г. Пермь
19 мая 2011 г. |
Дело N А71-12503/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Григорьевой Н.П., Крымджановой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клочковой Л.В.,
в отсутствие представителей сторон;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 февраля 2011 года
по делу N А71-12503/2010,
принятое судьей Бакулевым С.Ю.,
по иску ООО "Форсаж" (ОГРН 1051801305434, ИНН 1829004626)
к ОАО "Автовокзалы Удмуртии" (ОГРН 1061832016795, ИНН 1835074340), Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
третьи лица: ОАО "Удмуртавтотранс" (ОГРН 1071841002210, ИНН 1835076756), Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики
о взыскании убытков в виде выпадающих доходов от перевозки федеральных, региональных и муниципальных льготников,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - ООО "Форсаж", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ) о взыскании убытков солидарно: с ОАО "Автовокзалы Удмуртии" и Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в сумме 713 934 руб. 92 коп., с ОАО "Автовокзалы Удмуртии" и Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в сумме 51 997 руб. 06 коп (т.2, л.д. 2).
Определением суда от 14.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Удмуртавтотранс", Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (т.1, л.д. 165).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2011 года в удовлетворении иска к ОАО "Автовокзалы Удмуртии" отказано: с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ООО "Форсаж" взыскано 603 303 руб. 22 коп. убытков, с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в пользу ООО "Форсаж" взыскано 51 997 руб. 06 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано (т.3., л.д. 50).
Ответчик, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, не согласившись с решением в части взыскания убытков за период с января 2007 года по сентябрь 2010 года, обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит принятый по делу судебный акт в указанной части отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Российской Федерации. В качестве доводов указывает следующее. Истец не доказал наличие убытков и их размер за указанный период. В решении не содержится ссылок на законы, которые не исполнила Российская Федерация.
Истец представил письменный отзыв на жалобу, отклонив приведенные в ней доводы.
Ответчик, ОАО "Автовокзалы Удмуртии", также представил отзыв, уведомил суд о возможности рассмотрения жалобы без участия своего представителя.
Ответчик, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, третьи лица отзывов на жалобу не представили.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения спора в их отсутствие в порядке ст.156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалуемой части, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами N 58-06/05 от 05.12.05., N 55 от 08.12.06., N 48 от 15.03.10 ОАО "Автовокзалы Удмуртии" как исполнитель оказывает от своего имени услуги, связанные с осуществлением в соответствии с главой 40 ч. 2 Гражданского кодекса РФ, Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Положением об обеспечении безопасности перевозки пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года N 2 и иными нормативными актами РФ и УР, перевозок пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщениях, в целях наиболее полного удовлетворения населения в пассажирских перевозках, а ООО "Форсаж" как заказчик обязуется перевезти пассажиров на автомобильном транспорте (автобус, микроавтобус) в количестве (по типам и маркам) по маршрутам согласно утвержденного в установленном порядке расписания движения автобусов из пункта отправления (автовокзал, пассажирская автостанция, кассовый павильон, кассовый пункт, принадлежащие Исполнителю) в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа водителю автобуса также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (п.п. 1.2 договоров, т.1, л.д. 8-24).
В соответствии с п.п. 2.1.13 договоров N 55 от 08.12.06., N 48 от 15.03.10. исполнитель в целях реализации предоставления льготного проезда по талонам, по направлениям, другим проездным документам, лицам-получателям социальных льгот, обязуется предоставлять бесплатный проезд на автобусах пригородного и междугородного сообщения при обращении в кассы, принадлежащих исполнителю автовокзалов, пассажирских автостанций и кассовых пунктов. Вести учет пассажиров-получателей социальных услуг, перевезенных с автовокзалов, пассажирских автостанций и кассовых пунктов, полученные данные обобщать и в виде информации передавать в уполномоченное государственное учреждение, осуществляющее распределение денежных средств, поступающих от продажи социальных проездных документов.
Согласно п.п. 3.2. договоров размер вознаграждения, уплачиваемого заказчиком исполнителю за оказанные услуги, составляет 15% от выручки, полученной от реализации билетов за провоз пассажиров, и 50% от реализованных билетов за провоз багажа, в том числе НДС, начисленный на услуги и работу, выполненные исполнителем.
На основании п.п. 3.3. договоров из сумм, получаемых от органов государственной власти РФ, органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления Удмуртской Республики в качестве дотаций для покрытия убытков от перевозки льготной категории пассажиров на междугородных и пригородных маршрутах, заказчик перечисляет исполнителю с целью покрытия аналогичных убытков исполнителя вознаграждение в размере согласно п. 3.2. договора.
Расчеты за услуги, связанные с предоставление мер социальной помощи для отдельных категорий граждан, оказываемых исполнителем на автовокзалах, пассажирских автостанциях, кассовых пунктах по предъявлению гражданином именного направления на бесплатный проезд, выданного Государственным учреждением "Региональным отделением фонда социального страхования РФ по УР", талона (обратного талона) на бесплатный проезд, выданного органом социальной защиты населения по месту жительства гражданина, СПБ производятся в следующем порядке: исполнитель ежемесячно в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, представляет заказчику реестры реализации безденежных билетов отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной помощи (по предъявлению именного направления или талона (обратного талона) на бесплатный проезд) в электронном виде, а также акт выполненных работ (с указанием количества пассажиров, общей суммы по проданным билетам, суммы страховых сборов, суммы, подлежащей перечислению заказчику и суммы услуг исполнителя) и счет-фактуру на стоимость оказанных услуг объединением, которая рассчитывается согласно договора; исполнитель в течение 3 рабочих дней с момента поступления денежных средств на указанные цели, оплачивает расходы, понесенные заказчиком от предоставления бесплатного проезда пассажирам, в порядке, определенном Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2005 года N 186 по счетам-фактурам выставленным заказчиком; исполнитель ежемесячно в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, представляет заказчику расчеты (акт выполненных работ), составленные исполнителем по перевозке льготной категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (по СПБ) согласно Постановлению Правительства УР от 19.12.2005 года N 170; оплата заказчиком исполнителю по данным счетам-фактурам производится путем взаимозачета из причитающейся суммы от реализации выручки (п.п. 3.5. договоров).
Согласно актам сверки взаиморасчетов по перевозке льготной категории граждан, ведомостям-актам реализации социальных проездных билетов, актам выполненных работ, представленным истцом, задолженность по федеральному регистру льготной категории граждан за период с января 2006 года по сентябрь 2010 года составила 713 934 руб. 92 коп., по региональному регистру льготной категории граждан за период 2010 года - 51 997 руб. 06 коп.
Таким образом, возмещение истцу выпадающих доходов в указанной сумме не произведено, в связи с чем заявлен настоящий иск.
Согласно п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 названного Закона меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию в следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 16 - 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично - правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разграничивающие полномочия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект РФ обязанности по финансированию установленных РФ льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с РФ независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ.
Судом первой инстанции установлено, на территории Удмуртской Республики в целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике".
Полномочиями по осуществлению возмещения выпадающих доходов предприятиям автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов возложены на Министерство социальной защиты Удмуртской Республики. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства УР от 29.12.2005 N 186 возмещение выпадающих доходов транспортных организаций осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики через ОАО "Удмуртавтотранс" в соответствии с заключенным договором.
Получателем денежных средств на возмещение выпадающих доходов из республиканского и федерального бюджета является ОАО "Удмуртавтотранс".
В соответствии с заключенными между ОАО "Автовокзалы Удмуртии" и ОАО "Удмуртавтотранс" договорами N 21 от 30.01.2007, N 22 от 23.01.2008, N 179 от 12.02.2009, N 46 от 16.02.2010 с учетом распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 02.11.2009 N 943-р "Об обеспечении доступности транспортных услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в 2010 году" ОАО "Удмуртавтотранс" обязуется возмещать выпадающие доходы, понесенные перевозчиком через "ОАО "Автовокзалы Удмуртии", за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом Удмуртской Республики.
Порядок возмещения выпадающих доходов утвержден Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 г.. N 183-р "Положение о порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов".
Расходы по обеспечению равной транспортной доступности льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств федерального бюджета, а включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, за счет средств местного бюджета.
В 2010 году на обеспечение равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) выделено 1300 000 рублей.
В 2007 году Федеральным законом от 19.12.06. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на 2007 год согласно приложению 21 к данному Федеральному закону.
Согласно указанным законам бюджету Удмуртской Республики распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РФ, в сумме 30 670 400 руб.
В 2008 года размер межбюджетных трансферт составил 32 942 400 руб., в 2009 году - 17 591 300 руб.
В соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2009 Министерству были распределены расходы по наименованиям "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 17 591.3 тыс. руб."; "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1 300 000 руб.".
В 2010 году в соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 08.12.2009 N 67-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2010 год Министерству были распределены расходы по наименованию "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1300 000 руб.".
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и субъектов РФ.
Из изложенного судом первой инстанции верно установлено и подтверждено материалами дела, что переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций были распределены Удмуртской Республикой в полном объеме и не покрыли расходы предприятий, в том числе и истца, по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям РФ.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Невыполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, вызванное неправомерным бездействием государственного органа, в данном случае неисполнением обязательств федерального бюджета, стало причиной убытков истца.
Согласно ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Рассмотрев требования истца о взыскании убытков в виде выпадающих доходов за 2006 год в сумме 110 631 руб. 70 коп., суд первой инстанции отказал в их удовлетворении в связи с пропуском срока исковой давности, о котором заявлено ответчиками.
Кроме того, проанализировав нормы налогового законодательства и представленные истцом документы, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку ООО "Форсаж" находилось на упрощенной системе налогообложения, НДС, входящий в состав тарифа, также является частью неполученной платы за перевозку льготных категорий граждан.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела.
Обязанность ответчиков по возмещению расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, в связи с чем, соответствующее обязательство РФ и субъекта РФ может быть прекращено только путем его исполнения, то есть путем полного возмещения перевозчику понесенных ему убытков.
Доводы заявителя об отсутствии со стороны истца надлежащих доказательств, подтверждающих размер убытков, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как противоречащие материалам дела.
Российская Федерация, установив в федеральных законах льготы для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным организациям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета. С учетом изложенного соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Неисполнение публично-правовым образованием Российской Федерацией обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, повлекшее возникновение у транспортной организации убытков, связанных с расходами по предоставлению льгот, установленных федеральным законодательством и не обеспеченных финансированием из федерального бюджета, свидетельствуют о наличии вины в причинении убытков истцу.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2011 года по делу N А71-12503/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Р.А. Богданова |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12503/2010
Истец: ООО "Форсаж"
Ответчик: в лице Министерства Финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по УР), в лице Министерства финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, ОАО "Автовокзалы Удмуртии", Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, ОАО "Удмуртавтотранс"
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3503/11