г. Пермь
23 мая 2011 г. |
Дело N А60-46068/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" (ОГРН 1026600934634, ИНН 6612006955): Кашафутдинов Е.В. - представитель по доверенности от 11.01.2011 г..;
от заинтересованного лица Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (ОГРН 1036603498975, ИНН 6658076401):не явились, извещены надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 января 2011 года
по делу N А60-46068/2010,
принятое судьей Хомяковой С.А.
по заявлению ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 16.12.2010 г. N 62-10-656/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 января 2011 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, поскольку информация о списке аффилированных лиц была раскрыта на сайте в сети интернет, а также непосредственно в обществе. Считает, что совершенное обществом административное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило экономического ущерба интересам государства, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло за собой нарушение прав и интересов граждан. Полагает, что при привлечении к административной ответственности нарушен порядок привлечения, поскольку протокол составлен с нарушением срока.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (заинтересованное лицо) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе 01.11.2010 г.. поступила жалоба ООО "ЗЕЛЕКС", являющегося акционером ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" и владеющего 25 % акций общества (вх. N 62-10-23/ж-юр).
При проверке указанной жалобы установлено, что обществом на странице в сети Интернет не опубликован список аффилированных лиц, составленный на дату окончания 3 квартала 2010 г.
По данному факту заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ от 01.12.2010 г. N 62-10-824/пр-ап.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление от 16.12.2010 г. N 62-10-656/пн о привлечении ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ и отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Данные выводы суда являются законными и обоснованными.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
В статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 4 ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах" на акционерные общества возложены обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и представлению отчетности о таких лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение), акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
Из п. 8.5.3 Положения следует, что акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (п.8.5.4 Положения).
Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим. Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно п. 8.5.5 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
Сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц акционерного общества должно содержать, в том числе, адрес страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации.
Ответственность за невыполнение вышеуказанных требований установлена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, согласно которой нераскрытые или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на странице www.sinara-group.com, используемой обществом для раскрытия информации, по состоянию на 27 октября 2010 г. не опубликован список аффилированных лиц, составленный на дату окончания 3 квартала 2010 г.
В ленте новостей информационного агентства ЗАО "ИНТЕРФАКС" (www.spark-interfax.ru), уполномоченного ФСФР России, 3 мая 2006 г. общество опубликовало информацию о том, что адрес www.vestnikao.ru, на котором Общество осуществляет раскрытие информации, изменен на адрес www.sinara-group.com в сети Интернет.
По состоянию на дату составления протокола (1 декабря 2010 г.) на странице www.sibagrogrоup.ru опубликован список аффилированных лиц общества, составленный на дату окончания 3 квартала 2010 г.
Как следует из размещенной на странице www.sibagrogrоup.ru информации, список аффилированных лиц опубликован обществом в сети Интернет 30 сентября 2010 г.
Кроме того из объяснений представителя общества, данных как в ходе рассмотрения дела об административном правонарушения, так и в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции установил, что список аффилированных лиц по состоянию на 3 квартал 2010 г. размещен на новой странице в сети Интернет, однако сообщение о смене страницы в сети Интернет опубликовано обществом несвоевременно.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обществом нарушен порядок раскрытия информации, предусмотренный законодательством о рынке ценных бумаг РФ, что образует событие административного правонарушения по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, является верным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, его действия содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о доказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ является правильным.
Ссылка общества на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, поскольку информация о списке аффилированных лиц была раскрыта на сайте в сети интернет, а также непосредственно в обществе, отклоняется апелляционной инстанцией, в силу следующего.
Согласно п. 1.6 "Положения для опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Таким образом, общество не учло, что эмитент может использовать иной сайт в сети Интернет, при этом, законодательством не предусмотрена обязанность об использовании для раскрытия информации только сайта мажоритарного акционера.
В случае смены адреса страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, Общество, в соответствии с пп. в п. 8.7.1 обязано раскрыть сообщение об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации. При раскрытии информации в соответствии с настоящим подпунктом указываются: адрес страницы в сети Интернет, ранее использовавшейся акционерным обществом для опубликования информации; адрес страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для опубликования информации; дата, с которой акционерное общество обеспечивает доступ к информации, опубликованной на странице в сети Интернет по измененному адресу;
Согласно 8.7.2 Положения раскрытие информации, предусмотренной пунктом 8.7.1 Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем ее опубликования в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления соответствующего события.
Как следует из материалов дела, 25.11.2010 обществом раскрыта информация об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации. В сообщении указана страница в сети Интернет, на которой общество ранее размещало информацию - www.sinara-group.com, дата, с которой общество обеспечивает доступ к информации, опубликованной на странице в сети Интернет www.sibagrogroup.ru - 24.11.2010.
Следовательно, общество обязано было разместить список аффилированных лиц, составленный на дату окончания 3 квартала 2010 года (30.09.2010) на странице www.sinara-group.com.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда считает, что совершенное обществом административное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило экономического ущерба интересам государства, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло за собой нарушение прав и интересов граждан.
Указанный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание, что состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей; отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение обязанности, предусмотренной п.п. 8.5.3, 8.5.4 Положения; степень общественной опасности; форму вины; осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона (что в данном случае не имеет место), пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
При этом суд верно указал, что последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить только в будущем времени, размер последствий непредсказуем, возможно, что последствий не будет вообще, не предоставленная своевременно информация касается неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, 1 ноября 2010 года в РО ФСФР России в УрФО поступила жалоба ООО "ЗЕЛЕКС" (вх.N 62-10-23/ж-юр) - акционера ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский", согласно которой обществом нарушены права акционера - ознакомление с документами общества через интернет ресурсы, а именно по состоянию на 30.09.2010 не раскрыт на странице в сети Интернет www.sinara-group.com список аффилированных лиц Общества, составленный на дату окончания 3 квартала 2010 года.
Суд также обоснованно отметил, что своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее нераскрытие и непредставление влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Указанные выводы суда первой инстанции является обоснованными, соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, оснований для его переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод общества о том, что при привлечении к административной ответственности нарушен порядок привлечения, поскольку протокол составлен с нарушением срока, исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Между тем из положений КоАП РФ следует, что само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а срок, установленный для составления протокола, не является пресекательным.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения являются несущественными, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Из материалов дела следует, что факт совершения обществом административного правонарушения выявлен административным органом 09.11.2010 г., в день поступления в РО ФСФР в УрФО жалобы ООО "ЗЕЛЕКС", а протокол об административном правонарушении составлен 01.12.2010 г.
Таким образом, само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как видно из материалов дела постановление регионального отделения о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
Кроме того, как обоснованно установлено судом первой инстанции, существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания составлены в присутствии представителей общества, действующих на основании специальных доверенностей.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 27 января 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский" - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 января 2011 года по делу N А60-46068/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Комбинат мясной Каменск-Уральский"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46068/2010
Истец: ОАО "Комбинат мясной "Каменск-Уральский"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО)