г. Санкт-Петербург
25 мая 2011 г. |
Дело N А56-3429/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6390/2011) ЗАО "ЛИГОВКА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2011 по делу N А56-3429/2011 (судья Бобарыкина О.А.), принятое
по иску ЗАО "ЛИГОВКА"
к Государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга"
об обязании прекратить ограничение отпуска питьевой воды и взыскании 3 285 руб. 44 коп. неосновательного обогащения
при участии:
от истца: Соколов В.А. - генеральный директор по протоколу от 07.07.2008;
от ответчика: Кравченко Е.А. по доверенности от 01.12.2010 N 01-30-310/10.
установил:
Закрытое акционерное общество "Лиговка" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, Предприятие) об обязании прекратить ограничение отпуска питьевой воды в здание общественно-делового центра "Лиговка", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., дом 73, и взыскании 3 285 руб. 44 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 04.03.2011 суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
ЗАО "Лиговка", не согласившись с вынесенным судебным актом, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель ответчика, ссылаясь на их несостоятельность, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, В ноябре 1997 года Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество заключили договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 12-74000/25-О (далее - договор), по условиям которого Предприятие отпускает питьевую воду и обеспечивает прием сточных вод, а Общество своевременно оплачивает оказанные услуги в соответствии с главой 5 договора.
По смыслу главы 5 договора и приложения N 1 к нему расчетным периодом по настоящему договору является месяц.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что при нарушении абонентом сроков оплаты платежного требования Предприятие вправе прекратить подачу абоненту питьевой воды и (или) прием от него сточных вод.
Условиями договора к обязанностям Предприятия отнесено, в частности, систематическое проведение контроля состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента путем отбора проб (пункт 3.1.3), а к обязанностям Общества - соблюдение установленных режимов водопотребления и водоотведения, не превышение нормативов водоотведения, установленных в соответствии с действующим законодательством и решением органа исполнительной власти Санкт-Петербурга, утвержденного в установленном порядке, осуществление контроля за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов).
В ходе проведенной 03.06.2010 проверки Предприятие в присутствии представителя Общества произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, о чем составлен акт N 184324-020610-ПУЦСА. Отбор проб произведен на выпуске N 1 бизнес-центра, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 73 .
Пробы в соответствии с актом приема-передачи N 167567309-ПУЦСА-1 направлены в ЗАО "Центр Исследования и Контроля Воды". Результаты исследования названных проб отражены в протоколе от 11.06.2010 N 6-3583, на основании которого Предприятие установило превышение нормативов по качеству сточных вод по показателям: азот аммонийный (в 2 раза), железо общее (в 1,25 раза), нефтепродукты (в 2,57 раза), СПАВ анионный (в 3,36 раза), фенолы (в 1,13 раз), фосфор фосфатов (в 3,15 раза) и цинк (в 2,26 раза), и направило Обществу извещение от 16.06.2010 N 2055.
По результатам проверок Предприятие направило Обществу счета-фактуры от 31.08.2010 N 2740000275 и 29.09.2010 N 2740000278 на внесение платы за превышение в стоках предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ (соответственно 1 674 руб. 62 коп. и 1 610 руб. 82 коп.), а также платежные требования от 31.08.2010 N 2740000275 и 29.09.2010 N 2740000278 на указанные суммы.
Поскольку Общество не погасило указанную задолженность, Предприятие направило предупреждение от 09.12.2010 N 55/07-2248-О о предстоящем с 17.12.2010 ограничении с последующим отключением подачи питьевой воды и/или приема сточных вод.
Письмами от 17.12.2010 N 55/07.6-3-18-2825/10, от 20.12.2010 N 55/07.6-3-18-2859/10, от 24.12.2010 N 55/07.6-3-18-3052/10, от 30.12.2010 N 55/07.6-2-18-3072/10, от 14.01.2011 N 55/07.6-2-18-4/11 Предприятие сообщало Обществу о переносе даты ограничения подачи питьевой воды в итоге на 21.01.2011.
В связи с неоплатой долга Предприятие произвело работы по ограничению отпуска питьевой воды на задвижках водопроводных вводов N 1 и 3 (задвижки открыты на 3 оборота) здания Общества, о чем составлен акт от 21.01.2011.
Платежными поручениями от 25.01.2011 N 22 и 23 Общество оплатило 1 610 руб. 82 коп. и 1 674 руб. 62 коп.
Считая незаконными действия Предприятия по начислению 3 285 руб. 44 коп. платы за превышение в стоках предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ и ограничению водоснабжения, а также не снятие ограничений на отпуск питьевой воды немедленно после оплаты долга, Общество 28.01.2011 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об обязании Предприятия прекратить ограничение отпуска питьевой воды в здание Общества и взыскать 3 285 руб. 44 коп. неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 Правительством Санкт-Петербурга утверждено Постановление N 1677.
Согласно пункту 5 Постановления N 1677, утвержденного Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных ему приведенными положениями полномочий, с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
При этом контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Такой контроль осуществляется в соответствии с положениями Порядка N 201, разделами 2 и 3 которого регламентирована организация работ по контролю состава и свойств сточных вод абонентов и производство работ по отбору проб.
Суд первой инстанции правомерно не установил нарушений порядка отбора проб и их исследования.
В соответствии с пунктом 69 Правил оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Согласно пункту 83 Правил основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод является неоплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
При неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты отпущенной питьевой воды и (или) принятых сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором) организация водопроводно-канализационного хозяйства, руководствуясь пунктом 5 статьи 486 ГК РФ, действует в следующей последовательности: при неуплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных вод за два расчетных периода, установленных договором, письменно предупреждает абонента, что в случае неуплаты задолженности в течение установленного ею срока (но не менее 7 дней) может быть ограничена подача питьевой воды и (или) принятие сточных вод; при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вводит ограничение подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод. При введении указанного ограничения извещает об этом абонента, органы местного самоуправления, местные службы госсанэпиднадзора и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; если по истечении 10 дней со дня введения ограничения подачи воды и (или) приема сточных вод абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, то может полностью прекратить подачу питьевой воды и (или) прием сточных вод до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана не менее чем за 3 суток сообщить абоненту, органам местного самоуправления, местным службам госсанэпиднадзора и территориальным подразделениям Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий день и час прекращения подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод.
Из пункта 83 Правил следует, что отпуск питьевой воды и (или) приема сточных вод может быть прекращен или ограничен только в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты отпущенной питьевой воды и (или) принятых сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором).
Материалами дела подтверждается наличие задолженности Общества перед Предприятием по оплате счетов, выставленных за превышение нормативов водоотведения за два расчетных периода (июль и август 2010 года), а также получение Обществом предупреждения о предстоящем ограничении подачи питьевой воды.
Из системного толкования статей 1, 2, 10 ГК РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые опасны для жизни и здоровья окружающих. Управомоченный субъект вправе использовать лишь такие меры, которые не ущемляют прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, действия ответчика по выставлению платежных требований от 31.08.2010 N 2740000275 и 29.09.2010 N 2740000278 на внесение платы за превышение в стоках предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ соответственно 1 674 руб. 62 коп. и 1 610 руб. 82 коп. и ограничению подачи воды истцу в данном случае не противоречат требованиям закона и условиям договора.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для возврата Обществу 3 285 руб. 44 коп. платы за превышение в стоках предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ как неосновательного обогащения.
Более того, как только Общество оплатило 1 610 руб. 82 коп. и 1 674 руб. 62 коп., так и Предприятие в соответствии с актом от 05.02.2011 возобновило отпуск питьевой воды в здание Общества в полном объеме.
На основании вышеизложенного, требования ЗАО "ЛИГОВКА" не основаны по праву.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, который вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права, соответствует фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины остаются на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2011 по делу N А56-3429/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3429/2011
Истец: ЗАО "Лиговка"
Ответчик: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" филиал "Центр по работе с абонентами"