г. Москва
25 мая 2011 г. |
Дело N А41-6046/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Гагариной В.Г., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Барсукова С.Г., доверенность от 14.01.2011 N 0033;
от заинтересованного лица: Терентьев Д.Н., доверенность от 21.09.2010 N 422/09;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области Территориальное управление N 2 Территориальный отдел N 15 на решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2011 по делу NА41-6046/11, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области к Главному управлению Государственного административно-технического надзора Московской области Территориальное управление N 2 Территориальный отдел N 15 об оспаривании постановления от 27.01.2011 N 15/345/5 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2011 N 15/345/5 Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области Территориальное управление N 2 Территориальный отдел N 15 (далее - административный орган, управление) о привлечении к административной ответственности на основании пункта 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства и содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2011 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением арбитражного суда первой инстанции, административный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением арбитражным судом норм права.
В судебном заседании представителем административного органа поддержаны доводы апелляционной жалобы. По мнению управления, представленные документы, а именно акт осмотра территории от 20.01.2011, прилагаемые к нему фотографии, протокол об административном правонарушении от 21.01.2011 является подтверждением вины администрации, поскольку местом совершения административного правонарушения является земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Красково, дер. Машково (промзона), на границе полей аэрации напротив СНТ "Дружба", при этом вывоз и утилизация мусора относится к компетенции и обязанности заявителя в силу статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Представитель администрации в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы административного органа.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд считает требования апелляционной жалобы административного органа подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.01.2011 управлением осуществлен осмотр территории по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Машково (промзона), на границе полей аэрации напротив СНТ "Дружба".
В ходе осмотра выявлено наличие несанкционированной свалки мусора, состоящего из бытового и строительного мусора (грунт, доски, бумага, пластик, бутылки, упаковки и д.р.). Общий объем мусора составляет более 200 000 кв.м, на площади около 5000 кв. м. - 6000 кв.м. (300 метров на 300 метров) и высотой около 3 метров. На подъезде свалки установлен шлагбаум, закрытый на цепь с замком.
По данному факту должностным лицом административного органа составлен акт осмотра территории (объекта) от 20.01.2011 (л.д. 73). При осмотре осуществлена фотосъемка (фотоснимки представлены в материалы дела) (л.д. 74 - 77).
Управлением по признакам административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2011 N 15/345/5 (л.д. 81).
Протокол об административном правонарушении составлен старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области Терентьевым Д.Н. Уведомлением, принятым заявителем 20.01.2011, для составления 21.01.2011 в 11 часов 00 минут протокола об административном правонарушении в Главном управлении Государственного административно-технического надзора Московской области территориального управления N 2 территориального отдела N 15 приглашен законный представитель администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области.
21.01.2011 Главным управлением Государственного административно-технического надзора Московской области Территориальным управлением N 2 Территориальным отделом N 15 в отношении Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области составлен протокол N 15/345/5, которым зафиксировано административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ), а именно: непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора.
Согласно протоколу 20.01.2011 в 12 часов 00 минут по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Красково, дер. Машково (промзона), на границе полей аэрации напротив СНТ "Дружба" выявлено административное правонарушение, выразившиеся в непринятии мер администрацией г.п. Красково к ликвидации несанкционированной свалки мусора.
Протокол составлен при участии представителя администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области по доверенности Барсуковой С.Г., которая указала, что объяснения будут даны во время рассмотрения дела. Копия протокола вручена представителю.
27.01.2011 по результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении, должностным лицом Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области Территориального управления N 2 Территориального отдела N 15 в отношении администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области вынесено постановление N 15/345/5 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Посчитав постановление по делу об административном правонарушении от 27.01.2011 N 15/345/5 незаконным, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области.
Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области о признании недействительным постановления Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области Территориального управления N 2 Территориального отдела N 15 по делу об административном правонарушении от 27 января 2011 года N 15/345/5.
Решение суда мотивировано тем, что административным органом не представлено доказательств нахождения несанкционированной свалки мусора на земельном участке в границах городского поселения Красково.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора предусмотрена пунктом 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления Государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно статье 4 указанного Закона государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
В силу статьи 4 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ) надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Статьей 1 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ установлены единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты и порядка, определены требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Московской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами (пункт 2 статьи 5 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ).
В статье 3 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ перечислены лица, обязанные организовывать и/или производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов, расположенных на территории Московской области.
На вопрос апелляционного суда представитель администрации пояснил, что территориально несанкционированная свалка находится в границе городского поселения Красково данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Согласно статьям 7, 8 Устава муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области муниципальное образование городского поселения Красково является самостоятельным образованием, имеющим статус городского поселения, имеет собственную территорию, границы которой установлены Законом Московской области от 28.02.2005 N 81/2005-ОЗ "О статусе и границах Люберецкого муниципального района, вновь образованного в его составе городского поселения и существующих на территории Люберецкого района Московской области муниципальных образованиях".
Материалы административного дела содержат письменные пояснения представителя администрации С.Г. Барсуковой, N 8-юр от 27.01.2011, представленные при рассмотрении дела об административном правонарушении. В указанных пояснениях представитель заявителя указал, что в рамках полномочий, предоставленных администрации, для осуществления земельного контроля на указанной 9спорной) территории устанавливалось видеонаблюдение, к свалке перекрывались подъездные пути ж/б блоками, на основании постановления Главы городского поселения Красково от 19.05.2010 установлен шлагбаум. Администрация обращалась в в компетентные государственные органы для пресечения развития свалки, организовано круглосуточное дежурство с участием работников правоохранительных органов для выявления лиц, причастных к образованию свалки.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что зафиксированные в акте осмотра территории, протоколе об административном правонарушении факты нарушения требований действующего законодательства административным органом доказаны, так как несанкционированная свалка находится в границе городского поселения Красково. Из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, разграничивающих сферу ведения поселения и муниципального района по вопросам местного значения, следует, что на органы местного самоуправления городского поселения Красково возложено обязанность по организации сбора и вывоза мусора по настоящему делу.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, части 2 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 11, пункта 32 части 1 статьи 34 Устава городского поселения Красково организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения и находится непосредственно в компетенции местной администрации городского поселения Красково.
Пунктом 12 части 2 статьи 42 названного Устава предусмотрено нахождение в ведении городского поселения имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как видно из материалов дела, заявитель является муниципальным образованием в виде городского поселения, входящим в состав Люберецкого района Московской области.
Территория деревни Машково входит в границы территории названного муниципального образования.
Довод заявителя о том, что надлежащим лицом, уполномоченным распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Люберецкого района Московской области в силу земельного законодательства, соответственно, администрация района несет ответственность за содержание территории района, отклоняется апелляционным судом как противоречащий п. 2 ст. 3 Закона Московской области N 249\2005 - ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области".
Учитывая изложенное, утверждение администрации о том, что она не является надлежащим субъектом административного правонарушения, отклоняется как необоснованное.
Действия и требования управления направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, Законодательством Московской области, и на защиту прав жителей городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области на благоприятную окружающую среду.
В обоснование довода об отсутствии вины во вменяемом административном правонарушении администрация ссылается на то, что предпринимало все зависящие меры для последующего пресечения незаконных действий лиц по образованию свалки мусора: перекрывались подъездные пути, установлен шлагбаум, направлены обращения в правоохранительные органы.
Однако доказательств принятия мер по ее ликвидации администрация не представила, а меры, направленные на пресечение сброса мусора на несанкционированную свалку, не могут свидетельствовать об отсутствии вины заявителя во вменяемом правонарушении.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, права администрации при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, в связи, с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имелось. Следовательно, обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2011 по делу N А41-6046/11 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела N 15 Территориального управления N 2 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 27.01.11 N 15/345/5 о привлечении администрации МО городского поселения Красково Люберецкого района Московской области к административной ответственности, отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6046/2011
Истец: Администрация муниципального образования поселок Красково Московской области, Администрация п. Красково.
Ответчик: ГУ Госадмтехнадзора МО ТУ N 2 ТО N 15
Третье лицо: ГУ Госадмтехнадзора То N15
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3039/11