Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Лиговка" ген. директора Соколова В.А. (протокол от 07.07.2008), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Кравченко Е.А. (доверенность от 01.12.2010),
рассмотрев 25.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лиговка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2011 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Несмиян С.И.) по делу N А56-3429/2011,
установил
Закрытое акционерное общество "Лиговка", место нахождения: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 73, ОГРН (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 194156, Санкт-Петербург, Манчестерская ул. д. 1, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), об обязании прекратить ограничение отпуска питьевой воды в здание общественно-делового центра "Лиговка", расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 73, и о взыскании 3285 руб. 44 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 04.03.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2011 решение от 04.03.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить обжалуемые судебные акты. Податель жалобы считает, что не допустил превышения норматива водоотведения по качеству, а также полагает, что отключение воды произведено незаконно.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество в ноябре 1997 года заключили договор N 12-74000/25-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - договор), по условиям которого Предприятие отпускает питьевую воду и обеспечивает прием сточных вод, а Общество своевременно оплачивает оказанные услуги в соответствии с главой 5 договора.
По смыслу главы 5 договора и приложения 1 к нему расчетным периодом по договору является месяц.
В соответствии с пунктом 5.2 договора при нарушении абонентом сроков оплаты платежного требования Предприятие вправе прекратить подачу абоненту питьевой воды и (или) прием от него сточных вод.
Пунктом 3.1.3 договора предусмотрено, что к обязанностям Предприятия относится, в частности, систематическое проведение контроля состава и свойств сточных вод в контрольных канализационных колодцах абонента путем отбора проб. Общество же в свою очередь обязано соблюдать установленные режимы водопотребления и водоотведения, не превышать нормативы водоотведения, установленные в соответствии с действующим законодательством и решением органа исполнительной власти Санкт-Петербурга, утвержденным в установленном порядке, осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов).
В ходе проведенной 03.06.2010 проверки Предприятие в присутствии представителя Общества произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, о чем составлен акт N 184324-020610-ПУЦСА.
Как следует из материалов дела и установлено судами, отбор проб произведен на выпуске N 1 общественно-делового центра, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 73; пробы в соответствии с актом приема-передачи N 167567309-ПУЦСА-1 направлены в закрытое акционерное общество "Центр исследования и контроля воды".
Результаты исследования названных проб отражены в протоколе от 11.06.2010 N 6-3583, на основании которого Предприятие установило превышение нормативов по качеству сточных вод по показателям: азот аммонийный (в 2 раза), железо общее (в 1,25 раза), нефтепродукты (в 2,57 раза), СПАВ анионные (в 3,36 раза), фенолы (в 1,13 раз), фосфор фосфатов (в 3,15 раза) и цинк (в 2,26 раза), и направило Обществу извещение от 16.06.2010 N 2055.
По результатам проверок Предприятие направило Обществу счета-фактуры от 31.08.2010 N 2740000275 и 29.09.2010 N 2740000278 на внесение платы за превышение в стоках предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (соответственно 1674 руб. 62 коп. и 1610 руб. 82 коп.), а также платежные требования от 31.08.2010 N 2740000275 и 29.09.2010 N 2740000278 на указанные суммы.
Поскольку Общество не погасило указанную задолженность, Предприятие направило предупреждение от 09.12.2010 N 55/07-2248-О о предстоящем с 17.12.2010 ограничении с последующим отключением подачи питьевой воды и/или приема сточных вод.
Письмами от 17.12.2010 N 55/07.6-3-18-2825/10, от 20.12.2010 N 55/07.6-3-18-2859/10, от 24.12.2010 N 55/07.6-3-18-3052/10, от 30.12.2010 N 55/07.6-2-18-3072/10, от 14.01.2011 N 55/07.6-2-18-4/11 Предприятие сообщало Обществу о переносе даты ограничения подачи питьевой воды и в итоге на 21.01.2011.
В связи с неуплатой долга Предприятие произвело работы по ограничению ее отпуска питьевой воды на задвижках водопроводных вводов N 1 и 3 (задвижки открыты на 3 оборота) здания Общества, о чем составлен акт от 21.01.2011.
Платежными поручениями от 25.01.2011 N 22 и 23 Общество уплатило 1610 руб. 82 коп. и 1674 руб. 62 коп.
Общество, полагая незаконными действия Предприятия по начислению 3285 руб. 44 коп. платы за превышение в стоках предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ и ограничению водоснабжения, а также неснятие ограничений на отпуск питьевой воды немедленно после уплаты долга, обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Предприятия прекратить ограничение отпуска питьевой воды в здание Общества и взыскать 3285 руб. 44 коп. неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Из пункта 65 Правил N 167 следует, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 правительством Санкт-Петербурга утверждено Постановление N 1677, пунктом 5 которого предусмотрено, что с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пункт 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Судами не установлено нарушений порядка отбора проб и их исследования.
Согласно пункту 69 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
В соответствии с пунктом 83 тех же Правил основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод является неоплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
При неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты отпущенной питьевой воды и (или) принятых сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором) организация ВКХ, руководствуясь пунктом 5 статьи 486 ГК РФ, действует в такой последовательности: при неуплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных вод за два расчетных периода, установленных договором, письменно предупреждает абонента, что в случае неуплаты задолженности в течение установленного ею срока (но не менее 7 дней) может быть ограничена подача питьевой воды и (или) принятие сточных вод; при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вводит ограничение подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод. При введении указанного ограничения извещает об этом абонента, органы местного самоуправления, местные службы госсанэпиднадзора и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; если по истечении 10 дней со дня введения ограничения подачи воды и (или) приема сточных вод абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, то может полностью прекратить подачу питьевой воды и (или) прием сточных вод до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана не менее чем за 3 суток сообщить абоненту, органам местного самоуправления, местным службам госсанэпиднадзора и территориальным подразделениям Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий день и час прекращения подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод.
Из пункта 83 Правил следует, что отпуск питьевой воды и (или) приема сточных вод может быть прекращен или ограничен только в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты отпущенной питьевой воды и (или) принятых сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором).
Как установлено судами, материалами дела подтверждается наличие задолженности Общества перед Предприятием по оплате счетов, выставленных за превышение нормативов водоотведения за два расчетных периода (июль и август 2010 года), а также получение Обществом предупреждения о предстоящем ограничении подачи питьевой воды.
Таким образом, Предприятие правомерно выставило платежные требования от 31.08.2010 N 2740000275 и 29.09.2010 N 2740000278 на внесение платы за превышение в стоках предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ - соответственно 1674 руб. 62 коп. и 1610 руб. 82 коп. - и ограничило подачу воды Обществу. Данные действия не противоречат действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по делу N А56-3429/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лиговка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.