г. Хабаровск
26 мая 2011 г. |
N 06АП-1813/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети": представитель не явился
от Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Амурской области от 10.03.2011
по делу N А04-73/2011, принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети"
к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным отказ в принятии к зачету понесенных расходов; обязании принять понесенные расходы в соответствии с исправленными документами
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" (далее - ООО "Районные электрические сети", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа в принятии к зачету понесенных расходов на сумму 34 621,91 руб., изложенного в письме Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, фонд, учреждение) от 30.11.2010 N 01-14/04/6366, и обязании фонда принять данные понесенные расходы в соответствии с исправленными документами.
Решением суда от 10.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд расценил письмо ФСС от 30.11.2010 как разъяснение порядка принятия решения по итогам проведенной в отношении документальной проверки N 31 с/с, а также указал на отсутствие оснований для приятия данных расходов после проверки в связи с несвоевременным дооформлением спорных больничных листов.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование указало на неполное выяснение всех обстоятельств спора и неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Фонд в судебном заседании арбитражного суда второй инстанции участия не принимал, но в отзыве позицию заявителя отклонил.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в период с 19.11.2009 по 25.11.2009 учреждением проведена проверка общества по вопросу расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
По результатам проверки оставлен акт от 25.11.2009 и 18.12.2009 принято решение N 31 с/с, которым не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности с нарушением требований законодательных и нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами на сумму 34 621,91 руб.
27.10.2010 письмом N 925, с учетом дополнений от 16.11.2010, общество просило ФСС восстановить к зачету расходы на выплату пособий по обязательному страхованию в названной сумме в связи с внесением исправлений в листы нетрудоспособности и получением новые взамен испорченных.
Последнее отказало в принятии расходов в сумме 34 621,91 руб., обосновав тем, что у фонда отсутствует правовое основание для изменения ранее вынесенного решения N 31 с/с по данному вопросу. При этом сослалось на пункт 23 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования от 07.04.2008 N 81, и пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N101 "Фонде социального страхования Российской Федерации"
Не согласившись с данным отказом, ООО "Районные электрические сети" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом второй инстанции установлено, что фондом не приняты к зачету расходы, произведенные обществом на цели государственного социального страхования в размере 34 621,91 руб.
По мнению учреждения, листки нетрудоспособности, на период возникновения спорной ситуации, оформлены с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514, и Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования РФ от 07.04.2008 N 81, в соответствии с которыми исправления в листке нетрудоспособности допускаются только до вынесения решения и подписания акта документальной выездной проверки.
Судебная коллегия, проанализировав раздел 9 вышеназванного Приказа, приходит к выводу о том, что он предусматривает возможность внесения исправлений в листки нетрудоспособности, но не устанавливает период, в течение которого в дефектные больничные листки могут быть внесены исправления.
Из Методических указаний N 81, на которые ссылался Фонд в обосновании принятого решения, следует, что они регулируют порядок проведения документальных выездных проверок страхователей, тогда как предметом рассмотрения по данному делу являлся отказ уполномоченного органа, принятый по дополнительно представленным документам и не связан с вопросом правомерности самой проверки.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит запрета на внесение исправлений в листки нетрудоспособности и не устанавливает период их внесения в указанные документы.
Аналогичный вывод по толкованию положений вышеназванного Закона изложен в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 14079/08, постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.04.2006. N Ф03-А51/06-2/778.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение ФСС об отказе от 30.11.2010 не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя, следовательно, подлежит признанию недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом этого судебная коллегия считает возможным возложить на учреждение обязанность по устранению допущенные нарушений прав и законных интересов общества в виде рассмотрения заявления страхователя о принятии понесенных им расходов с учетом исправленных документов.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению
Руководствуясь статьями 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области 10.03.2011 по делу N А04-73/2011 отменить.
Признать незаконным отказ от 30.11.2010 N 01-14/04/6366 Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету понесенных Обществом с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" расходов на сумму 34 621,91 руб.
Обязать Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии понесенных Обществом с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" расходов с учетом исправленных документов.
Взыскать с Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Районные электрические сети" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей за рассмотрении апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-73/2011
Истец: ООО "Районные электрические сети", ООО "Районные электрические сети" г. Тында
Ответчик: ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Амурское региональное отделение ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1813/11