N 478).
При рассмотрении таких споров проверяются доводы землепользователя о том, что при условии соблюдения содержащихся в Методике положений кадастровая стоимость земель в конкретном кадастровом квартале, в состав которого включен земельный участок, не могла быть определена в оспариваемом размере. Таких обстоятельств по настоящему делу судом не установлено.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств и существа спора, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку спорный земельный участок является вновь образованным.
Доводы апелляционной жалобы о непроведении анализа информации о стоимости находящегося рядом земельного участка следует отклонить, поскольку в соответствии с пунктом 13 Правил N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель с использованием средних удельных показателей кадастровой стоимости земель, что соответствует требованиям закона.
Таким образом, поскольку действия по кадастровой оценке спорного земельного участка и внесению сведений в его кадастровый паспорт соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в заявленных требованиях.
С учетом вышеизложенного в ходатайстве о проведении по делу кадастровой экспертизы следует отказать.
Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Отклоняя ходатайство о назначении по делу кадастровой экспертизы, суд исходит из фактических обстоятельств и доказательств по делу, отсутствия необходимости в проведении испрашиваемой экспертизы при рассмотрении настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии со статьей 100 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы распределению не подлежат
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства о назначении по делу кадастровой экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2011 по делу N А32-35098/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35098/2010
Истец: Фермерское хозяйство "Предгорье"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю, Управление федеральной службы государс твенной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю