г. Санкт-Петербург
26 мая 2011 г. |
Дело N А21-2794/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6054/2011) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2011 по делу N А21-2794/2008 (судья Гелеверя Т.А.), принятое
по заявлению ЗАО "АВТОТОР-Менеджмент"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительных решений и требований
при участии:
от заявителя: Глазунов А.Р. по доверенности от 18.05.2011,
от ответчика: Петров О.И. по доверенности от 17.01.2011 N 05-35/00654, Волков Д.А. по доверенности от 21.12.2010 N 05-35/33806
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "АВТОТОР-Менеджмент" (далее - ЗАО "АВТОТОР-Менеджмент", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании недействительными требований Калининградской областной таможни (далее - таможня) об уплате таможенных платежей и решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), в том числе:
- решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/115 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000062 от 14.05.2008 (дело N А21-2794/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/117 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000054 от 14.05.2008 (дело N А21-2795/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/103 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000044 от 14.05.2008 (дело N А21-2796/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/129 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000057 от 14.05.2008 (дело N А21-2797/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/107 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000048 от 14.05.2008 (дело N А21 -2799/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/101 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000042 от 14.05.2008 (дело N А21-2800/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/116 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000059 от 14.05.2008 (дело N А21 -2801/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/114 от 12.05.2008 г.. и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/150508/0000068 от 15.05.2008 (дело N А21-2802/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/119 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000051 от 14.05.2008 (дело N А21-2804/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/108 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000049 от 14.05.2008 (дело N А21-2805/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/125 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/140508/0000061 от 14.05.2008 (дело N 2806/2008);
- решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД N 10226000/25-16/122 от 12.05.2008 и требования об уплате таможенных платежей N 10226000/150508/0000066 от 15.05.2008 (дело N А21-2807/2008).
Протокольным определением от 30.06.2008 суд объединил дела, возбужденные по данным заявлениям, в одно производство, с присвоением номера А21-2794/2008.
Определением суда от 29.07.2008 производство по делу N А21-2794/2008 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А21-587/2008. Определением суда от 10.12.2010 производство по делу NА21-2794/2008 возобновлено.
Решением суда от 31.01.2011 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права, просит решение суда от 28.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, таможней правомерно применено правило 2а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД России при определении кода ввозимых комплектующих в соответствии с ТН ВЭД России, и приняты решения о классификации везенных обществом товаров в товарной позиции 8703 ТН ВЭД России - легковой автомобиль. Кроме того, таможней заявлено ходатайство о назначении судебной комплексной экспертизы, которое было отклонено судом первой инстанции.
В судебном заседании представителями таможни поддержано повторно заявленное в апелляционной жалобе ходатайство о назначении судебной комплексной экспертизы. Представитель общества возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Ходатайство таможни о назначении судебной комплексной экспертизы рассмотрено судом и отклонено. Производство по данному делу было возбуждено в 2008 году, приостанавливалось до вступления в законную силу решения по другому аналогичному делу N А21-587/2008, решение вынесено 31.01.2011. По мнению апелляционного суда, обращение таможни с таким ходатайством к суду апелляционной инстанции по истечении двух лет с момента возбуждения производства по данному делу, направлено на затягивание процесса, и расценивается апелляционным судом как злоупотребление своими процессуальными правами.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения
Законность и обоснованность решения суда от 31.01.2011 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23 апреля 1996 года Правительством РФ принято постановление N 524 "О мерах государственной поддержки создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области".
02 мая 1996 года принят Указ Президента РФ N 641 "О государственной поддержке создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области".
Законом Калининградской области от 21.02.2000 N 177 утверждён перечень предприятий, осуществляющих реализацию проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области, в который включено ЗАО "АВТОТОР-менеджмент".
02.04.2004 общество (Покупатель) заключило с компанией "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРЗ ОВЕРСИЗ ДИСТРИБЬЮШН КОРПОРЕЙШН" (продавец) и польской компанией "МЕТАЛТЕХ-ПЯСЕЦКИ" (подрядчик) договор на поставку комплектующих для производства и продажи автомобилей. Согласно изменению от 01.12.2005 N 3 покупатель вправе импортировать комплектующие следующих марок автомобилей: Хаммер Н2, Хаммер НЗ, Шевроле, Кадиллак.
На основании данного договора ЗАО "АВТОТОР-Менеджмент" ввезло и предъявило к таможенному оформлению по двенадцати грузовым таможенным декларациям N N 10205020/220507/0003868, 10205020/240507/0003928, 10205020/16050507/0003690, 10205020/290507/0004126, 10205020/170507/0003742, 10205020/150507/0003645, 10205020/240507/0003921, 10205020/220507/0003867, 10205020/250507/0003964, 10205020/190507/0003790, 10205020/280507/0004058, 10205020/260507/0004016, в таможенном режиме свободной таможенных зоны (ИМ 71) комплектующие детали для автомобилей марок Кадиллак "Escalade". Ввезенные товары классифицированы декларантом применительно к товарным подсубпозициям ТН ВЭД, соответствующим наименованиям отдельных деталей и узлов автомобилей.
Товары выпущены таможней в соответствии с заявленным таможенным режимом "свободная таможенная зона".
По результатам таможенного контроля достоверности заявленного кода товара, проведенного после выпуска товара в порядке статьи 361 ТК РФ, таможней приняты решения об отмене в порядке ведомственного контроля решений Космодемьянского таможенного поста о принятии классификационных кодов ТН ВЭД ввезенных обществом товаров по спорным ГТД. Таможня пришла к выводу, что представленные к таможенному оформлению в несобранном и некомплектном виде комплектующие автомобилей обладали основными свойствами комплектных или завершенных товаров - легковых автомобилей, в связи с чем приняла оспариваемые решения об иной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, согласно которым товары поименованы как легковые автомобили соответствующих марок в несобранном, незавершенном виде.
Эти решения таможенного органа обоснованы правилом 2а ОПИ ТН ВЭД. Применение этого правила позволило таможне сделать вывод о том, что ввезенные декларантом на таможенную территорию Российской Федерации части легковых автомобилей обладают основными свойствами комплектного или завершенного товара и подлежат классификации в товарной позиции 8703 ТН ВЭД. В оспариваемых классификационных решениях (графа 7) перечислены ввезенные комплектующие по соответствующим ГТД.
Общество оспорило решения и требования таможни в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными (пункты 1, 3 и 5 статьи 40 ТК РФ).
Согласно положениям Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).
При этом в силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с иными правилами, в частности правилом 2а ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 2а ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения к ТН ВЭД, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного представленного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Исходя из пункта V Пояснений к правилу 2а ОПИ ТНВЭД вторая часть Правила 2а предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия.
При этом в согласно пункту VII Пояснений к правилу 2а ОПИ ТН ВЭД термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
В товарной позиции 8703 ТН ВЭД классифицируются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
Как следует из материалов дела, при декларировании товаров общество, в частности, указало коды ТН ВЭД применительно к товарным позициям 8407, 8707, 8708, предназначенным для классификации автомобильных комплектующих (частей и узлов).
В данном случае, как правомерно указал суд первой инстанции, таможенным органом не представлено доказательств, подтверждающих, что для получения готового изделия (автомобиля) обществом применялись исключительно сборочные операции, в то время как в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган, принявший указанный акт.
В свою очередь общество в подтверждение своей позиции представило в материалы дела маршрутный технологический процесс производства автомобилей (том 13, л.д. 46-55), из которого следует, что при сборке автомобилей заявитель дорабатывает ввозимые узлы и детали посредством не сборочных, а иных технологических операций (входной контроль, комплектация, набивка VIN номера, контроль и регулировка колес, тормозов, систем двигателя, электропитания, фар, герметичности кузова, доводка наружного покрытия и устранение дефектов окраски). Общество также представило в материалы дела мнение сторонних организаций (письмо ФГУП "ГИПРОАВТОПРОМ" от 05.10.2007 N 3340/100-85 и письмо ВНИИНМАШ от 03.10.2007 N 203/1-648) относительно технологии производства автомобилей, как предусматривающей (помимо сборочных операций) контрольно-диагностические и регулировочные работы с применением специального стендового оборудования, программирование, отладку электронных систем автомобилей, идентификацию продукции. Полнота и сложность технологических операций определены этими организациями как промышленное производство.
В материалы дела представлен акт экспертизы происхождения товара от 14.02.2007 N 1036-07 "Э" (том 13 л.д. 36-45), подтверждающий фактическую сборку легковых автомобилей в соответствии с маршрутными технологическими процессами их производства. В результате этих процессов происходит изменение классификационного кода ТН ВЭД на уровне одного из первых четырех знаков, что отвечает критериям достаточной переработки. Кроме того, в материалах дела имеются сертификаты происхождения товара, подвергнутого достаточной переработке на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, выданные на основании акта экспертизы от 14.02.2007 N 1036-07 "Э" (том 1 л.д. 123-135), подтверждающие фактическую сборку легковых автомобилей в соответствии с критериями достаточной переработки.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что сборка автомобилей, производимая обществом, включает в себя комплекс подготовительных, отладочных, испытательных и контрольных операций, предусмотренных технологическим процессом, компоненты подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Такой последующий технологический этап исключает применение правила 2а ОПИ ТН ВЭД и классификацию ввозимых компонентов в товарной позиции 8703 (с учетом Пояснений к ТН ВЭД, подготовленных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации).
Таможенным органом не доказано, что сборка автомобилей, производимая обществом, не является сложным технологическим процессом. Материалами дела также не подтверждается, что в спорных ГТД обществом заявлен полный комплект узлов и деталей, необходимых для производства автомобилей, с учетом их основного свойства - перевозка людей.
Кроме того, приказом Минпромторга России от 14.01.2010 N 9 утвержден Перечень моделей и производителей новых автотранспортных средств российского производства, подлежащих продаже со скидкой в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, который приказом от 18.01.2011 N 40 дополнен следующей позицией: производитель - ЗАО "АВТОТОР-Менеджмент", модель автомобиля "Chevrolet Lacetti".
Таким образом, ЗАО "АВТОТОР-Менеджмент" признан российским производителем.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция считает вывод суда об отсутствии у таможенного органа оснований для принятия оспариваемых классификационных решений и, как следствие, начисления таможенных платежей правомерным. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2011 по делу N А21-2794/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2794/2008
Истец: ЗАО "АВТОТОР", ЗАО "Автотор-Менеджмент"
Ответчик: Калининградская областная таможня