23 мая 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-12338/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2011 года по делу N А05-12338/2010 (судья Дмитревская А.А.),
установил
Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - управление) обратилось в арбитражный суд со следующими требованиями: к Правительству Архангельской области (далее - Правительство) о признании недействительной конкретной процедуры отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы"; к Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - Министерство): о признании недействительной конкретной процедуры отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" и о признании недействительным распоряжения от 22.12.2009 N 179 "О распределении средств федерального и областного бюджетов на реализацию долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" на 2009 год".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Агрохолдинг" (далее - ОАО "Агрохолдинг") и открытое акционерное общество "Каргополье" (далее - ОАО "Каргополье").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2011 по делу N А05-12338/2010 в удовлетворении требований управлению отказано.
УФАС не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2011 отменить, в удовлетворении требований Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области отказать.
Правительство Архангельской области в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась.
От Министерства, ОАО "Агрохолдинг" и ОАО "Каргополье" отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2008 N 495 утверждена отраслевая целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы" (далее - отраслевая целевая программа).
Постановлением администрации Архангельской области от 11.03.2009 N 62-па/9 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" (далее - областная программа), которая является составной частью отраслевой целевой программы.
В целях реализации областной программы постановлением Правительства Архангельской области от 10.11.2009 N 154-пп утвержден Порядок отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" (далее - Порядок отбора участников).
Согласно пункту 2 раздела 1 Порядка отбора участников в указанном отборе принимают участие зарегистрированные на территории Архангельской области:
- открытые акционерные общества, в состав которых на правах акционера входит Архангельская область в лице уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области и которые на правах акционера (участника) входят в организации агропромышленного комплекса Архангельской области, осуществляющие производственную и финансовую деятельность по производству, переработке и сбыту молока и (или) молочной продукции (далее - объединения);
- организации агропромышленного комплекса, осуществляющие производство и переработку и сбыт молока и (или) молочной продукции и входящие в объединения.
В соответствии с протоколом от 22.12.2009 N 1 заседания комиссии по отбору участников областной программы победителем отбора участников данной программы решено признать ОАО "Агрохолдинг" и организации, входящие в данное интегрированное объединение, а также определить получателем государственной поддержки в рамках областной программы в 2009 году ООО "Каргополье" (51% акций владеет ОАО "Агрохолдинг").
Распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области) от 22.12.2009 N 179 "О распределении средств федерального и областного бюджетов на реализацию долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" на 2009 год" утверждено распределение средств федерального и областного бюджетов на реализацию Программы на 2009 год согласно Приложению: ООО "Каргополье" 3 081 000 руб. средств федерального бюджета и 1 000 000 руб. средств областного бюджета.
Письмом от 26.03.2010 прокуратура Архангельской области направила управлению для организации проверки обращение директора ООО "Агропредприятие Двинское" от 02.03.2010 N 1, по мнению которого, пункт 2 раздела 1 постановления Правительства области от 10.11.2009 N 154-пп, установивший требования к участникам отбора для участия в областной программе, нарушает законные права и интересы данного общества и создает необоснованные административные барьеры для развития субъектов агропромышленного комплекса.
В связи с этим УФАС 20.04.2010 возбудило в отношении Правительства дело N 25-10 по признакам нарушения требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) указала, что, установив в качестве критериев допуска к участию в отборе требование о вхождении в объединения, Правительство ограничило доступ к участию в областной программе и, как следствие, к получению субсидий для хозяйствующих субъектов, не входящих в объединения, а также предоставило преимущества организациям агропромышленного комплекса, чьи акции (доли) приобрело ОАО "Агрохолдинг". Комиссия также сделала вывод, что ни отраслевая целевая программа, ни областная программа не предусматривают условий участия, основываясь на конкретной организационно-правовой форме потенциального участника (открытое акционерное общество), а также условий участия в таком обществе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Комиссия решила (решение от 07.07.2010 N 05-03/3179) признать факт нарушения Правительством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении противоречащих антимонопольному законодательству критериев Порядка отбора участников (1); выдать предписание о внесении в срок до 02.08.2010 изменений в Порядок отбора участников, направленных на обеспечение доступа к участию в отборе хозяйствующим субъектам вне зависимости от организационно-правовой формы и от вхождения в объединении (2); рассмотреть вопрос об обращении в арбитражный суд с иском о признании недействительным результатов отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 гг." (3).
На основании пункта 3 решения от 07.07.2010 в рамках дела N 25-10 по признакам нарушения Правительством статьи 15 Закона о защите конкуренции управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, проверив оспариваемые процедуру и распоряжение на соответствие части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и постановлению Правительства Архангельской области от 10.11.2009 N 154-пп и установив, что управлением не доказано, что предоставление субсидий отобранным на конкурсной основе в соответствии со спорными положениями Порядка отбора участникам программы приведет к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке сельхозпроизводителей, отказал ему в удовлетворении заявления. При этом суд признал, что Правительство не может быть ответчиком по данному делу, и, кроме того, управлением пропущен срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения от 22.12.2009 N 179.
Апелляционная инстанция поддерживает данные выводы, а также согласна с выводом суда об отсутствии в действиях Правительства и Министерства нарушений Порядка отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 10.11.2009 N 154-пп по следующим основаниям.
Порядок отбора участников областной программы является действующим нормативным правовым актом.
Пунктом 6 Порядка отбора участников предусмотрено, что для участия в отборе претенденты направляют в Департамент агропромышленного комплекса Архангельской области заявку на участие в Программе с приложением следующих документов:
1) анкеты организации согласно приложению к настоящему Порядку;
2) выписки из единого государственного реестра юридических лиц, полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи заявки, или нотариально заверенной копии такой выписки;
3) копии учредительных документов;
4) решения собственника или органа, уполномоченного на принятие решений, претендента об участии в Программе;
5) технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, а также (при наличии) проектно-сметной документации и документов, подтверждающих выполненные работы и поставку технологического оборудования;
6) справки:
об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации на дату, которая не превышает 30 дней до подачи заявки;
об отсутствии или наличии в отношении претендента решения о признании его несостоятельным (банкротом);
7) следующих документов, подтверждающих наличие собственных и (или) заемных средств, а также возможность привлечения заемных средств:
бухгалтерского баланса претендента;
справки кредитного учреждения о возможности предоставления претенденту заемных средств.
Отбор участников областной программы проводился комиссией по отбору участников областной программы, образованной распоряжением Губернатора Архангельской области от 16.11.2009 N 437-р.
В протоколе заседания комиссии по отбору участников от 22.12.2009 N 1 усматривается, что претенденты ОАО "Молоко" и ОАО "Агрохолдинг" оценивались по всем вышеназванным критериям, ОАО "Агрохолдинг" были представлены все необходимые документы, данное общество соответствовало установленным требованиям по всем критериям, а ОАО "Молоко" не соответствовало установленным критериям не только по соблюдению требований к интегрированному объединению, но и по соблюдению требований к инвестиционному проекту, а также не была представлена справка об отсутствии или наличии в отношении претендента решения о признании его несостоятельным (банкротом), и при этом ОАО "Молоко" не представлена заявка на участие в Программе.
Как отмечено выше, по результатам отбора распределение средств федерального и областного бюджетов на реализацию Программы на 2009 год утверждено распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Архангельской области от 22.12.2009 N 179.
Поскольку предметом иска является законность проведения конкретной процедуры отбора участников вышеназванной долгосрочной программы, а также указанного выше распоряжения, поэтому Правительство не может являться ответчиком по данному делу. Процедура отбора участников Правительством и Министерством не нарушена.
В исковом заявлении управление указывает на нарушение Правительством пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Данной нормой предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) торги являются одним из способов размещения заказа.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В рассматриваемом случае целью проведения отбора являлось предоставление субсидии участнику отбора, соответствующему установленным критериям отбора. Порядком отбора участников регулируются отношения по предоставлению субсидий, то есть бюджетные правоотношения, а не отношения, связанные с размещением заказов.
Следовательно, доводы управления основаны на неправильном толковании пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При этом судом также обоснованно учтено, что решение и предписание управления о признании установленных критериев Порядка отбора участников противоречащими антимонопольному законодательству признаны недействительными решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2010 по делу N А05-8723/2010, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2010 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2011, то есть вступившим в законную силу.
Названными судебными актами подтверждена незаконность решения и предписания управления от 07.07.2010 N 05-03/3179 в отношении Правительства Архангельской области и установлено, что учредителями ОАО "Агрохолдинг" являются Архангельская область в лице уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области с долей 25% + 1 акция и 2 физических лица.
Согласно письму Правительства Архангельской области от 15.06.2010 N 06-31/54 на данный момент ОАО "Агрохолдинг" имеет: - 51% в уставном капитале ООО "Каргополье": - 51% в уставном капитале ООО "Приозерное"; - 51% в уставном капитале ООО "Орловское"; - 40% в уставном капитале ООО "Афанасьевская", - 25% + 1 акцию в уставном капитале ОАО "Северодвинск-молоко".
Из решения суда по делу N А05-8723/2010 следует, что требование о вхождении в объединение установлено самой целевой программой, согласно которой участниками Программы могут быть интегрированные объединения и входящие в интегрированные объединения организации агропромышленного комплекса, однако, управление не ставит под сомнение соответствие антимонопольному законодательству самой целевой программы в указанной части. Также установлено, что изложенные в Порядке отбора критерии не препятствуют участию в программе иных, созданных наравне с ОАО "Агрохолдинг", интегрированных объединений, а равно не препятствуют их созданию. Таким образом, мотивировочная часть решения управления не соответствует выводам (резолютивной части решения), поскольку, анализируя фактически состоявшийся отбор участников программы и его результаты, управление пришло к выводу о несоответствии антимонопольному законодательству нормативного правового акта (рассчитанного на неоднократное применение), что и вменено в качестве нарушения.
Судом не было установлено нарушения Правительством Порядком отбора участников иных прямых запретов, перечисленных в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Управлением не доказано, что предоставление субсидий отобранным на конкурсной основе в соответствии со спорными положениями Порядка отбора участников программы приведет к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке сельхозпроизводителей. В ходе проверки УФАС не установлена зависимость возможности осуществлять деятельность на товарном рынке с получением субсидии в рамках названной Программы, то есть, неполучение такой субсидии не препятствует хозяйствующему субъекту осуществлять деятельность в качестве сельхозпроизводителя.
Оспариваемое распоряжение принято в соответствии с Порядком отбора участников. Доказательств обратного УФАС не представило.
Ссылка управления на то, что на момент заседания (22.12.2010) Комиссии по отбору участников Программы Архангельская область в лице уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области на правах акционера в состав ОАО "Агрохолдинг" не входила, не имеет правового значения, поскольку соответствовало пункту 2 раздела 1 Порядка отбора участников, являлось интегрированным объединением, организацией агропромышленного комплекса, осуществляющей производство и переработку и сбыт молока и (или) молочной продукции, что управлением не оспаривается.
Таким образом, требования управления обоснованно оставлены судом без удовлетворения. В жалобе не приведены доводы, опровергающие данный вывод суда.
Апелляционная инстанция согласна с доводом управления, что срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения от 22.12.2009 N 17 им не пропущен, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства получения управлением данного распоряжения ранее 18.11.2010.
Вместе с тем, вывод суда о пропуске срока на обращение с иском в суд не привел к принятию по существу неправильного решения.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права в основном соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены или изменения принятого по данному делу решения суда не имеется.
Поскольку в удовлетворении жалобы управлению отказано, оно в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика, госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2011 года по делу N А05-12338/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12338/2010
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Ответчик: Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, Правительство Архангельской области
Третье лицо: ОАО "Агрохолдинг", ООО "Каргополье"
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-906/12
30.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-906/12
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7876/11
23.05.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2109/11