г. Вологда
23 мая 2011 г. |
Дело N А13-8607/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2011 года по делу N А13-8607/2010 (судья Селиванова Ю.В.),
установил
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" (далее - учреждение, университет) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания по устранению выявленных недостатков N 30-04-02/1873 от 16.06.2010, недействительным акта проверки от 14.05.2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура города Череповца (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.01.2011 по делу N А13-8607/2010 в удовлетворении требований учреждения о признании незаконным и отмене предписания управления по устранению выявленных недостатков от 16.06.2010 N 30-04-02/1873 отказано. В части требования о признании недействительным акта проверки от 14.05.2010 производство по делу прекращено.
Университет с судебным актом не согласился и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что учреждение может воспользоваться региональными нормативами в пределах экономии по статье расходов. Поскольку произведенный расход компенсации студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не превышает выделенных средств даже с учетом районного коэффициента, то данную выплату нельзя квалифицировать как излишне выплаченную.
От управления и прокуратуры отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии планом контрольной работы на 2010 год в период с 30.03.2010 по 14.05.2010 управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности института менеджмента и информационных технологий (филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университете в г. Череповце (далее - ИМИТ СПбГПУ).
По результатам ревизии составлен акт от 14.05.2010 и выдано предписание по устранению выявленных нарушений от 16.06.2010 N 30-04-02/1873.
Как следует из акта проверки, нормы обеспечения детей сирот в 2008 году утверждены приказами директора ИМИТ СПбГПУ от 13.02.2008 N 32, от 23.12.2008 N 233/1, изданными на основании приказа проректора учреждения от 29.01.2008 N 32, протокола заседания Ученого Совета учреждения от 01.09.2008 из расчета на одного обучающегося на одежду, обувь, мягкий инвентарь - 31 685 руб. в год, на питание - 170 руб. в день, с 01.09.2008 - 195 руб. в день.
В 2009 году нормы обеспечения детей сирот утверждены приказами директора ИМИТ СПбГПУ от 30.12.2008 N 241, от 01.09.2009 N 144/1 из расчета на одного обучающегося в следующих размерах: на одежду, обувь, мягкий инвентарь - 25 288 руб. 80 коп., с 01.07.2009 в размере 26 674 руб. 42 коп. в год, на одежду, обувь, мягкий инвентарь и оборудование при выпуске (на девушку) - 60 089 руб. 88 коп., с 01.07.2009- 64 730 руб. в год, доплата на питание за каждый календарный день 146 руб. 37 коп, с 01.07.2009 - 158 руб. 28 коп.
На установленный указанными приказами директора ИМИТ СПбГПУ размер компенсаций учреждением начислялся районный коэффициент в размере 1,25 процента.
Руководствуясь письмами Федерального агентства по образованию в 2008 году выплату компенсации на одежду, обувь, мягкий инвентарь учреждению следовало произвести (из расчета на одного человека) в размере 23 692 руб., а ИМИТ СПбГПУ выплачено с учетом районного коэффициента 39 606 руб. 25 коп. На питание за каждый календарный день следовало выплатить 146 руб., а ИМИТ СПбГПУ выплачено с учетом районного коэффициента - за период с 01.01.2008 по 31.08.2008 из расчета 212 руб. 50 коп. за каждый календарный день, за период с 01.09.2008 по 31.12.2008 из расчета 243 руб. 75 коп. за каждый календарный день.
В 2009 году учреждению следовало выплатить компенсацию на одежду, обувь, мягкий инвентарь из расчета на 1 человека в размере 25 289 руб., фактически выплачено с учетом районного коэффициента 33 343 руб. 03 коп.; на одежду, обувь, мягкий инвентарь и оборудование при выпуске из института - 59 337 руб., а выплачено с учетом районного коэффициента 75 112 руб. 35 коп.; на питание за каждый календарный день следовало выплатить 146 руб. из расчета на 1 человека, а выплачено с учетом районного коэффициента за период с 01.01.2009 по 30.06.2009 в сумме 182 руб. 96 коп., за период с 01.07.2009 по 31.12.2009 в размере 197 руб. 85 коп.
В 2008 году студентам Волковой Е.В., Староверовой Е.С., Лебедевой Е.П., Шестериковой Н.В., Гонтаревой Н.В. выплату компенсации следовало произвести в общей сумме 270 384 руб., фактически выплачено 469 550 руб. в пределах бюджетных ассигнований; в 2009 году - студентам Волковой Е.В., Басковой Е.С. (ранее Староверова Е.С.), Лебедевой Е.П. в размере 250 251 руб. фактически выплачено 321 312 руб. 50 коп. в пределах бюджетных ассигнований.
По мнению управления, размеры компенсации, применительно к университету, должны соответствовать размерам расходов в расчете на одного обучающегося, определенным в письмах Федерального агентства по образованию, а размеры данной компенсации, выплаченной заявителем в 2008, 2009 году превысили размеры расходов, установленные Федеральным агентством по образованию, необоснованная выплата за счет бюджетных средств составила в 2008 году - 199 166 руб., в 2009 году - 71 061 руб. 50 коп. Всего - 270 227 руб. 50 коп.
Из предписания от 16.06.2010 N 30-04-02/1873 следует, что университету вменяется незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, выразившееся в излишне выплаченной компенсации на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и питания студентам из числа детей-сирот в результате применения районного коэффициента и завышения норм, утвержденных Федеральным агентством по образованию.
Не согласившись с предписанием и актом, учреждение оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришло к выводу о том, что предписание в части требования об осуществлении выплаты компенсации студентам из числа детей-сирот в соответствии с действующим законодательством и перечислении в доход федерального бюджета (КБК 151 1 16 32000 01 0000 140) выплаченной с нарушением законодательства суммы компенсации в размере 270 227 руб. 50 коп. является правомерными.
Кроме этого, суд прекратил производство в части требования о признании недействительным акта проверки от 14.05.2010.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) исполнение расходных обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 659 утверждены нормы обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в граммах (брутто) в день на одного человека и нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в количественном измерении.
Федеральным агентством по образованию на основании данных Росстата письмом от 08.02.2008 N 10-53-697/10-05 на 2008 год предусмотрены компенсации на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в расчете на одного обучающегося), питанием в размере 128 руб. в день, одеждой, обувью, мягким инвентарем в размере 23 632 руб. в год. В соответствии с письмом от 15.10.2008 N 10-ФАО-95ин/10-03 расходы на питание составляют 146 руб. в день, на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем в размере 24 733 руб. в год.
Письмом Федерального агентства по образованию от 15.01.2009 N 10-ФАО-17/10-01 на 2009 год предусмотрены компенсации на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в расчете на одного обучающегося), питанием в размере 146 руб. в день; одеждой, обувью, мягким инвентарем в размере 25 289 руб. в год; на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудование (при выпуске) в размере 59 337 руб.
В связи с этим следовало произвести выплату компенсации в 2008 году студентам Волковой Е.В., Староверовой Е.С., Лебедевой Е.П., Шестериковой Н.В., Гонтаревой Н.В. в общей сумме 270 384 руб., фактически выплачено 469 550 руб. в пределах бюджетных ассигнований; в 2009 году - студентам Волковой Е.В., Басковой Е.С. (ранее Староверова Е.С.), Лебедевой Е.П. в размере 250 251 руб. фактически выплачено 321 312 руб. 50 коп. в пределах бюджетных ассигнований.
Учитывая, что размеры такой компенсации, применительно к университету, должны соответствовать размерам расходов в расчете на одного обучающегося, определенным в письмах Федерального агентства по образованию, а размеры данной компенсации, выплаченной заявителем в 2008 и 2009 годах, превысили размеры расходов, установленные Федеральным агентством по образованию, необоснованная выплата за счет бюджетных средств составила 270 227 руб. 50 коп.
Указанные обстоятельства подтверждены материалам дела и учреждением не оспариваются.
Следовательно, Управлением сделан правомерный вывод о незаконном использовании учреждением средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что районный коэффициент в размере 1,25 процента, установленный для населения г. Череповца постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.1992 N 494 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям на территории некоторых районов Вологодской области", на компенсации не начисляется.
Таким образом, предписание в части требования об осуществлении выплаты компенсации студентам из числа детей-сирот в соответствии с действующим законодательством и перечислении в доход федерального бюджета (КБК 151 1 16 32000 01 0000 140) выплаченной с нарушением законодательства суммы компенсации в размере 270 227 руб. 50 коп. является правомерными.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании не нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ненормативным актом по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации признается властное волеизъявление субъекта, осуществленное в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.
Как правильно указал суд первой инстанции, акт ревизии от 14.05.2010 не является ненормативным правовым актом, поскольку не носит властно-распорядительного характера и не направлен на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. Вышеуказанный акт имеет информационный характер и не влечет для учреждения никаких правовых последствий.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно прекратил производство в части требования о признании недействительным акта проверки от 14.05.2010.
Довод университета о том, что учреждение может самостоятельно устанавливать размеры компенсаций, выплачиваемых взамен установленных детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку действующее законодательство, регулирующее вопросы предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, такое право не предусматривает.
Ссылка университета на статью 28 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" отклоняется судом апелляционной инстанции.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что если порядком предоставления средств не установлено иное, высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими из соответствующего бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае нормы обеспечения питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 659, порядок использования денежных средств предусмотрен письмами Федерального агентства по образованию от 15.10.2008 N 10-ФАО-95ин/10-03, от 15.01.2009 N 10-ФАО-17/10-01.
Кроме того, статьей 28 указанного Закона регулируются вопросы финансового обеспечения деятельности самого высшего учебного заведения, а не обучающихся в нем лиц.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, им дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая оценка, нормы процессуального права не нарушены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 января 2011 года по делу N А13-8607/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8607/2010
Истец: ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Вологодской области
Третье лицо: Прокуратура города Череповца