г. Владимир |
|
30 мая 2011 г. |
Дело N А43-28644/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Казаковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шарагиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (ответчика) - Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (уведомления N 49933,49934);
от истца - муниципального унитарного предприятия "Павловское пассажирское автопредприятие" - Пачурина М.А., действующего по доверенности от 26.01.2011 (срок действия до 31.12.2011);
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
Департамента транспорта Нижегородской области - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (уведомления N 49868, 49936);
Министерства социальной политики Нижегородской области - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (уведомление N 49869),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2011 по делу N А43-28644/2010, принятое судьей Трошиной Н.В.
по иску муниципального унитарного предприятия "Павловское пассажирское автопредприятие" к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1 158 963 руб. 85 коп.,
УСТАНОВИЛ
муниципальное унитарное предприятие "Павловское пассажирское автопредприятие" (далее - МУП "Павловское пассажирское автопредприятие") (ИНН 5252006507, ОГРН 1085252001691) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании убытков в размере 1 158 963 руб. 85 коп.
Исковые требования основаны на статьях 16, 124, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате предоставления МУП "Павловское пассажирское автопредприятие" льготного проезда гражданам Нижегородской области в 2009 году истцу причинены убытки в заявленном размере.
Ответчик - Минфин РФ иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2011 по делу N А43-28644/2010 исковые требования МУП "Павловское пассажирское автопредприятие" удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в размере 1 158 963 руб. 85 коп. и судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, Минфин Российской Федерации обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
Ссылаясь на Правила предоставления межбюджетных трансферов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 827 от 29.12.2005, распоряжение Правительства Российской Федерации N 436-р от 31.03.2006, постановление Правительства Российской Федерации N 802 от 25.12.2006, заявитель считает, что данными нормативными правовыми актами на Российскую Федерацию не возложена обязанность по возмещению убытков транспортным организациям в связи с перевозкой граждан на льготных условиях.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве от 12.05.2011 против доводов апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Установлено, что в 2009 году МУП "Павловское пассажирское автопредприятие" осуществляло пассажирские перевозки граждан автомобильным транспортом на территории Нижегородской области на основании единых социальных проездных билетов.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" МУП "Павловское пассажирское автопредприятие" в 2009 году предоставило льготный проезд 7239 гражданам, что подтверждается актом сверки с Департаментом транспорта и связи Нижегородской области.
В 2009 году на возмещение убытков, связанных с предоставлением льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета, в МУП "Павловское пассажирское автопредприятие" поступило из федерального бюджета 1 030 169 руб.
Размер реального ущерба, понесенного истцом и рассчитанного исходя из разницы между стоимостью проездного билета на предъявителя и стоимостью единого социального проездного билета, умноженного на количество льготников федерального значения, приобретших единый социальный проездной билет, составил 1 158 963 руб. 85 коп.
Право транспортной организации на возмещение расходов за счет средств соответствующего бюджета в связи с предоставлением льгот по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа гарантировано частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 и 29.12.2004) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010, 2011 годы" утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации в сумме 133043,7 тыс. рублей.
Правительство Нижегородской области в целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров приняло постановление от 21.05.2005 N 3 (в редакции подписанных приложений N 1 - 3 и последующих изменений и дополнений от 28.01.2005 N 12 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета"), согласно которому с 01.03.2005 на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета.
Указанными билетами предоставлено право на льготы при проезде на всех видах транспорта в городском и внутрирайонном пригородном сообщении, кроме маршрутного такси.
В приложении N 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21.05.2005 N 3 определен перечень категорий граждан, обладающих льготами на проезд.
Указанным постановлением Нижегородская область (субъект Российской Федерации) приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению региональным пассажирам льготного проезда за счет средств бюджета Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, объем переданных средств не покрыл расходы истца по предоставлению льгот по перевозке граждан на городских, пригородных маршрутах, финансирование которых отнесено как к полномочиям Российской Федерации, так и полномочиям субъекта РФ (Нижегородской области).
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве субъектов гражданского права определены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается тот факт, что истец в 2009 году предоставлял льготы по перевозке граждан, относящихся к льготникам федерального значения.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, ответственность за причиненный заявителю внедоговорный вред в части компенсации предоставленного льготного проезда федеральным льготникам возлагается на Российскую Федерацию.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
Расчет суммы убытков судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Доводы апелляционной жалобы Минфина РФ были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены.
Таким образом, оценивая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловного основания для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2011 по делу N А43-28644/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28644/2010
Истец: МУП "Павловское пассажирское автопредприятие", МУП Павловское пассажирское автотранспортное предприятие г. павлово
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства МФ РФ по Нижегородской области г. Н. Новгород, Управление Федерального Казначейства по Нижегородской обл
Третье лицо: Департамент транспорта и связи Нижегородской области, Департамент транспорта Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2631/11