город Ростов-на-Дону |
дело N А01-711/2010 |
12 октября 2010 г. |
15АП-10396/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от истца:
от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея: представителя Хацуковой С.Н. (доверенность от 15.06.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20 июля 2010 года по делу N А01-711/2010 по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея к ответчику администрации муниципального образования Теучежский район при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея о признании права собственности, принятое в составе судьи Кочуры Ф.В.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Теучежский район" (далее - администрация, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, п. Тлюстенхабль, ул. Гидростроителей, д. 21, общей площадью 2580 кв.м, расположенный под зданием жилого ведомственного дома.
Исковые требования мотивированы следующим. Предприятия исправительно-трудовых учреждений являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. Здания и сооружения уголовно-исполнительной системы находятся в федеральной собственности. Земельные участки, на которых находятся объекты и учреждения органов Федеральной службы исполнения наказаний, изъяты из оборота. 17.07.2008 введен в эксплуатацию трехэтажный жилой дом по ул. Гидростроителей, 21 в п. Тлюстенхабль Теучежского района Республика Адыгея. Распоряжением администрации утверждены границы земельного участка, занимаемого зданием жилого ведомственного дома ФГУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея. Обращение с иском о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок мотивировано необходимостью регистрации права собственности на земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальной управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20 июля 2010 года в удовлетворении иска отказано.
Решение суда мотивировано отсутствием у Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея компетенции, необходимой для обращения с иском о признании права федеральной собственности на принадлежащие Российской Федерации земельные участки. Спор о праве собственности на земельный участок между сторонами отсутствует. Обход установленного законом порядка влечет подмену законных функций государственных органов по регистрации прав на недвижимое имущество и противоречит публичному порядку.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить, принять новое решение о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок под зданием жилого ведомственного фонда по ул. Гидростроителей, 21 в пос. Тлюстенхабль, Республика Адыгея.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами.
Администрация муниципального образования "Теучежский район" разрешила ФБУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея ввод в эксплуатацию завершенного строительством объекта - трехэтажного жилого дома, расположенного по ул. Гидростроителей, 21 в п. Тлюстенхабль, Республика Адыгея. Уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации вместе с федеральным имуществом уголовно-исполнительной системы. ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы от имени государства владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея просило решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управления доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Администрация муниципального образования "Теучежский район" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, явившегося в судебное заседание, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, распоряжением администрации муниципального образования "Теучежский район" от 16.11.2007 N 1410 утверждены границы земельного участка общей площадью 0,258 га, занимаемого зданием жилого ведомственного дома Федерального государственного учреждения Исправительная колония N 1 УФСИН России по Республике Адыгея, расположенного по ул. Гидростроителей, 21 в пос. Тлюстенхабль Теучежского района Республики Адыгея.
Распоряжением администрации от 21.07.2008 N 1023 федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея" разрешено ввести в эксплуатацию законченный строительством трехэтажный жилой дом по указанному адресу.
Земельному участку по ул. Гидростроителей, 21 в пос. Тлюстенхабль Теучежского района Республики Адыгея присвоен кадастровый номер 01:06:01 01 006:0010, разрешенное использование - "под зданием жилого ведомственного дома" (кадастровый план от 17.01.2008 N 06/08-3-42 - л.д. 16).
Полагая, что в связи с нахождением на земельном участке жилого ведомственного дома на него распространяется режим федеральной собственности, Управление обратилось с настоящим иском.
В соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (статья 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок под зданием ведомственного жилого фонда Управления следует из прямого указания закона; право федеральной собственности на указанный земельный участок как возникшее в силу закона не требует для своего подтверждения или осуществления судебного акта о подтверждении этого вещного права. Констатация права федеральной собственности на обозначенный в иске земельный участок в отношении администрации Теучежского района, не оспаривающей названное право, не отвечает требованиям статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой целью обращения заинтересованного лица в арбитражный суд с иском является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Администрация Теучежского района не отрицает принадлежность Российской Федерации земельного участка по ул. Гидростроителей, 21 в п. Тлюстенхабль Республики Адыгея, не создает каких-либо препятствий в осуществлении этого права или его оформлении.
Таким образом, из материалов дела не усматривается наличие спора о праве собственности на земельный участок, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 404, для регистрации права собственности Российской Федерации подается заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, а также правоустанавливающие документы на земельный участок (в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу), правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке (в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации).
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.8); выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (пункт 5.40).
Согласие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея с иском Управления и доводами апелляционной жалобы не влечет перераспределения компетенции федеральных органов исполнительной власти, установленной Правительством Российской Федерации.
Заявитель жалобы не привел ссылок на нормативные правовые акты, наделяющие территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации компетенцией в сфере регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки под зданиями ФСИН России, а также правом на обращение в суды с соответствующими исками.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в иске о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20 июля 2010 года по делу N А01-711/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-711/2010
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея, Управление Федеральной службы исполнения наказания по Республике Адыгея
Ответчик: Администрация МО Теучежский район, Администрация муниципального образования "Теучежский район", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
Третье лицо: Агапова Татьяна Владимировна, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Мамий Юнус Шамсудинович, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, Федеральная Служба исполнения наказаний
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10396/10