г. Пермь
20 мая 2011 г. |
Дело N А71-88/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васевой Е.Е., Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.
при участии:
от заявителя Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования (ИНН 5262130969): Овчаренко К.Г. - представитель по доверенности от 03.05.2011 г..;
от заинтересованного лица ООО "Нефтесервис" (ОГРН 1061841049665 , ИНН 1835073603): Бахматов М.Р. - директор (решение от 13.10.2006), предъявлен паспорт, Булатов В.Ю. - ордер N 005123 от 18.05.2011 г..,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Нефтесервис" (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 марта 2011 года
по делу N А71-88/2011,
принятое судьей Валиевой З.Ш.
по заявлению Отдела (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования
к ООО "Нефтесервис"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования обратился в арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о привлечении ООО "Нефтесервис" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 марта 2011 года ООО "Нефтесервис" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
ООО "Нефтесервис" (заинтересованное лицо), не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при отборе проб дизельного топлива инспекция нарушила п. 2.2.1, 2.3, 2.4, 4.4 , 9.8-9.8.2, 9.8.4, 9.8.6 ГОСТа 2517-85 и Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 231.
Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования (заявитель по делу) представил письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 4051 от 20.10.2010 г.. Инспекцией Ростехрегулирования в период 02.12.2010 г.. по 27.12.2010 г.. проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания N135-п от 18.10.2010 г.. на АЗС, принадлежащих ООО "Нефтесервис", расположенных по адресам: г. Воткинск, ул. Пугачева, 156, п. Кизнер, ул. Дорожников, 3, с. Селты, ул. Первомайская, 75а, с. Вавож, 2-ой километр автодороги Вавож-Кильмезь.
В ходе проверочных мероприятий на АЗС были отобраны пробы топлива, что отражено в актах отбора (образцов) проб N N 162/1, 162/2, 162/3 от 02.12.2010 г.., 162/4 от 08.12.2010 г..
Анализ проб, проведенный ФГУ "Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации" показал, что ООО "Нефтесервис" при хранении и реализации дизельного топлива на АЗС нарушены требования п. 10 и Приложения N 2 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г.. N 118.
Нарушение выразилось в несоответствии массовой доли серы в хранимом и реализуемом ООО "Нефтесервис" дизельном топливе. При норме не более 500 мг/кг фактическое значение данного показателя составило: в пробе, отобранной на АЗС ООО "Нефтесервис", расположенной по адресу: г. Воткинск, ул. Пугачева, 156, согласно протоколу испытаний N 116/10 от 15.12.2010 г.. - 4090 мг/кг; в пробе, отобранной на АЗС ООО "Нефтесервис", расположенной по адресу: с. Селты, ул. Первомайская, 75а, согласно протоколу испытаний N 114/10 от 15.12.2010 г.. - 3297 мг/кг; в пробе, отобранной на АЗС ООО "Нефтесервис", расположенной на втором километре автодороги Вавож-Кильмезь, согласно протоколу испытаний N 113/10 от 15.12.2010 г.. - 8245 мг/кг.
По результатам проверки составлен акт N 162 М/С от 27.12.2010 г.. Директор ООО "Нефтесервис" Бахметов М.Р. от подписания акта отказался.
27.12.2010 г.. ООО "Нефтесервис" выдано предписание N 162-п об устранении выявленных нарушений в срок до 31.03.2011 г..
По факту выявленных в ходе проверки нарушений в присутствии директора ООО "Нефтесервис" Бахметова М.Р. составлен протокол N 94 от 27.12.2010 г.. о совершении ООО "Нефтесервис" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ. Директор ООО "Нефтесервис" Бахметов М.Р. от подписания протокола отказался.
Акт проверки и протокол об административном правонарушении направлены в адрес ООО "Нефтесервис" почтовым отправлением.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ООО "Нефтесервис" к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и привлекая общество к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45 000 руб., пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Вывод суда является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
В части 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного этой нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или связанным с ней процессами производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям и защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Отклонение от обязательных требований стандартов в процессе производства и реализации продукции посягает на режим государственного регулирования безопасности продукции в сфере порядка управления и влечет применение административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
С учетом изложенного в предмет доказывания по данному делу входит установление факта реализации продукции с нарушением обязательных требований стандартов.
Как следует из представленных доказательств и установлено судом первой инстанции, ООО "Нефтесервис" осуществляло хранение и реализацию дизельного топлива на автозаправочных станциях с нарушением требований Технического регламента.
Факт несоответствия дизельного топлива хранящегося и реализуемого на АЗС, принадлежащих ООО "Нефтесервис", расположенных по адресам: г. Воткинск, ул. Пугачева, 156; с. Селты, ул. Первомайская, 75а; с. Вавож, 2-ой километр автодороги Вавож-Кильмезь требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" по содержанию массовой доли серы, подтверждается протоколами отбора (образцов) проб N 162/2, 162/3 от 02.12.2010 г.., 162/4 от 08.12.2010 г.., протоколами испытаний NN113/10, 114/10, 116/10 от 15.12.2010 г.., актом N 162 М/С и протоколом об административном правонарушении N 94 от 27.12.2010 г..
Оспаривая решение суда, заявитель апелляционной жалобы, указывает, что при отборе проб дизельного топлива инспекция нарушила п. 2.2.1, 2.3, 2.4, 4.4, 9.8-9.8.2, 9.8.4, 9.8.6 ГОСТа 2517-85.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно ст. 12, ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О техническом регулировании", стандарты применяются на добровольной основе.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения энергетической эффективности.
Таким образом, требования государственных стандартов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти являются обязательными только в части, соответствующей целям технического регулирования, перечисленным выше.
Требования государственных стандартов ГОСТ Р 52659-2006 "Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб" и ГОСТ 2517-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора I проб" являются обязательными только в части, соответствующей требованиям безопасности при отборе проб, а именно: раздел 3 ГОСТ 2517-85; раздел 9, Приложение А ^ОСТ Р 52659-2006.
Таким образом, остальные требования вышеуказанных государственных стандартов обязательными не являются.
Ссылка общества на то, что при отборе проб дизельного топлива инспекция нарушила Инструкцию по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 231, отклоняется апелляционной инстанцией.
Согласно п. 3.1 "Инструкции по контролю и обеспечению качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения", утвержденной приказом Минэнерго России N 231 от 19.06.2003 г., требования данной инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.
Каких-либо ссылок на обязательное применение органами государственного контроля (надзора) при проведении проверок обязательных требований к нефтепродуктам "Инструкция по сохранению качества нефтепродуктов" не содержат.
Как правильно указал суд первой инстанции, каких-либо нарушений при отборе проб, административным органом не допущено. Акты отбора образцов от 02.12.2010 г.., от 08.12.2010 г.. были подписаны заместителем директора Вишняковым С.В. без возражений, какие-либо претензии по поводу применения неправильного метода отбора проб не были заявлены обществом, в том числе и по чистоте использованных для отбора ёмкостей. Из пояснений административного органа следует, что ёмкости для отбора проб были предоставлены аккредитованной испытательной лабораторией. Судом первой инстанции правильно отмечено, что в ходе проверки отбиралось 6 проб (2 пробы бензина и 4 пробы дизельного топлива), результаты испытаний проб бензина свидетельствуют о его соответствии требованиям Технического регламента, результаты испытаний дизельного топлива, реализуемого на АЗС в пос.Кизнер, также свидетельствуют о его соответствии Приложению N 2 Технического регламента. При этом методы отбора проб в ходе проверки на всех АЗС являлись идентичными. Испытания отобранных образцов нефтепродуктов проведены аккредитованной испытательной лабораторией. Достоверность результатов проведенных испытаний в установленном порядке не оспорена и не признана недействительной.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность продавца проверять качество нефтепродуктов при их хранении и реализации через АЗС предусмотрена Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД-153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001г. N 229 и положениями Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтеобеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231.
Проанализировав положения вышеуказанных нормативных актов, и оценив надлежащим образом имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции установил, что ООО "Нефтесервис" всех зависящих от него мер по обеспечению соответствия хранящегося и реализуемого потребителям дизельного топлива Техническому регламенту "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", не принимало.
Доказательств отсутствия у общества возможности соблюдения требования законодательства в области соблюдения требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений в материалах дела также не имеется.
Как верно отметил суд первой инстанции, превышение показателя "Массовая доля серы" установленным требованиям стало возможным вследствие непринятия обществом своевременных мер по отбору проб на проведение анализа качества нефтепродуктов, поскольку несоответствие дизельного топлива установленным нормам по данному показателю, можно было выявить также на стадии приемки нефтепродуктов в резервуары АЗС.
Учитывая, что обществом не были приняты меры по контролю качества реализуемых нефтепродуктов при наличии возможности для соблюдения правил и норм, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что в действиях общества имеется вина в совершении вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден административным органом, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли, наказание обществу судом первой инстанции назначено в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
В результате изложенного решение суда от 15 марта 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Нефтесервис" - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 марта 2011 года по делу N А71-88/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Нефтесервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Е. Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-88/2011
Истец: Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта, Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования
Ответчик: ООО "Нефтесервис"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3590/11