г. Москва
24.05.2011 г. |
Дело N А40-147039/10-20-880 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
Судей Р.Г. Нагаева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 15 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2011 г.
по делу N А40-147039/10-20-880, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ГУП "Дирекция Единого Заказчика района Марфино"
(ИНН 7715080550), ОГРН (1037739359756)
к ИФНС России N 15 по г. Москве
об обязании возместить НДС, начислить и уплатить проценты
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Романова Д.В. по дов. N б/н от 09.08.2010,
от заинтересованного лица - Мамай М.В. по дов. N 02-18/13872 от 10.03.2011.
УСТАНОВИЛ
ГУП "Дирекция Единого Заказчика района Марфино" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 15 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) о взыскании суммы превышения вычетов по НДС в размере 18 579 709 руб., процентов в размере 1 092 106 руб.
Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, в которых просит суд первой инстанции обязать инспекцию возместить ГУП "Дирекция Единого Заказчика района Марфино" в форме возврата суммы превышения вычетов по НДС над налогом, исчисленным, по операциям, признаваемым объектом налогообложения, за периоды август 2006 - декабрь 2007 г.г. в размере 18 579 709 руб., а также начислить и уплатить сумму процентов за нарушение сроков возмещения НДС в размере 1 410 031 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2011 г.. требования ГУП "Дирекция Единого Заказчика района Марфино" удовлетворены в части. Суд обязал ИФНС России N 15 по г. Москве возместить ГУП "Дирекция Единого Заказчика района Марфино" суммы превышения вычетов по НДС над налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, за периоды август 2006 - декабрь 2007 г.г. в размере 18 579 709 руб. в порядке ст. 176 НК РФ, а также начислить и уплатить сумму процентов за нарушение сроков возмещения НДС в размере 1 410 031 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда в обжалуемой части, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель представил в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за август - декабрь 2006 г. и январь - декабрь 2007 г.
Декларации за август - декабрь 2006 г. были направлены в налоговый орган 27.08.2009 г., за январь - декабрь 2007 г. - 10.11.2009 г., что подтверждается сопроводительными письмами, описью вложения и почтовыми квитанциями.
Заявителем получены требования налогового органа о предоставлении документов от 17.09.2010 г. N 28-12/58916 (август 2006 г.), N 28-12/58916 (сентябрь 2006 г.), N 28-12/58916 (октябрь 2006 г.), N 28-12/58916 (ноябрь 2006 г.), N 28-12/58916 (декабрь 2006 г.); от 22.12.2009 г. N 28-12/80888 (январь 2007 г.), N 28-12/80893 (февраль 2007 г.), N 28-12/80897 N 28-12/80899 (апрель 2007 г.), N 28-12/80901 (май 2007 г.), N 28-12/80905 (июнь 2007 г.), N 28-12/80908 (июль 2007 г.), N 28-12/80913 (август 2007 г.), N 28-12/80915 (сентябрь 2007 г.), N 28-12/80917 (октябрь 2007 г.), N 28-12/80919 (ноябрь 2007 г.), N 28-2/80920 (декабрь 2007 г.).
Сопроводительными письмами N ДМ/1-265 от 13.10.2009 г. и N ДМ/1-5 от 18.01.2010 заявителем в налоговый орган были представлены копии счетов-фактур, договоров с поставщиками и подрядчиками, книги покупок и продаж за проверяемые периоды.
Налоговым органом не были приняты решения по представленным налоговым декларациям (уточненным) по НДС. Камеральные проверки должны были закончится по декларациям за август - декабрь 2006 г. - 30.11.2009 г., за январь - декабрь 2007 г. - 11.02.2010 г.
Налогоплательщиком также представлялась уточенная декларация за июль 2006 г. налоговый орган вынес по ее итогам решения от 16.03.2010 г. N 122-28-1603-4 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 176-28-1603-4 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Согласно представленным налоговым декларациям за август - декабрь 2006 г. и январь - декабрь 2007 г. НДС подлежит возмещению налогоплательщику в сумме 18 579 709 руб.
Как установлено судом первой инстанции, до 01.01.2004 г.. услуга по технической эксплуатации общего имущества жилого дома не облагалась НДС. Указанная льгота была отменена Федеральным законом N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. При этом ст. 27 указанного закона было установлено введение в действие данной нормы с 01.01.2004 г.
С момента законодательного введения обязанности для управляющей организации исчислить НДС с доходов по эксплуатации общего имущества жилого дома у ДЕЗ появилось и право на вычет НДС.
В соответствии с ЖК РФ, введенным в действие 01.03.2005 г. ФЗ N 189-ФЗ, организация управляющая жилищным фондом обязана предоставлять коммунальные услуги.
В представленной уточненной налоговой декларации, заявитель исчислил налог на добавленную стоимость и заявил соответствующие налоговые вычеты по таким операциям, как техническое обслуживание жилищного фонда, которое включает в себя, управление жилищным фондом, организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт, санитарное содержание, уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями, коммунальные услуги, предоставляемые населению и арендаторам, которые включают в себя, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, прочие коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с ЖК РФ.
К необлагаемым НДС операциям, в соответствии с п.п.10 п.2 ст. 149 НК РФ, относится предоставление жилья по договору социального найма.
Стоимость оказываемых услуг определена на 2007 год Постановлениями Правительства г. Москвы от 21.11.2006 N 907-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год" и от 06.12.2005 г.. N 983-ПП в части норм, применяемых при начислении населению платежей за жилое помещение и услуги, а также федеральными законами и законодательными актами г. Москвы в части выпадающих доходов от предоставления льгот.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в соответствии со ст. 154 НК РФ определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения в них налога.
Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий (дотаций), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии с абз, 3 п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому суммы субсидий, предоставляемых бюджетами (бюджетной) системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым для населения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 171 НК РФ, организация имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты - суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ, которые приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при их приобретении, и после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Из положений п.п. 1, 2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ, следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг) и получения счетов-фактур с учетом цели их приобретения.
При соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг).
Одновременно с декларациями налогоплательщик представил заявление, с просьбой в порядке ст. 176 НК РФ, принять решение о возврате суммы превышения налоговых вычетов над налогом, исчисленным, по операциям признаваемым объектом обложения, на расчетный счет заявителя и направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
До настоящего времени НДС заявителю не возмещен.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ, действовавшим на момент подачи декларации, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1-3 пункта 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В силу п. 7 ст. 176 НК РФ, решение о зачете (возврате) принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Поручение на возврат, оформленное на основании решения о возврате, согласно п. 8 ст. 176 НК РФ, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования - Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Действующая до 01.01.2007 редакция п. 3 ст. 176 НК РФ, о возврате налога на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке, в которой указывается применимая ставка рефинансирования за каждый день просрочки возврата налога - 1/360, не предусматривая при этом такой же размер расчета процентов исходя из ставки рефинансирования применительно к экспортным операциям.
Действующая редакция ст. 176 НК РФ не содержит указания на то, исходя из какого количества дней - 360, 365 или 366 - производится расчет соответствующих процентов.
Согласно ч.4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Таким образом, суд должен обосновывать решение не только нормами материального и процессуального права, которые он применил при рассмотрении данного дела, но и постановлениями Пленума ВАС РФ, разъясняющими вопросы применения той или иной нормы права.
Поскольку глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает собственного содержания термина "ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации", то в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации в этом случае необходимо руководствоваться при определении порядка исчисления такой ставки институтами гражданского законодательства Российской Федерации, и, соответственно, ориентироваться на выводы, изложенные в совместном Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами".
Кроме того, из системно-правового анализа положений пункта 10 статьи 176 НК РФ и иных норм данного Кодекса, содержащихся, в частности в пункте 4 статьи 203 НК РФ, которые также регулируют порядок начисления процентов за нарушение налоговым органом срока возврата федерального налога (акциза), следует, что законодатель не предполагает применения иной ставки рефинансирования, кроме как в размере 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
В п. 2 Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (далее Постановление N 13/14) разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
Таким образом, проценты за нарушение сроков возмещения налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату налогоплательщику в порядке - ст. 176 НК РФ, исчисляются исходя из 1/360 ставки рефинансирования.
Судом первой инстанции исследован представленный заявителем расчет процентов.
В соответствии с расчетом, началом периода начисления просрочки является, на сумму 4 737 663 руб. с 17.12.2009, на сумму 18 579 709 с 03.03.2010.
Начисление процентов, подлежащих взысканию с инспекции, производится в соответствии со следующим расчетом.
Таким образом, общая сумма процентов, подлежащих начислению и уплате за период с 17.12.2009 по 21.01.2011, составляет - 1 410 031,75 руб. исходя из 1/360 ставки рефинансирования.
Учитывая изложенное, суд признает обоснованным начисление процентов, начисленных в соответствии со ст. 176 НК РФ, в сумме 1 410 031,75 руб.
Согласно справке у заявителя имеется недоимка. Данные выписки по расчету с бюджетом, на которые ссылается заявитель, являются доначислениями по проверкам, незаконными не признаны и не отражены как переплата налогоплательщика.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод и признал обоснованными требования, заявленные ГУП "Дирекция Единого Заказчика района Марфино" к ИФНС России N 15 по г. Москве.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Поскольку в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2011 г. по делу N А40-147039/10-20-880 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147039/2010
Истец: ГУП "ДЕЗ района Марфино", ГУП "Дирекция единого Заказчика района Марфино"
Ответчик: ИФНС России N 15 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9771/11