город Москва |
Дело N А40-129094/10-29-1097 |
27 мая 2011 г. |
N 09АП-9818/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
судей: Смирнова О.В., Мартыновой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладилиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от "28" февраля 2011 г. по делу N А40-129094/10-29-1097, принятое судьёй Лежневой О.Ю., по иску Компании "Livina Holdings Limited" к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Министерство экономического развития Российской Федерации, о взыскании 22 333 843,27 долларов США.
при участии в судебном заседании:
от истца - Соловьев Г.Д. по доверенности от 01.12.2010 б/н, Ангелова Е.А. по доверенности от 12.10.2010 б/н;
от ответчика - Дугин А.С. по доверенности от 21.03.2011 N 01-06-08/28, Каширских Н.В. по доверенности от 19.10.2010 N 01-06-08/223;
от третьих лиц: от Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - Рыбалкина Л.Л. по доверенности от 16.02.2011 N 126/150000, Измаильский К.Д. по доверенности от 17.09.2009 N 325/150000;
от Министерства экономического развития Российской Федерации - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ
Компания "Livina Holdings Limited" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском (с учетом уменьшения размера исковых требований) к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Министерство экономического развития Российской Федерации, о взыскании 19840225, 18 долларов США.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст.ст. 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая, что в связи с отказом в реструктуризации коммерческого долга СССР, причинены убытки, вызванные невозможностью погашения долга в настоящее время.
Решением от "28" февраля 2011 г. по делу N А40-129094/10-29-1097 Арбитражный суд г. Москвы исковые требования о взыскании денежных средств удовлетворил частично, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации 19 177 354, 73 доллара США по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
Не согласившись с данным решением, представитель Минфина России обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, а в удовлетворении иска отказать.
Представители заявителя жалобы в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представители истца в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Минэкономразвития России, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта по делу.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом ответственность, предусмотренная названной нормой, наступает при условии доказанности состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с пунктом 1 Заявления Правительства Российской Федерации о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами, одобренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года N 1107, Правительство России приняло на себя юридическую ответственность за коммерческую задолженность бывшего СССР по обязательствам юридических лиц, действовавших по его поручению.
Согласно пункту 4 Заявления переоформлению подлежит вся коммерческая задолженность бывшего СССР, включая задолженность с прошедшими и будущими сроками погашения, за исключением подлежащей урегулированию по заключенным и будущим соглашениям в рамках Парижского клуба официальных кредиторов бывшего СССР или Лондонского клуба финансовых кредиторов бывшего СССР, а также задолженности другим официальным кредиторам бывшего СССР.
Пункт 5 Заявления предусматривает, что Министерство финансов Российской Федерации уполномочивается, действуя от имени Правительства Российской Федерации, выдавать держателям долговых коммерческих обязательств бывшего СССР независимо от места их нахождения регистрируемые векселя взамен коммерческой задолженности, подлежащей урегулированию в соответствии с настоящим Заявлением.
При этом выдача регистрируемых векселей любому держателю долговых коммерческих обязательств бывшего СССР будет осуществляться при проведении предварительной выверки сумм таких обязательств Внешэкономбанком совместно с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, а также при отказе держателя таких обязательств от любых требований, которые он мог бы иметь по коммерческой задолженности бывшего СССР. Выдача регистрируемых векселей может также обусловливаться другими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным Заявлением, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" к обмену задолженности принимаются требования кредиторов, выверенные в установленном порядке и зафиксированные в документах, подписанных уполномоченными представителями Внешэкономбанка и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в том числе по коммерческим кредитам, траттам, векселям, аккредитивам, гарантиям и инкассо, если выверка сумм задолженности осуществлялась Внешэкономбанком и подтверждалась федеральными органами исполнительной власти, осуществлявшими координацию и регулирование внешнеторговой деятельности, путем подписания последними результатов выверки на основании документов, свидетельствующих о возможности признания конкретного требования в качестве коммерческой задолженности бывшего СССР.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 1342-р одобрено Заявление Правительства Российской Федерации об ограничении периода принятия к выверке требований иностранных коммерческих кредиторов по коммерческой задолженности бывшего СССР, согласно которому долговые требования по коммерческой задолженности бывшего СССР, юридическая ответственность по которой была признана в Заявлении Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами", могут быть предъявлены их держателями в установленной форме выверки указанной задолженности со всеми требуемыми документами во Внешэкономбанк не позднее 18 часов 00 минут московского времени 15 октября 2008 года. Все поданные до указанной даты, подписанные и должным образом заполненные формы будут приняты и рассмотрены. Требования, предъявленные после установленного срока, к урегулированию приниматься не будут.
Таким образом, с целью урегулирования требований кредиторов указанными нормативными правовыми актами установлен специальный правовой режим, согласно которому определены состав, сроки возникновения, критерии подлежащих урегулированию долговых обязательств и условия их переоформления, и не свидетельствует о безусловном признании Российской Федерацией всех неисполненных контрактных обязательств бывших советских организаций - импортеров в качестве коммерческой задолженности бывшего СССР.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.04.2009 между Компанией "Tabani Corporation" (далее - Цедент) и Истцом заключен Договор уступки (далее - Договор), в соответствии с условиями которого Цедент уступает Истцу с гарантией полного права собственности, право требования задолженности в размере 8 908 108, 23 доллара США по контракту от 06.06.1989 N 040-03/97621, заключенному с организацией-импортером ВО "Союзздравэкспорт", и задолженности в размере 973 560 долларов США по контракту от 11.08.1987 N 32/01-81081, заключенному с организацией-импортером ВО "Разноэкспорт".
Требования на сумму 8.908.108,23 долларов США и 973.560,00 долларов США по контрактам N 040-03/97621 от 06.06.1989 и N 32/01-81081 от 11.08.1987 заключенным пакистанскими компаниями Tabani Corporation и Zeenat Shirt Factory с ВО "Союзздравэкспорт" и ВО "Разноэкспорт" были предъявлены к урегулированию в рамках заключительного этапа обмена коммерческой задолженности бывшего СССР
Вывод суда первой инстанции, что рассматриваемая задолженность соответствует критериям, определенным в Заявлении Правительства Российской Федерации о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами, одобренном Постановлением Правительства РФ от 27.09.1994 N 1107, а также положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами", не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, поскольку из объяснений представителя ответчика следует, что между Российской Федерацией и Пакистаном имеются взаимные финансовые претензии, включая требования пакистанских компаний за поставленные, но не оплаченные товары по торговым операциям 1988-1991 годов, в том числе, и финансовые претензии компании Tabani Corporation в сумме 0,973 млн. долл. США по контракту с ВО "Разноэкспорт", которые ранее не были выверены.
В настоящее время согласование перечня и сумм взаимных обязательств между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Пакистан не завершено, российско-пакистанское межправительственное соглашение не подписано.
Поскольку выверенные требования пакистанских экспортеров по неоплаченным поставкам на территорию бывшего СССР подлежат урегулированию в рамках межправительственного соглашения и спорная задолженность по указанным контрактам к категории обязательств перед официальными кредиторами и, учитывая, что в соответствии с вышеуказанными нормативными актами Минфин России имеет право в случае сохранения спорных вопросов не допускать требования к обмену, исковые требования о возмещении убытков являются необоснованными в связи с отсутствием доказанности состава правонарушения, а именно наличия вреда, противоправность поведения Минфина России, а также причинно-следственной связи между действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении исковых требований о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России денежных средств в возмещение убытков следует отказать.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Компании "Livina Holdings Limited" в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "28" февраля 2011 г. по делу N А40-129094/10-29-1097 отменить.
Компании "Livina Holdings Limited" в удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
Взыскать с Компании "Livina Holdings Limited" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Е.Е. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129094/10-29-1097
Истец: "Livina Holdings Limited", Компания "Livina Holdings Limited"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Внешэкономбанк, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9818/11