25 мая 2011 г. |
Дело N А65-28897/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-Магистраль" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-Магистраль"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2011 года по делу N А65-28897/2010 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТАИФ-Магистраль", (ИНН 1655035302), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-972/2010 от 01 декабря 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТАИФ-Магистраль" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-972/2010 от 01.12.2010 по ст. 14.31 КоАП РФ в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "ТАИФ-Магистраль" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по РТ отклонило приведенные в ней доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "ТАИФ-Магистраль" осуществляет услуги речного порта на территории речного порта г. Набережные Челны и включено в Реестр хозяйствующих субъектов Республики Татарстан, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 процентов на соответствующем товарном рынке.
Из представленных Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам сведений (исх.N 2-14/1824 от 05.07.2010) следует, что услуги по приему подсланевых вод и отработанных масел; хозяйственных и фекальных вод относятся к услугам, которые оказывают субъекты естественных монополий, и цены на которые регулируются государством.
Следовательно, предоставляя услуги, относящиеся к услугам субъектов естественных монополий, общество обязано утвердить применяемые тарифы в уполномоченном государственном органе.
По запросу ответчика заявителем письмом (исх.N 279 от 16.09.2010) представлен перечень судовладельцев, с которыми заключались договоры на оказание услуг по Комплексному обслуживанию флота (далее - КОФ) за 2009-2010 гг. и приложены копии договоров, где в Приложении N 1 перечислены установленные ООО "ТАИФ-Магистраль" ставки по КОФ в том числе: прием подсланевых вод и отработанных масел, прием хозяйственных и фекальных вод.
Поскольку заявителем представлены также документы, подтверждающие оказание услуг по КОФ и получение денежных средств от судоходных компаний за оказанные услуги, в том числе счета-фактуры, акты на выполненные работы, платежные поручения, ответчик счел, что в 2009 г. и в 2010 г. заявитель оказывал услуги по КОФ, цены и тарифы на которые регулируются государством.
Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан дела N 05-352/2010 в отношении ООО "ТАИФ-Магистраль" в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
По результатам рассмотрения указанного дела, ответчиком вынесено решение, которым ООО "ТАИФ-Магистраль" признано нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
17 ноября 2010 года в отношении ООО "ТАИФ-Магистраль" Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ составлен протокол об административном правонарушении N 05-972/2010 по ст. 14.31 КоАП РФ.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-593/2010 от 01.12.2010 ООО "ТАИФ-Магистраль" привлечено к ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая правильной позицию ответчика, обоснованно руководствовался следующим.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" определены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе применение органами регулирования естественных монополий ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на услуги, относящиеся к услугам, оказываемыми субъектами естественных монополий.
Правительство РФ Постановлением N 293 от 23.04.2008 утверждило Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в котором определен перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включающий в себя комплексное обслуживание флота.
К услугам, оказываемым субъектами естественных монополий в речных портах, относятся обеспечение безопасности плавания и порядка в порту, предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта, обеспечение лоцманской проводки судов (внутрипортовая проводка), комплексное обслуживание флота и услуги буксиров. Комплексное обслуживание флота включает в себя прием хозяйственно-фекальных стоков, пищевых отходов и сухого мусора, а также подсланевых вод с судов, снабжение их питьевой водой у причала, подход топливозаправщика к судну и др.
Из материалов дела следует, что ООО "ТАИФ-Магистраль" является хозяйствующим субъектом, который осуществляет в порту г. Набережные Челны, а также в пределах территории р.Вятки до устья р.Белой, услуги относящиеся к сфере услуг естественных монополий, а именно услуги по комплексному обслуживанию флота, в том числе прием подсланевых вод и отработанных масел, прием хозяйственных и фекальных вод.
В рамках рассмотрения антимонопольного дела заявителем был представлен перечень судовладельцев (исх. N 287 от 07.06.2010) с которыми были заключены договора на оказание услуг КОФ на 2009 г. и 2010 г., включая услуги, в том числе по приему подсланеневых вод и отработанных масел, прием хозяйственных и фекальных вод. Также были представлены сведения (исх. N 280 от 17.09.2010) об объемах оказанных услуг КОФ в 2009 г., 2010 г. и о выручке, полученной за реализацию услуг КОФ в 2009-2010 гг. Прием подсланеневых вод и отработанных масел 147,6 тн. на сумму 335494,8 руб. Прием хозяйственных и фекальных вод 268,2 тн. на сумму 406 323 руб. Всего на сумму 741 817,8 руб.
Таким образом, заявитель осуществляет регулируемые виды деятельности в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов), на основании самостоятельно установленных тарифов.
В соответствии с п.9 приказа ФСТ N 208 от 27.10.2006 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции ФСТ по формированию и ведению реестра субъектов естественной монополии, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль", основанием для рассмотрения вопросов, связанных с ведением Реестра, являются соответствующие заявления хозяйствующих субъектов, а также иные обращения. Таким образом, включение в Реестр субъектов естественной монополии носит заявительный характер.
Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" (далее - Положение).
В соответствии с п. 6 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в речных портах, не включенных в перечень субъектов естественных монополий в речных портах, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.08.2009 N 182-т/3.
Сведения об ООО "ТАИФ-Магистраль" отсутствуют в вышеуказанном перечне субъектов естественных монополий, соответственно цены (тарифы, сборы) на оказываемые обществом услуги, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий регулируются Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что действия занимающего доминирующее положение ООО "Таиф-Магистраль", выразившееся в самостоятельном установлении цен (тарифов) на услуги, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 293 от 23.04.2008 подлежат государственному регулированию (в том числе прием подсланеневых вод и отработанных масел и прием хозяйственных и фекальных вод) свидетельствуют о нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Нарушений административного законодательства, которые могли бы повлечь недействительность оспариваемого постановления, ответчиком не допущено.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
Поскольку материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2011 года по делу N А65-28897/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
С.Т.Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28897/2010
Истец: ООО "ТАИФ-Магистраль", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3604/11