г. Санкт-Петербург
31 мая 2011 г. |
Дело N А56-64942/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5448/2011) (заявление) ОАО "ПетербургТрансНефтеПродукт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2011
по делу N А56-64942/2010 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "ПетербургТрансНефтеПродукт"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере прородопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): Павловский А.Ю. по доверенности от 23.03.2011 N 78ВМ1182740
от ответчика (должника): Агамалян И.Г. по доверенности от 26.10.2010 N 01/10029
установил:
открытое акционерное общество "ПетербургТрансНефтеПродукт" (далее - ОАО "ПетербургТрансНефтеПродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора) от 27.10.2010 N ПВ-394/13 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.03.2011 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "ПетербургТрансНефтеПродукт", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента Росприроднадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает оспариваемый судебный акт законными обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.07.2010 N ПВ-394/13 о проведении рейда с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды Департаментом Росприроднадзора 14.07.2010 произведен осмотр территории в Тосненском районе Ленинградской области (в районе п. Ушаки) и составлен протокол об осмотре помещений и территорий от 14.07.2010 N ПВ-394/13 и которого следует, что в нефтепродуктопровод, эксплуатируемый ОАО "Петербургтранснефтепродукт", залегающий на глубине 0,8 м под землей, была осуществлена несанкционированная врезка трубы диаметром 1/2 дюйма, ориентировочная длина врезанной трубы составляет 0,8 км, глубина залегания от 40 см до 50 см. Разрыв врезанной трубы с нефтепродуктом (керосином) был обнаружен 09.07.2010 около 10 часов 00 минут в районе 80,0 км магистрального нефтепродуктопровода "Кириши-Красный Бор" в Тосненском районе Ленинградской области, на расстоянии примерно 800 м от п. Ушаки и 10-20 м от реки Ушачка. В результате разрыва врезанной трубы нефтепродукт (керосин) попал на рельеф местности, в почву (площадь загрязнения составила около 5 кв.м.), вышел на поверхность, то есть по рельефу и через почву происходил сброс нефтепродукта в реку Ушачка.
В период с 09.07.2010 по 16.07.2010 ОАО "Петербургтранснефтепродукт" были приняты меры по локализации и ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродукта, а именно, установлено 3 ряда боновых заграждений на р. Ушачка с интервалом 10-15 м, 2 гидрозатвора, нефтесборник, организован сбор нефтеводяной смеси с поверхности водного объекта.
Усмотрев в действиях (бездействии) ОАО "Петербургтранснефтепродукт" признаки административного правонарушения, Департаментом Росприроднадзора 16.07.2010 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N ПВ-394/13.
В ходе проведения административного расследования, с целью оценки вреда, причиненного окружающей среде, определением от 19.07.2010 N ПВ-394/13-Э назначена аналитическая экспертиза, производство которой поручено ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО".
В присутствии должностного лица Департамента Росприроднадзора, представителя ОАО "Петербургтранснефтепродукт" и двух понятых ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО" отобрано 6 проб почвы из двух точек, составлен протокол отбора проб от 21.07.2010 N ПВ-394/13.
В связи с тем, что принятые ОАО "Петербургтранснефтепродукт" меры по локализации и ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов недостаточны, Департаментом Росприроднадзора выдано предписание от 23.07.2010 N ПВ-394/13 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно предписанию ОАО "Петербургтранснефтепродукт" обязано было в срок до 30.07.2010:
- провести повторное натурное обследование участка, включая заболоченную территорию акваторию реки Ушачка, акваторию реки Ушачка до чистой воды;
- определить площадь пятна загрязнения, глубину загрязнения почв;
- отобрать пробы почв и поверхностных вод реки Ушачка на содержание нефтепродуктов;
- составить схему загрязнения участка земель, акватории реки Ушачка и берегов водного объекта;
- обосновать в соответствии с технологическими нормативами применение диспергента - препарата судовым антикоррозийным OSD/LT и сорбента;
- определить место вывоза загрязненных грунтов;
- разработать календарный план-график работ по локализации и ликвидации разлива нефтепродукта, составить ориентировочную смету работ.
Департаментом Росприроднадзора 28.07.2010 произведен повторный осмотр территории аварийного разлива нефтепродукта, составлен протокол осмотра территории от 28.07.2010 N ПВ-394/13-2 из которого следует, что в месте разрыва врезанной трубы наблюдается загрязненный нефтепродуктом участок; часть грунта вынута; образовавшийся котлован (ширина 240 см, длина 400 см) заполнен водой, на поверхности которого обнаружена пленка из нефтепродуктов. Вода из котлована, фильтруясь через загрязненные грунты, попадает в водный объект (расстояние от котлована до водного объекта реки Ушачка составляет приблизительно 5-10 м), вымывая нефтепродукты из загрязненного грунта. Конфигурация пятна, а также наличие нефтепродуктов в водном объекте реки Ушачка свидетельствуют о том, что нефтепродукты просачивались в слое земли (на глубине 1 м), в том числе с выходом на поверхность земельного участка, в понижении рельефа в сторону водного объекта по существующей дренажной канаве, впадающей в заболоченный участок реки Ушачка.
Кроме того, 28.07.2010 сотрудниками ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО" в присутствии должностного лица Департамента Росприроднадзора, представителя ОАО "Петербургтранснефтепродукт" и двух понятых произведен отбор проб N ПВ-394/13-2.
Согласно экспертному заключению от 06.08.2010 N 028-Э-10 по результатам исследований проб почв, отобранных на территории разлива нефтепродуктов и на расстоянии 50 м от места разлива, выявлены следующие уровни загрязнения почв нефтепродуктом:
- на глубине 0-0,2 м на территории разлива концентрация нефтепродуктов в почве составляет 7600 мг/кг, что согласно Порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическим веществами, утвержденного письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.12.1993 N 61-5678, является очень высоким уровнем загрязнения;
- на глубине 0,5 м на территории разлива концентрация нефтепродуктов в почве составляет 1800 мг/кг, что согласно Порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическим веществами, утвержденного письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.12.1993 N 61-5678, является низким уровнем загрязнения;
- на глубине 1,0 м на территории разлива концентрация нефтепродуктов составляет 21 мг/кг, что согласно Порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическим веществами, утвержденного письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.12.1993 N 61-5678, является допустимым уровнем загрязнения;
- на расстоянии 50 м от места разлива, на глубине 0-0,2м концентрация нефтепродуктов в почве составляет 21 мг/кг, что согласно Порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическим веществами, утвержденного письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.12.1993 N 61-5678, является допустимым уровнем загрязнения;
- на расстоянии 50 м от места разлива, на глубине 0,5 м на территории разлива концентрация нефтепродуктов в почве составляет 15 мг/кг, что согласно Порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическим веществами, утвержденного письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.12.1993 N 61-5678, является допустимым уровнем загрязнения;
- на расстоянии 50 м от места разлива, на глубине 1,0 м на территории разлива концентрация нефтепродуктов в почве составляет 14 мг/кг, что согласно Порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическим веществами, утвержденного письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.12.1993 N 61-5678, является допустимым уровнем загрязнения.
Таким образом, объем загрязненной нефтепродуктами почвы составил 15 м3. Глубина залегания определена глубинной залегания глины (1 м).
Размер вреда, причиненного реке Ушачке в результате аварийного разлива нефтепродуктов, составил 3,468 млн.руб. Во всех пробах превышены ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения.
Определением от 16.08.2010 Департамента Росприроднадзора срок проведения административного расследования в отношении ОАО "Петербургтранснефтепродукт" продлен до 16.09.2010.
В ходе повторного осмотра территории 31.08.2010 Департаментом Росприроднадзора установлено наличие пленки из нефтепродуктов в акватории реки Ушачка за боновыми заграждениями и загрязненность нефтепродуктами растительности по берегам реки, в месте разрыва трубы вырыт котлован, заполненный водой, на поверхности воды наблюдается слабая пленка нефтепродуктов, на всем участке загрязнения присутствует слабый запах керосина, растительность угнетена, составлен протокол N ПВ-394/13-3.
В ходе проведения административного расследования была назначена повторная аналитическая экспертиза - определение о назначении аналитической экспертизы от 10.09.2010 N ПВ-394/13-Э-2.
Усмотрев, в ходе административного расследования, в действиях Общества нарушение требований установленных пунктом 1 статьи 4, статей 34,39 46 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ Департамента Росприроднадзора 14.09.2010 составил протокол об административном правонарушении N ПВ-394/13.
С целью осуществления контроля за ходом работ по локализации аварийного разлива нефтепродуктов Департамента Росприроднадзора 15.09.2010 произведен повторный осмотр территории, составлен протокол об осмотре помещений и территории N ПВ-394/13-4.
В этот же день ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО" в присутствии должностного лица Департамента Росприроднадзора, представителя ОАО "Петербургтранснефтепродукт" и двух понятых проведен отбор проб почв и воды в реке Ушачка, по периметру вырытого котлована была отобрана составная проба (протокол от 15.09.2010 N 306-ГК/В/10 и протокол от 15.09.2010 N 023-П/ТК/10).
Результаты анализов представлены в Протоколе количественного химического анализа от 30.09.2010 N 0579-П/ГК/10.
В результате проведенного анализа проб ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО" выдано заключение от 18.10.2010 N 048-Э-10, согласно которому концентрация нефтепродуктов в районе разлива нефтепродуктов в 222,7 раз превышает концентрацию в фоновой точке и составляет 4900 мг/кг, что свидетельствует о высоком уровне загрязнения почвы (на грани очень высокого). Объем загрязненной почвы составляет 350 куб.м. Также экспертом сделан вывод, что для ликвидации последствий загрязнения нефтепродуктами почв и участка акватории реки Ушачка ОАО "Петербургтранснефтепродукт" приняло недостаточные меры.
Учитывая, что аварийный разлив нефтепродуктов был обнаружен 09.07.2010 и факт продолжающегося загрязнения земель нефтепродуктом, зафиксированный 28.07.2010, 31.08.2010 и 15.09.2010 протоколами осмотра территории N ПВ-394/13-2, N ПВ-394/13-3 и ПВ-394/13-4, Департамент Росприроднадзора пришел к выводу о том, что меры по локализации и ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов, предпринятые ОАО "Петербургтранснефтепродукт", были недостаточны (неэффективны), вследствие чего происходило дальнейшее загрязнение почвы.
Постановлением от 27.10.2010 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
ОАО "Петербургтранснефтепродукт" не согласившись с принятым постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что административным органом представлены допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие к частичному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий, связанных с уничтожением плодородного слоя почвы, а равно порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ОАО "Петербургтранснефтепродукт" является транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц, принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий.
В соответствии с пунктом 7.4. ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 08.01.2002 N 2-ст, загрязнение почвы разлитой нефтью ликвидируют сбором нефти с последующей рекультивацией почвы или другими методами очистки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" регламентировано, что при поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе. Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах. Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
В силу указанного постановления Правительства Российской Федерации мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Общество является владельцем магистрального нефтепродуктопровода "Кириши-Красный Бор", проходящего в Тосненском районе Ленинградской области.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что утечка нефтепродуктов в районе поселка Ушаки Тосненского района произошла 09.07.2010 в связи с прорывом трубы, несанкционированно присоединенной к нефтепродуктопроводу Общества. Заявитель в рамках отраслевого регламента предпринял ряд мероприятий, направленных на устранение последствий аварийного разлива нефтепродуктов. При этом, как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, работы по устранению последствий аварийного разлива нефтепродуктов продолжаются и до настоящего момента.
Таким образом, последствия произошедшего в июле 2010 года аварийного разлива нефтепродуктов не были устранены по состоянию на ноябрь 2010 года, в результате чего часть нефтепродуктов остается в почве и продолжает поступать в акваторию реки Ушачка, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколами осмотра, фотографиями и экспертными заключениями.
Вывод суда о том, что ОАО "Петербургтранснефтепродукт" не предприняло достаточных мер для устранения последствий произошедшей аварии, что привела к дальнейшему загрязнению почвы, суд апелляционной инстанции находит обоснованным.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из имеющихся в деле материалов и пояснений представителя Общества следует, что в данном конкретном случае имелись обстоятельства, свидетельствующие о принятии заявителем мер для предотвращения правонарушения, однако предпринятые меры не являются эффективными. В результате непринятия Обществом достаточных (оперативных) мер по локализации и ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродукта был допущен высокий уровень загрязнения почвы; объем загрязнения за период с 21.07.2010 по 15.09.2010 увеличился с 15 куб.м. до 350 куб.м.
Кроме того, аварийный разлив нефтепродуктов стал возможен в связи с отсутствием контроля заявителя за состоянием и эксплуатацией оборудования, что позволило произвести несанкционированную врезку неустановленными лицами в нефтепродуктопровод.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении.
Нарушений административным органом процедуры в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, судом апелляционной инстанции не установлено.
Протокол об административном правонарушении от 14.09.2010 N ПВ-394/13 составлен и постановление по делу об административном правонарушении от 27.10.2010 г.. вынесено в присутствии представителя ОАО "Петербургтранснефтепродукт" Пиминой Н.Ю. (доверенность N 12/43-10 от 14.09.2010 г..), которой разъяснены права (т.2,л.д.78-80).
Ссылка заявителя о том, что судом не установлен субъект правонарушения, противоречит материалам дела.
Указывая в апелляционной жалобе на различные допущенные Департаментом Росприроднадзора нарушения при привлечении общества к административной ответственности, в том числе в ходе производства административного расследования, податель апелляционной жалобы не сослался на конкретные негативные последствия процессуальных нарушений и не указал, каким образом они воспрепятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении (с участием представителя Общества).
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "ПетербургТрансНефтеПродукт" вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание назначено в пределах установленной санкции.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 марта 2011 года по делу N А56-64942/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ПетербургТрансНефтеПродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Есипова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64942/2010
Истец: ОАО "Петербургтранснефтепродукт"
Ответчик: департамент Федеральной службы по надзору в сфере прородопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5448/11