г. Хабаровск
26 мая 2011 г. |
N 06АП-1535/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.
судей Иноземцева И.В., Малышевой Л.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в заседании:
от истца: Сенченко Е.А., представителя по доверенности от 24.01.2011 N 6-08;
от ответчика: Малашкина В.В., представителя по доверенности от 04.02.2011;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 01.02.2011
по делу N А73-13373/2010
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Дюковой С.И.
по иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 11" управления здравоохранения администрации города Хабаровска
о взыскании 2 482 208,09 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - ХКФОМС) (ОГРН 1022700921880) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница N 11" управления здравоохранения администрации города Хабаровска (далее - МУЗ "Городская больница N 11") (ОГРН 1022701192470) о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 482 208,09 рублей.
Исковые требования мотивированы статьями 309, 1102 Гражданского кодекса РФ, статьей 27 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Решением от 01.02.2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ХКФОМС обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель сослался на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности, правомерности получения ответчиком федеральных внебюджетных средств. Посчитал, что направление средств на цели оплаты медицинской помощи не идентифицированных (не имеющих полиса ОМС) лиц является их нецелевым использованием.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик сослался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон настаивали своих позициях.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения в порядке статей 168 - 171 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно материалам дела, 11.02.2008 между ХКФОМС (заказчик) и МУЗ "Городская больница N 11" (учреждение) заключен договор на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан N 134/06-08, предметом которого является предоставление учреждением лечебно-профилактической помощи гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования на условиях и в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год", в рамках Программы ОМС и ее оплата заказчиком, а также на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.01.2008 года N 19-пр "Об организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Хабаровском крае" обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан.
В силу пункта 2.1.7 договора учреждение обязалось вести индивидуальный (персонифицированный) учет оказанной медицинской помощи по объемам и стоимости в соответствии с Программой ОМС, формировать реестры и счета за оказанную медицинскую помощь в соответствии с Порядком, утвержденным Правлением ХКФОМС, и предъявлять их к оплате ХКФОМС ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Исходя из пункта 3.3 договора, учреждение несет ответственность за необоснованный отказ застрахованному в оказании медицинской помощи, за предоставление медицинской помощи ненадлежащего объема и качества, за необоснованное отклонение от стандартов медицинской помощи, необоснованное назначение лекарственных средств, подтвержденное актами экспертизы, а также за достоверность счетов и реестров оказанной медицинской помощи, представленных к оплате заказчику.
Согласно выписки из реестра пролеченных МУЗ "Городская больница N 11" больных в 2008 году неидентифицированным в системе ОМС гражданам оказана медицинская помощь на сумму 2 482 208,09 рублей.
Указанная сумма истом выплачена ответчику в полном объеме, что подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.
Ссылаясь на оказание медицинской помощи больным, не имеющим полиса ОМС, лечение которых не подлежит оплате в рамках Программы ОМС, истец обратился с требованием о взыскании спорных денежных средств как неосновательного обогащения.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, для возникновения обязательства из неосновательного обогащения истец, обратившись в суд с таким иском, должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком имущества истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта неосновательного приобретения или сбережения ответчиком спорных денежных средств.
Указанный вывод является правильным на основании следующего.
На основании части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу части 4 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы об охране здоровья) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Исходя из части 1 статьи 20.1 Основ об охране здоровья, программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 20.1 Основ об охране здоровья).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" (далее - Программа) определены нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи и объемов медицинской помощи, которые не ограничены объемом финансирования лечебных учреждений по программе обязательного медицинского страхования.
Разделом II Программы предусмотрено финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования первичной медико-санитарной, неотложной и специализированной медицинской помощи, предусматривающей в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами.
Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр (далее - Территориальная программа) не предусмотрен отказ оказания медицинской помощи в случае отсутствия полиса обязательного медицинского страхования.
Исходя из раздела II Территориальной программы, гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края в рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
В соответствии с пунктом 2.1 Условий и порядка предоставления гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и других медицинских учреждениях, участвующих в реализации Территориальной программы по Приложению N 1 (далее - Условия и порядок) отсутствие страхового полиса и документов, удостоверяющих личность, не является причиной отказа в экстренной медицинской помощи.
Госпитализация в стационары по экстренным показаниям проводится безотказно по решению дежурного врача (пункт 4.1 Условий и порядка).
В силу пункта 10 Инструкции о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам за пределами территории страхования, утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.08.2000 N 70 (далее - Инструкция) обоснованными (мотивированными) причинами отказа в оплате счета по каждому отдельному случаю (пациенту) являются: превышение объема предоставленной медицинской помощи относительно предусмотренного базовой программой обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации; завышение тарифов на медицинскую помощь, принятых на территории оказания медицинской помощи иногороднему гражданину; факты оказания медицинской помощи в медицинском учреждении, не функционирующем в системе обязательного медицинского страхования; случаи оказания медицинской помощи, требующие экспертизы качества лечения; заполнение реестра счета с включением недостоверных и ошибочных данных, делающих невозможной идентификацию застрахованных.
Из анализа указанного положения следует, что отсутствие страхового полиса не является основанием для отказа в возмещении территориальным фондом обязательного медицинского страхования стоимости медицинских услуг.
Доказательств наличия предусмотренных в приведенной норме обстоятельств, позволяющих отказаться от оплаты счетов в материалы дела не представлено.
Факт оказания лицам, поступившим в состоянии, требующем экстренных и срочных оперативных вмешательств, медицинской помощи, включенным в реестр за спорный период, и ее стоимость истцом не оспаривается.
Предъявленные Фонду счета-реестры, в которых содержалась информация о гражданах, которым оказана помощь, прошли экспертизу и были приняты к оплате истцом, что свидетельствует о их признании ХКФОМС.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованном получении ответчиком спорных денежных средств, что свидетельствует об отсутствии неосновательного обогащения со стороны МУЗ "Городская больница N 11", в связи с чем судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции являются нормативно обоснованными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам настоящего дела.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.02.2011 по делу N А73-13373/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13373/2010
Истец: Хабаровский краевой Фонд обязательного медстрахования
Ответчик: здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, МУЗ "Городская больница N 11" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска