г. Томск |
Дело N 07АП-3085/11 |
20 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.,
судей: Журавлёвой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 05.03.2011 года
по делу N А03-1275/2011 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению МУП г. Бийска "Трансагентство", г. Бийск
к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, г.Барнаул
о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2011 N 1
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие г. Бийска "Трансагентство" (далее - МУП "Трансагентство", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд алтайского края с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.01.2011 N 1 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы отсутствием вины Предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку Предприятием были приняты все необходимые меры по получению тарифа на тепловую энергию, но в связи с наступлением холодов, необходимо было открывать отопительный сезон в городе, также Предприятие полагает, что есть основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2011 по делу N А03-1275/2011 заявленные предприятием требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на отсутствие оснований для применения статей 2.7, 2.9 КоАП РФ, т.к. факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ Предприятием не отрицается, бездействие Предприятия по не утверждению тарифа на тепловую энергию не может быть квалифицировано как бездействие в состоянии крайней необходимости, поскольку осуществление деятельности по неустановленным тарифам, не представление материалов для расчета тарифа на 2010 год не устранено заявителем до настоящего времени.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Предприятием письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители сторон не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении). От апеллянта в материалы дела представлено ходатайство (поступило в суд 11.05.2011) о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом прокурором г. Бийска проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.
В ходе проверки установлено, что с 01.09.2010 МУП "Трансагентство" в нарушение порядка ценообразования и 4 части 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N210-ФЗ) осуществляло поставку тепловой энергии жителям г.Бийска без установленных для заявителя тарифов.
По результатам проверки от 23.11.2010 прокурором г. Бийска было возбуждено дело об административном правонарушении, которое вместе с материалами проверки было направлено в Управление для решения вопроса о привлечении МУП "Трансагентство" к административной ответственности.
Постановлением от 25.01.2011 N 1 Управление привлекло МУП "Трансагентство" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Ко АП РФ.
Не согласившись с законностью и обоснованностью указанных выводов Управления заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об осуществление МУП "Трансагентство" деятельности по обеспечению тепловой энергией жителей г.Бийска, без утвержденных тарифов, что подтверждается материалами дела, не оспаривается МУП "Трансагентство" и образует состав вменяемого административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, однако, суд счел, что имеются основания для применения статьи 2.7 КоАП РФ, поскольку МУП "Трансагентство" действовало в состоянии крайней необходимости, в целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий и ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния населения, вызванных отсутствием тепла в г. Бийске, что в силу пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений), тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Согласно части 1 статьи 5, Закона N 190-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в том числе утверждают нормативы технологически х потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более; утверждают нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; утверждают нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; утверждают инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов; определяют систему мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, составление топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации, иные полномочия, предусмотренные другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10.03.2010 N 81 "Об утверждении положения об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов" (далее - Постановление N 81) определено, что органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Из пункта 4.1 Постановления N 81 следует, что Управление устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 4 статьи 2 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (в редакции действовавшей, на период спорных правоотношений), которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пунктам 7, 10, 16, 18 и 19 указанных Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на тепловую энергию. Регулирующий орган силами своих сотрудников проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа.
Пунктом 4 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В коммунальные услуги, предоставляемые потребителям, включается горячее водоснабжение, отопление.
Согласно пункту 15 Правил N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Таким образом, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что Администрацией г.Бийска принято решение, в соответствии с которым 31.08.2010 МУП г.Бийска "Теплоэнергия" передало все имеющееся на балансе имущество МУ "Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска", которое в свою очередь 01.09.2010 на основании договора хранения N 3 и акта передачи от 01.09.2010 передало его МУП "Трансагентство". С наступлением низкой температуры окружающей среды МУП "Трансагентство" фактически приступило к осуществлению функций теплоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации в сентябре 2010 года, при этом начиная с 23.09.2010 по 31.12.2010 тарифами, утвержденными для заявителя в установленном законе порядке, не располагало.
Документы, обосновывающие необходимость установления тарифов на тепловую энергию на 2010 год с 01.09.2010 по 31.12.2010 на тепловую энергию, МУП "Трансагентство" в Управление не представило.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что осуществление МУП "Трансагентство" деятельности по обеспечению тепловой энергией жителей г.Бийска, без утвержденных тарифов на период с 23.09.2010 по 31.12.2010, подтверждается материалами дела и не оспаривается МУП "Трансагентство", пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
Как следует из материалов дела муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 69 605 080 рублей передано заявителю 01.09.2010 на основании договора хранения. По указанному договору хранения от 01.09.2010 заявитель обязуется принять муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 69 605 080 рублей и хранить его в течение установленного договором срока или до востребования.
В связи с тем, что с заявителем не был заключен договор о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом, как это было с его предшественником МУП г.Бийска "Теплоэнергия", заявитель был лишен возможности представить необходимый для утверждения цен и тарифов пакет документов.
Эксплуатация вышеуказанного имущества в целях выполнения деятельности по передаче, производству и сбыту тепловой энергии для обеспечения объектов города Бийска тепловой энергией начата заявителем с 23.09.2010 на основании письма МУ "Управление муниципальным имуществом" от 04.10.2010 о согласии на эксплуатацию муниципального имущества, во исполнение Распоряжения Администрации г.Бийска о начале отопительного сезона от котельных МУП "Трансагентство" от 20.09.2010.
Заявитель обращался в Управление с письмом от 29.09.2010 о рассмотрении вопроса об использовании на 2010 год регулируемого тарифа, утвержденного МУП г.Бийска "Теплоэнергия", однако ответа им получено не было (т. 1 л.д. 70).
Получение заявителем письма Управления от 23.11.2010 (т.1 л.д. 105) Управлением не доказано.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, также как суд первой инстанции считает, что при указанных обстоятельствах Предприятие, фактически оказывая услуги по подаче тепловой энергии без утвержденных дня него тарифов, действовало в состоянии крайней необходимости.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Как установил суд первой инстанции из договора хранения от 01.09.2010 N 3, акта приема передачи от 01.09.2010, приказа от 11.08.2010 N 362 с 01.09.2010, а также пояснений представителей сторон, иные энергоснабжающие организации, оказывающие услуги по теплоснабжению в пределах территориальных границ г. Бийска, отсутствуют.
Деятельность Предприятия по обеспечению тепловой энергией жителей г. Бийска носит социально значимый характер, так как связана с обеспечением граждан тепловой энергией, горячей водой; с наступлении холодов, Предприятие во избежание причинения вреда жизни и здоровью населения, причинения ущерба другим хозяйствующим субъектам города вынуждено было приступить к началу отопительного сезона, без утвержденных тарифов на тепловую энергию.
Таким образом, квалификация действия Предприятия с учетом положений статьи 2.7 КоАП РФ, произведена судом первой инстанции правомерно, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Доводам Предприятия о наличии в его действиях признаков малозначительности, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 05 марта 2011 года по делу N А03-1275/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Колупаева Л.А. |
Судьи |
Журавлёва В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1275/2011
Истец: МУП г. Бийска "Трансагентство"
Ответчик: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3085/11