г. Чита |
Дело N А19-14126/2010 |
"30" мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Клепиковой М.А., Стрелкова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Энергия" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2010 года по делу N А19-14126/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Энергия" к Киренскому муниципальному району в лице Администрации Киренского муниципального района, Киренскому городскому поселению, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, Службе по тарифам Иркутской области, Министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области о взыскании 15 481 624, 76 руб. ( суд первой инстанции: судья Ушакова О.В.)
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель по доверенности от 06.07.2010 Халикова Ю.Н.,
от ответчиков: отсутствуют, уведомлены
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Энергия" (ОГРН 1053831009979 ИНН 3831004169) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Киренскому муниципальному району в лице Администрации Киренского муниципального района (ОГРН 1023802600470 ИНН 3831000630) и Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154 ИНН 3803171299) о взыскании в солидарном порядке 15 481 624 руб. 76 коп. убытков (выпадающих доходов) от предоставления услуг по теплоснабжению населения по государственным регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Определением от 19.10.2010 к участию в деле в качестве вторых представителей ответчика - Иркутской области привлечены Служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092 ИНН 3808023928), Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области.
Определением от 29.10.2010 исправлены описки, допущенные в определении суда от 19.10.2010, а именно, определение дополнено фразой "привлечь к участию в деле в качестве ответчика Киренское городское поселение (ОГРН 1053831009352 ИНН 3831004024).
Определением от 07.12.2010 производство по делу в части взыскания убытков (выпадающих доходов) в сумме 148 974 руб. 43 коп. прекращено в связи с отказом истца от иска.
Заявлением от 18.11.2010 в порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать в солидарном порядке 15 332 650 руб. 33 коп. убытков (выпадающих доходов) от предоставления услуг по теплоснабжению населения по государственным регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек с Киренского муниципального района, Иркутской области и Киренского городского поселения.
Решением от 23.12.2010 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом при принятии решения норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда материалам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал, также поддержал заявления о частичном отказе от исковых требований в размере 219 545, 92 руб. и 1 587 737, 50 руб., в общей сумме 1 807 283, 42 руб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены в установленном порядке.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявления ООО УК "Энергия" о частичном отказе от исковых требований, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен порядок, согласно которому арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Суд апелляционной инстанции не усматривает в заявлении об отказе от исковых требований противоречия закону и нарушения прав других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части исковых требований о взыскании 1 807 283, 42 руб. - убытков (выпадающих доходов) от предоставления услуг по теплоснабжению населения по государственным регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, подлежит отмене, в связи с принятием отказа от иска в части, производство по делу в части исковых требований в размере 1 807 283, 42 руб. подлежит прекращению.
Из материалов дела следует, что постановлением Киренского муниципального района N 409 от 21.11.2008 установлен тариф на тепловую энергию для населения, вырабатываемую ООО УК "Энергия" с 01.01.2009 в размере 585 руб. 02 коп./Гкал (без учета НДС) и утвержден экономически обоснованный тариф в размере 2 365 руб. 18 коп./Гкал (без учета НДС).
Истец, ссылаясь, что в результате разницы в тарифах, образовалась задолженность за отпущенную ООО УК "Энергия" в 2009 году населению мкр. Мельничный г. Киренска тепловой энергии в размере 13 525 366, 91 руб. ( с учетом частичного отказа от исковых требований) обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещение причиненных ему убытков, должно доказать совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, также должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков
Отсутствие хотя бы одного из указанных оснований не дает права на возмещение убытков.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции полагает, что истец доказал всю совокупность вышеуказанных юридически значимых обстоятельств.
При определении публично-правового образования, обязанного возместить истцу убытки, необходимо исходить из того, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию, в период возникновения спорных правоотношений осуществлялась в соответствии с Законом Иркутской области от 11.12.2008 N 104-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию" за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что возможность компенсации убытков причиненных применением установленных в законном порядке тарифов законодательством не предусмотрена, а также что истец не доказал противоправное поведение Иркутской области в области передачи полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию или при финансировании этих расходов.
Суд апелляционной инстанции не может полностью согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в 2009 году ООО "УК Энергия" оказывало населению г. Киренска коммунальные услуги по теплоснабжению.
Договором N 36/09 от 01.01.2009 и приложениями N N 1,2 (л.д.83-86 т.3 ) к договору подтверждено, что ООО "УК "Энергия" на правах аренды владело и использовало объекты коммунальной инфраструктуры г. Киренска для оказания жилищно-коммунальных услуг.
Договоры на предоставление коммунальных услуг по тепло и водоснабжению ООО "УК Энергия" как исполнитель заключило непосредственно с гражданами, проживающими в жилых домах м-она Мельничный г. Киренска.
В подтверждение данному факту истцом в суд апелляционной инстанции представлены выборочно копии договоров предоставления коммунальных услуг собственнику и нанимателю жилого помещения (л.д. 24-48 т.6), а также реестр действующих в 2009 году договоров ООО "УК "Энергия" с собственниками и нанимателями жилых помещений м-она Мельничный г. Киренска.
Указанные дополнительные доказательства приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке ч.2 ст. 268 АПК РФ, так как в данном случае фактические обстоятельства дела должны были быть установлены в суде первой инстанции, однако этого сделано не было.
Размер платы за коммунальные услуги, согласно положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывался исходя из объема потребляемых услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) (далее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) предусмотрено, что порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии устанавливается правилами (под "коммунальными услугами" подразумевается деятельность исполнителя коммунальных услуг по отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях) (п.п. 1, 3 Правил).
Пунктом 26 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии.
Приборы учета потребления тепловой энергии в горячей воде во всех жилых домах (квартирах) м-она Мельничный г. Киренска отсутствовали, поэтому расчет потребленной тепловой энергии отпущенной в период 2009 года ООО "УК "Энергия" производило расчетным путем (статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 26 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
При этом постановлением N 409 от 21.11.2008 Администрации Киренского муниципального района для ООО "УК Энергия" были установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ООО "УК Энергия" в размере 2365,18 руб./Гкал (без учета НДС) для прочих организаций, для населения 585,02 руб. /Гкал. При этом экономически обоснованным тарифом указан тариф в размере 2365,18 руб./Гкал. (без учета НДС).
В рамках возмещения убытков возникающих в результате межтарифной разницы между ООО "УК Энергия" и Администрацией муниципального образования "Киренский район" заключались договоры на выплату компенсации выпадающих доходов от предоставления услуги по теплоснабжению потребителям социальной сферы, дотируемым из местного бюджета по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Договоры были заключены на 1 и 2 квартал 2009 года. На второе полугодие 2009 года от заключения договоров Администрация муниципального образования "Киренский район" отказалась, мотивируя отсутствием денежных средств.
Частичное возмещение выпадающих доходов в 2009 году ООО "УК Энергия" было произведено поставкой топливных ресурсов на цели теплоснабжения населения в размере 51 197 577,46 руб.
Вместе с тем, предоставленная сумма не покрыла полностью экономически обоснованные затраты общества по предоставлению населению услуг теплоснабжения в 2009 году.
На момент возникновения правоотношений сторон по настоящему делу, распределение в сфере теплоснабжения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлялось, в частности, на основании Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которому, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводили тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, руководствуясь при этом основами ценообразования на тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абзацы 4, 5, часть 3 статьи 6).
Законом Иркутской области от 11.12.2008 N 104-ОЗ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Пунктом 1 статьи 11 указанного Закона определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, является обязательным во всех случаях.
Из этого следует, что обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.
Таким образом, принимая закон от 11.12.2008 N 104-ОЗ, Иркутская область должна была предусмотреть и предоставить необходимые для реализации данного закона финансовые и материальные средства.
В соответствии с Законом Иркутской области N 132-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" и приложения N 16 к данному закону, на нужды муниципального образования Киренский район связанные с субсидированием коммунальных услуг предоставлялись следующие денежные средства: на регулирование тарифов на тепловую энергию 248 тыс. руб., приложением N 14 на нужды Киренского муниципального образования предусмотрено 98 873 тыс. руб. в качестве субсидии в целях софинансирования расходных обязательств по организации в границах муниципального образования электро, тепло, водоснабжения населения, снабжения населения топливом на закупку и доставку нефти, нефтепродуктов и топлива в районы Крайнего Севера.
Финансирование по состоянию на 31.12.2009 составило 98 779 776,56 руб.
При этом в 2009 году из областного бюджета Администрации Киренского муниципального района были выделены денежные средства в виде субвенций в размере 248 000 руб. для исполнения государственных полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию.
Перечисление указанных в данном законе денежных средств подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Выделенные денежные средства в рамках реализации полномочий по урегулированию тарифов, согласно справке Администрации Киренского муниципального района были распределены следующим образом: 163 812,27 руб. заработная плата и начисления на оплату труда, и 84 187,73 руб. материальное обеспечение.
По правилу, установленному статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим ее субъектом или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, в том случае, если истец понес в 2009 году убытки связанные с оплатой услуг не по фактическим затратам, а по утвержденным органом местного самоуправления тарифам, субвенции для компенсации образовавшейся разницы между стоимостью услуг по теплоснабжению, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу, и стоимостью указанных услуг, оплаченных населением и прочими потребителями по тарифам, установленным местным органом самоуправления, предусмотренные в бюджете Иркутской области на 2009 год и выделенные муниципальному образованию не в полном объеме надлежащим ответчиком будет являться Иркутская область.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Апелляционный суд неоднократно предлагал Иркутской области представить доказательства, что выделенные ею денежные средства полностью покрывали расходы муниципального образования "Киренский район" на реализацию переданных полномочий в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию. Однако таких доказательств представлено не было.
Как указывалось выше, расчет поставленной населению м-она Мельничный г. Киренска тепловой энергии ввиду отсутствия приборов учета осуществлен истцом расчетным путем.
Общее количество поставленной тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в 2009 году составило 34 701,44 Гкал. (л.д.20-78 т.5).
Соответственно сумма выпадающих доходов за фактически отпущенную тепловую энергию составляет 64 871 918 руб. При расчете была учтена и не вошла в расчет сумма, которая подлежит оплате непосредственно жителями м-она Мельничный. Учитывая, что на сумму 51 197 577,46 руб. истцу были поставлены топливные ресурсы, сумма убытков составит 13 525 366,91 руб.
Размер отыскиваемых убытков, а именно количество поставленной населению м-она Мельничный г. Киренска тепловой энергии за период 2009 года, его стоимость, как экономически обоснованная, так и фактически оплаченная населением г. Киренска, подтверждена истцом должным образом, следующими доказательствами: сводными таблицами размера распределения тепловой энергии по жилому сектору, исходя из норматива (л.д.78 т.5), справкой об объемах тепловой энергии отпущенной ООО "УК "Энергия" населению в 2009 году (л.д.20 т.5), реестром договоров с собственниками и нанимателями (л.д. 11-23 т.6); сведениями о количестве граждан проживающих в жилых домах м-она Мельничный, сведениями о площади жилых помещений и площади жилых домов м-она Мельничный г. Киренска; нормативами потребления коммунальных услуг для населения утвержденных постановлением N 162 Администрации Киренского муниципального образования от 26.11.2007 и постановлением N 24-Т от 15.02.2008, с учетом внесенных изменений постановлением N 32-Т от 19.02.2009.
Расчет судом проверен, является правильным, лицами, участвующими в деле не оспорен.
Следовательно, состав правонарушения, необходимого для возложения на Иркутскую область ответственности в соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, как-то: размер понесенных истцом убытков, наличие причинно-следственной связи между бездействием области и понесенными обществом в связи с этим убытками, истцом доказан.
При таких обстоятельствах иск ООО "УК "Энергия" о взыскании убытков с учетом частичного отказа от иска в размере 13 525 366, 91 руб. подлежит удовлетворению за счет казны публично-правового образования - Иркутской области, следовательно, в удовлетворении иска о взыскании солидарно с Киренского муниципального района в лице Администрации Киренского муниципального района, Администрации Киренского городского поселения, Службы по тарифам Иркутской области, Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области необходимо отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат взысканию с проигравшей стороны.
Учитывая, что истец отказался частично от исковых требований, то государственная пошлина в размере 9 036 руб. 48 коп. подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2010 года по делу N А19-14126/2010 отменить, принять новый судебный акт.
Производство по делу в части взыскания убытков (выпадающих доходов) в сумме 1 807 283 руб. 42 коп. прекратить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Энергия" к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области удовлетворить.
Взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Энергия" убытки в размере 13 525 366 руб. 91 коп., в возмещение судебных расходов по государственной пошлине 92 626 руб. 83 коп., всего взыскать 13 617 993 руб. 74 коп.
В иске к Киренскому муниципальному району в лице Администрации Киренского муниципального района, Администрации Киренского городского поселения, Службе по тарифам Иркутской области, Министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Энергия" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 036 руб. 48 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14126/2010
Истец: ООО Управляющая компания "Энергия"
Ответчик: Администрация Киренского городского поселения, Администрация Киренского района, Иркутская область в лице Министерства финансов, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области ", Киренское городское поселение, Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области, МУ "Киренский район", Служба по тарифам Иркутской области
Третье лицо: Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2012 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-520/11
24.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15401/11
16.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15401/11
15.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3145/11
30.05.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-520/11