г. Хабаровск
25 мая 2011 г. |
N 06АП-1784/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром лидер": Чумаков Александр Сергеевич, представитель по доверенности от 11.01.2011 N Ю-9/01;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Голомыздо Андрей Сергеевич, представитель по доверенности от 09.03.2011 N 07-06/826, удостоверение N 1636; Плахтий Александр Юрьевич, представитель по доверенности от 07.12.2010 N 7-15/108, удостоверение N 1562;
от Прокуратуры Ульчского района: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром лидер"
на решение от 06.04.2011
по делу N А73-562/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дальлеспром лидер"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
об оспаривании постановления от 27.12.2010 N 9/09-416 о назначении административного наказания
заинтересованное лицо: Прокуратура Ульчского района
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальлеспром лидер" (далее - ООО "Дальлеспром лидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу, Департамент) от 27.12.2010 N 9/09-416 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа размере 30 000 рублей.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Прокуратура Ульчского района (далее - Прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 06.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Дальлеспром лидер" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Дальлеспром лидер" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Ульчского района, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ рассматривает в порядке апелляционного производства повторно дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Прокуратуры Ульчского района проведена проверка по факту нарушений ООО "Дальлеспром лидер" экологического законодательства.
Проверкой установлено, что 29 ноября 2010 в 09 час. 20 мин. в Де-Кастринский ТПМ ОВД по Ульчскому муниципальному району УВД Хабаровского края поступило сообщение, что в п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края 29 ноября 2010 в период времени с 08 час.00 мин. до 09 час. 30 мин. ООО "Дальлеспром лидер" в нарушении требований экологического законодательства Российской Федерации произвело складирование отходов (снег, древесная щепа, древесная кора) на участке местности, расположенном в 600 метрах на запад от ул. Бошняка, 1 "в" п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, 100 метрах с правой стороны от автодороги "Селехино - г. Николаевск-на-Амуре" в районе водного объекта - залив "Чихачёва", расположенного на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края. Данный участок местности, согласно информации предоставленной администрацией Де-Кастринского сельского поселения, является водоохраной зоной водного объекта - морской акватории лагуны Сомон залива "Чихачёва".
По результатам проверки прокурором Ульчского района Хабаровского края Балаевым В. В. в присутствии законного представителя Общества вынесено постановление от 17.12.2010 о возбуждении в отношении ООО "Дальлеспром лидер" производства по делу об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
27.12.2010 государственным инспектором по Дальневосточному федеральному округу по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Нарышкиным В. А. в присутствии законного представителя Общества, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 9/09-416 о назначении ООО "Дальлеспром лидер" административного наказания в виде штрафа в размере 30.000 руб., по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Дальлеспром лидер" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, является административным правонарушением и влечет наступление ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствие с частью 1 статьи 34 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствие со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного Кодекса РФ к поверхностным водным объектам отнесены моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).
Согласно подпункту 1 пункта 4 указанной статьи, береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
В соответствие со статьей 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещается. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.
Согласно статье 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Судом установлено, что Де-Кастринским ТПМ ОВД по Ульчскому муниципальному району УВД Хабаровского края в присутствии представителя Администрации Де-Кастринского сельского поселения обнаружено, что 29 ноября 2010 в период времени с 08 час.00 мин. до 09 час. 30 мин. в п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края водителем ООО "Дальлеспром лидер" Шереметьевым Н. В. было произвело складирование отходов (снег, древесная щепа, древесная кора) на участке местности, расположенном в 600 метрах на запад от ул. Бошняка, 1 "в" п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, 100 метрах с правой стороны от автодороги "Селехино - г. Николаевск-на-Амуре" в районе водного объекта - залива "Чихачёва", расположенного на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края. Свалка мусора произведена с автомашины (самосвал) "Ивеко" г/н М 004 СР 27.
Судом также установлено, что участок местности, на котором были складированы отходы, согласно информации предоставленной администрацией Де-Кастринского сельского поселения является водоохраной зоной водного объекта - морской акватории лагуны Сомон залива "Чихачёва".
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ООО "Дальлеспром лидер" о том, что административным органом не доказан факт размещения отходов в водоохраной зоне.
Судом установлено, что 29 ноября 2010 в 09 час. 20 мин. в Де-Кастринский ТПМ ОВД по Ульчскому муниципальному району УВД Хабаровского края от администрация Де-Кастринского сельского поселения поступило сообщение, что в п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края 29 ноября 2010 в период времени с 08 час.00 мин. до 09 час. 30 мин. ООО "Дальлеспром лидер" произвело складирование отходов (снег, древесная щепа, древесная кора) на участке местности расположенном в 600 метрах на запад от ул. Бошняка, 1 "в" п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, 100 метрах с правой стороны от автодороги "Селехино - г. Николаевск-на-Амуре" в районе водного объекта - залива "Чихачёва", расположенного на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Судом апелляционной инстанции исследованы дополнительно представленные Департаментом доказательства.
Из письма от 09.12.2010 N 785/3-2 Администрации Де-Кастринского сельского поселения усматривается, что земельный участок, расположенный в 600 метрах на запад от ул. Бошняка, 1 "в" п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, согласно генеральному плану п. Де-Кастри, утвержденного решением Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения 28.10.2009 N 49, находится в черте населенного пункта и водоохраной зоне.
На запрос Департамента от 18.02.2011 N 9/03 Администрация Де-Кастринского сельского поселения ответила, что на территории Де-Кастринского сельского поселения полигон для размещения, временного хранения и утилизации отходов производства, в том числе отходов перевалки сортировки круглого леса отсутствует.
Вышеназванный земельный участок находится в черте населенного пункта и водоохраной зоне.
Письмом Департамента от 04.04.2011 N 9/04 у Администрации запрошена выкопировка генерального плана п. Де-Кастри с указанием места (точки) несанкционированного размещения отходов производства, границ водоохраной зоны водного объекта, а также расстояние от места размещения отходов до уреза воды.
Из письма администрации Де-Кастринского сельского поселения от 04.04.2011 N 1-18/187 следует, что место "точка" несанкционированного размещения отходов производства ООО "Дальлеспром Лидер" 29 ноября 2010 года находится в 220 метрах от максимального прилива, в водоохраной зоне водного объекта - морской акватории лагуны Сомон залива Чихачёва.
Из представленной на этот запрос выкопировки (карта градостроительного зонирования п. Де-Кастри, статья 7) усматривается, что точка несанкционированного размещения обществом отходов производства находится в пределах водоохраной зоны.
Судом также обоснованно отклонен довод общества о том, что информации о водоохраной зоне водного объекта - морской акватории лагуны Сомон залива Чихачёва в водном реестре отсутствует, а также отсутствуют указатели водоохраной зоны, поскольку названные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности, так как наличие водоохраной зоны водного объекта, а также её размер (500 метров) прямо установлен законодательством Российской Федерации, а именно Водным кодексом Российской Федерации.
Довод общества об отсутствии вины во вменяемом ему правонарушении судом отклонен также правомерно.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно признал доказанной вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего природоохранного законодательства.
Вина общества заключается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих фактической реализации предоставленных обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей. В данном случае обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях выполнения требований природоохранного законодательства.
Доказательств принятия Обществом необходимых и исчерпывающих мер для недопущения вменяемого ему административного правонарушения ООО "Дальлеспром Лидер" не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Дальневосточному Федеральному округу от 27.12.2010 N 9/09-416, поскольку факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении доказаны.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данные административные правонарушения по минимальной санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, сроков привлечения к ответственности, по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ также не установлено.
Обстоятельств отягчающих либо отягчающих ответственность Общества в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06 апреля 2011 года по делу N А73-562/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-562/2011
Истец: ООО "Дальлеспром лидер"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по ДФО), Отдел по надзору на море по Хабаровскому краю Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу
Третье лицо: Прокуратура Ульского района
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1784/11