Муниципальное унитарное предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению и водоотведению, просит разъяснить правомерность применения п. 2 ст. 154 НК РФ. Согласно договору между МУП и муниципальным учреждением "Служба заказчика" (далее - заказчик) МУП предоставляет потребителям (населению и организациям) услуги по водоснабжению и водоотведению, а также обслуживает соответствующие инженерные системы, находящиеся на балансе заказчика. Заказчик представляет интересы потребителей (то есть МУП напрямую с населением не работает), собирает с них платежи за оказанные услуги, обеспечивает своевременное перечисление денежных средств для оплаты услуг МУП. Источником при этом являются средства населения и арендаторов, а также средства, полученные заказчиком из бюджетов различных уровней на покрытие убытков при предоставлении льгот и субсидий отдельным категориям граждан.
Заказчик выставляет счета органу социальной защиты на суммы возмещения льгот из федерального и республиканского бюджета по жилищно-коммунальным услугам без НДС. Орган соцзащиты оплачивает эти счета без НДС. В свою очередь, заказчик ежемесячно представляет МУП сводную ведомость начислений по коммунальных услугам, в которой указывает суммы льгот, возмещаемых из бюджетов, без НДС (в строках "Начислено" и "Итого" суммы в части льгот указаны также без НДС). Вместе с тем в данном документе справочно приводятся "Суммы НДС по льготам". МУП выставляет счета на предоставляемые услуги всем потребителям, в том числе и заказчику (но не населению), с учетом НДС.
Операции по реализации коммунальных услуг на территории РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются объектом обложения НДС. Согласно п. 3 Правил предоставлении коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Порядок определения налоговой базы по НДС налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, предусмотрен п. 2 ст. 154 НК РФ.
Согласно вышеуказанному положению при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Кроме того, с 01.01.2006 действует абзац 3 п. 2 ст. 154 НК РФ, введенный Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, при определении налоговой базы по НДС учитывается фактическая цена реализации услуг, то есть которая предъявлена к оплате потребителям. В данном случае это сумма, отраженная по строке "начислено" сводной ведомости.
Кроме того, наряду со средствами потребителей источником оплаты услуг МУП являются средства, полученные заказчиком из бюджетов различных уровней на покрытие убытков при предоставлении льгот и субсидий отдельным категориям граждан. При получении бюджетных средств необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Учитывая изложенное и принимая во внимание норму пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ об увеличении налоговой базы по НДС на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в случае если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организации по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.
Это мнение Минфина изложено в письмах от 27.07.2006 N 03-04-11/126, от 02.10.2006 N 03-04-11/183, от 01.11.2006 N 03-04-11/201.
Заметим, что в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ при получении денежных средств, связанных с оплатой работ, услуг, предусмотренных ст. 162 НК РФ, сумма налога должна определяться расчетным методом с использованием ставки 18/118.
Е.И. Данилович
1 мая 2007 г.
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"