25 мая 2011 г. |
Дело N А55-17082/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск - Мартынова А.В., доверенность от 11.01.2011 года N 6,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от закрытого акционерного общества "Тандер" - не явился, извещен,
от главы городского округа Чапаевск - Мартынова А.В., доверенность от 06.10.2010 года N 44,
от администрации городского округа Чапаевск - Мартынова А.В., доверенность от 06.10.2010 года N 45,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2010 г. по делу N А55-17082/2010 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск, г. Чапаевск, третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Закрытое акционерное общество "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г. Самара, Глава городского округа Чапаевск, г. Чапаевск,
Администрация городского округа Чапаевск, г. Чапаевск,
о признании недействительным решения Комитета N 336 от 21.05.2009 года,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным решения Комитета N 336 от 21.05.2009 года о внесении изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером 63:10:0205004:0002.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что решение Комитета об изменении кадастровой оценки на земельный участок с кадастровым номером 63:10:0205004:0002 принято в нарушение земельного законодательства.
Однако, в нарушение положений ст.200 АПК РФ, заявителем не представлено суду доказательств, каким образом нарушены его права.
Не согласившись с выводами суда, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, признать решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск Самарской области N 336 от 21.05.09г. недействительным.
В апелляционной жалобе указывает, что обжалуемым решением изменены результаты кадастровой оценки на земельный участок. При этом кадастровая оценка изменена в части изменения кадастровой стоимости земельного участка, которая установлена в размере 1 рубля для использования участка в целях эксплуатации здания остановочного павильона (торговая деятельность).
В то же время, согласно кадастровому паспорту, датированному 19.11.2008 года, стоимость участка составляет 215 352 рубля 50 коп.
Таким образом, учитывая п. 2 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 18 Закона Самарской области N 94-ГД от 11.03.2005 г. "О земле", данный участок должен быть предоставлен в собственность третьему лицу - ЗАО "Тандер", являющемся собственником объекта недвижимости, расположенного на участке по цене, равной 0, 08 рублей.
Заключение договора купли-продажи на таких условиях ущемляет имущественные права Российской Федерации как продавца, так как при продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Чапаевск, ул. Котовского, д. 23 А, по неактуальной цене, Российская Федерация недополучает в федеральный бюджет средства.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о недоказанности заявителем нарушения право и законных интересов необоснован.
В судебное заседание представитель Территориального управления Росимущества в Самарской области не явился, извещен надлежащим образом.
Представители Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск, закрытого акционерного общества "Тандер", главы городского округа Чапаевск, администрации городского округа Чапаевск считают решение суда законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству была размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
21.05.2009 года Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Чапаевск вынесено решение N 336 о внесении изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером 63:10:0205004:0002. В названном решении отражено - изменить результаты кадастровой оценки на земельный участок из земель населенных пунктов, для использования в целях эксплуатации здания остановочного павильона (торговая деятельность), находящийся по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Котовского, 23А, площадью 550.0 кв.м. (л.д.9).
Заявитель, узнав, что Комитетом вынесено оспариваемое решение, предпринял меры для урегулирования указанных нарушений в досудебном порядке. Заявителем в адрес органа, осуществляющего кадастровый учет, неоднократно направлялись обращения о предоставлении сведений о правомерности изменения результатов кадастровой оценки на указанный выше земельный участок. Из последнего ответа на обращения заявителя от 03.06.2010 года N 11-3835-1, Теруправлению стало окончательно известно, что принятое оспариваемое решение, издано Комитетом в нарушение действующего законодательства и не приведено в соответствие с земельным законодательством, что нарушает его права (л.д.10-13,15-17), поэтому Управление 05.08.2010 года обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
С учетом этих обстоятельств и положений п.4 ст.198 АПК РФ подлежит удовлетворению ходатайство ТУ Росимущества в Самарской области о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, предусмотренного п. 4 ст.198 АПК РФ.
Суд, оказывая в удовлетворении требований Территориального управления, пришел к выводу, что оспариваемое решение не явилось основанием для установления кадастровой стоимости земельного участка, равной 1 руб.
Однако пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная оценка земель (за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка).
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Эти правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В своей работе Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости руководствовалось Административным регламентом по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215.
Для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316).
Таким образом, решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск от 21.05.2009 года N 336 об изменении результатов кадастровой оценки на земельный участок с кадастровым номером 63:10:0205004:0002 принято в нарушение земельного законодательства, так как Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск не является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть Комитетом по управлению муниципальным имуществом в данном случае превышены полномочия.
Кроме того, указанное в решении Комитета разрешенное использование "в целях эксплуатации здания остановочного павильона (торговая деятельность)" противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.1) и Земельного кодекса РФ (п.12.ст.85).
Указанные обстоятельства подтверждают доводы Территориального управления о незаконности принятого Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Чапаевск решения.
Кроме того, суд, отказывая в удовлетворении требований, в обжалуемом решении пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение принято в нарушение земельного законодательства, а также, что использование в решении в целях эксплуатации здания остановочного павильона (торговая деятельность) противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ и ЗК РФ.
Однако суд отказал в удовлетворении требований со ссылкой на положения статей 198, 201 АПК РФ, поскольку пришел к выводу, что заявителем не представлено суду доказательств, каким образом нарушены права Территориального управления Росимущества в Самарской области.
Однако, решением изменены результаты кадастровой оценки на земельный участок. При этом кадастровая оценка изменена в части изменения кадастровой стоимости земельного участка, которая установлена в размере 1 рубля для использования участка в целях эксплуатации здания остановочного павильона (торговая деятельность).
В то же время, согласно кадастровому паспорту, датированному 19.11.2008 года, стоимость участка составляет 215 352 рубля 50 коп.
Таким образом, учитывая п. 2 ст. 2 федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 18 Закона Самарской области N 94-ГД от 11.03.2005 г. "О земле", данный участок должен быть предоставлен в собственность третьему лицу - ЗАО "Тандер", являющемся собственником объекта недвижимости, расположенного на участке по цене, равной 0, 08 рублей.
Заключение договора купли-продажи на таких условиях ущемляет имущественные права Российской Федерации как продавца, так как при продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Чапаевск, ул. Котовского, д. 23 А, по неактуальной цене, Российская Федерация недополучает в федеральный бюджет средства.
Поэтому, вывод суда первой инстанции о недоказанности заявителем нарушения прав и законных интересов не соответствует обстоятельствам дела, согласно пп.3 ч.1 ст.270 АПК РФ решение суда следует отменить и заявленные Территориальным управлением Росимущества в Самарской области требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2010 г. по делу N А55-17082/2010 отменить.
Заявленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск N 336 от 21.05.2009 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17082/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. о. Чапаевск
Третье лицо: Администрация г. о. Чапаевск, Глава городского округа Чапаевск, Главе городского округа Чапаевск Д. В.Блынскому, ЗАО "Тандер", Управление Росреестра по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4482/11