Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бурматовой Г.Е. и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 12.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2011 (судья Дмитриевская А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-12338/2010,
установил
Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица К. Либкнехта, дом 2; основной государственный регистрационный номер 1022900530596; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к Правительству Архангельской области (место нахождения: 163004, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49) и Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) о признании недействительной конкретной процедуры отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" и недействительным распоряжения от 22.12.2009 N 179 "О распределении средств федерального и областного бюджетов на реализацию долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" на 2009 год".
В соответствии со статьей 51 АПК РФ суд первой инстанции определением от 07.12.2010 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, открытое акционерное общество "Агрохолдинг" (место нахождения: Архангельская область, город Северодвинск, Грузовой проезд, дом 29; основной государственный регистрационный номер 1092902002511; далее - ОАО "Агрохолдинг") и общество с ограниченной ответственностью "Каргополье" (место нахождения: Архангельская область, Каргопольский район, поселок Пригородный, улица Труда, дом 12; далее - ООО "Каргополье").
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 29.12.2010 в порядке статьи 47 АПК РФ к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011, в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"). По мнению подателя жалобы, при проведении процедуры отбора участников целевой программы нарушены нормы статьи 17 Закона "О защите конкуренции", подлежащей применению к спорным правоотношениям, поскольку отбор участников программы по существу является торгами. Управление полагает, что победителем неправомерно признано ОАО "Агрохолдинг", не соответствующее на момент проведения процедуры отбора установленным критериям.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в развитие отраслевой целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2008 N 495, постановлением администрации Архангельской области от 11.03.2009 N 62-па/9 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа).
В целях реализации Программы постановлениями Правительства Архангельской области от 10.11.2009 N 153-пп и 154-пп утверждены Правила предоставления средств, полученных из федерального и областного бюджетов на ее реализацию и Порядок отбора ее участников (далее - Порядок отбора).
В пункте 2 Порядка отбора установлено, что в отборе принимают участие зарегистрированные на территории Архангельской области:
- открытые акционерные общества, в состав которых на правах акционера входит Архангельская область в лице уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области и которые на правах акционера (участника) входят в организации агропромышленного комплекса Архангельской области, осуществляющие производственную и финансовую деятельность по производству, переработке и сбыту молока и (или) молочной продукции (далее - объединения);
- организации агропромышленного комплекса, осуществляющие производство, переработку и сбыт молока и (или) молочной продукции и входящие в объединения.
Распоряжением Губернатора Архангельской области от 16.11.2009 N 437-р образована комиссия по отбору участников Программы, утвержден ее состав.
Заявки на участие в отборе подали открытое акционерное общество "Молоко" и ОАО "Агрохолдинг", которое признано победителем отбора как лицо, соответствующее критериям, приведенным в пункте 2 Порядка отбора. Получателем государственной поддержки в рамках Программы признано ООО "Каргополье", 51% уставного капитала которого принадлежит ОАО "Агрохолдинг" (протокол заседания комиссии по отбору участников от 22.12.2009).
На основании результатов отбора распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Архангельской области от 22.12.2009 N 179 "О распределении средств федерального и областного бюджетов на реализацию долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы" на 2009 год" утверждено распределение ООО "Каргополье" средств федерального и областного бюджетов на реализацию Программы.
Антимонопольный орган, полагая, что Правительство Архангельской области нарушило Порядок отбора участников Программы, а Министерство (правопреемник Департамента агропромышленного комплекса Архангельской области) неправомерно вынесло распоряжение N 179, обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что Порядок отбора не нарушен, поскольку ОАО "Агрохолдинг" соответствует требованиям, предъявляемым к участникам Программы, как интегрированное объединение. При этом судебные инстанции не установили оснований для признания оспариваемых отбора и распоряжения противоречащими положениям статьи 17 Закона "О защите конкуренции" с учетом неприменения названной нормы к спорным правоотношениям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы, в силу следующего.
Согласно паспорту Программы, одной из ее задач является повышение интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей и регионального рынка молочной продукции, а в перечень основных мероприятий Программы входит создание интегрированных объединений по производству, переработке и сбыту молочной продукции конечному потребителю, что позволит консолидировать финансы и основные средства для возможного увеличения объемов производства молока в Архангельской области и повышения конкурентоспособности местной молочной продукции.
Участниками названной Программы могут быть интегрированные объединения и входящие в них организации агропромышленного комплекса, определяемые по результатам отбора в соответствии с представленными инвестиционными проектами. Получателями субсидии являются участники Программы, отобранные комиссией в качестве получателей государственной поддержки (раздел 4 Программы).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Порядок отбора Правительством Архангельской области не нарушен, поскольку ОАО "Агрохолдинг" отвечает установленным критериям отбора как по составу участников, так и по основанию его участия в организациях агропромышленного комплекса.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Агрохолдинг" принимает участие в уставных капиталах ООО "Каргополье" (51%), общества с ограниченной ответственностью "Приозерное" (51%), общества с ограниченной ответственностью "Орловское" (51%), общества с ограниченной ответственностью "Афанасьевская" (40%) и открытого акционерного общества "Северодвинск-молоко" (25% + 1 акция), следовательно, входит в организации агропромышленного комплекса Архангельской области, осуществляющие деятельность по производству, переработке и сбыту молока и молочной продукции.
Из материалов дела усматривается, что результаты проведенного отбора послужили основанием для вынесения уполномоченным органом (Департаментом агропромышленного комплекса Архангельской области) распоряжения от 22.12.2009 N 179 о распределении средств федерального и областного бюджетов на реализацию Программы.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наряду с приведенными запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (пункт 2 статьи 17 Закона "О защите конкуренции").
Порядок заключения договоров путем проведения торгов предусмотрен положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Отдельно предусмотрен порядок проведения торгов в случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, который регулируется нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций доводы антимонопольного органа о несоответствии процедуры отбора участников Программы и распоряжения N 179 статье 17 Закона "О защите конкуренции" правомерно признали несостоятельными, поскольку предусмотренный Программой отбор ее участников по смыслу статьи 447 ГК РФ и положений Закона N 94-ФЗ не является торгами. В силу специфики отношений, возникающих вследствие финансирования программ развития отдельных отраслей хозяйствования из федерального и регионального бюджетов, аналогия права или закона в данном случае неприменима.
Кроме того, как правильно установлено судебными инстанциями, Управление не доказало, что предоставление субсидий отобранному участнику долгосрочной целевой программы приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на отдельном товарном рынке, границы которого подлежат определению в установленном законом порядке.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 по делу N А05-12338/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.