Субъектность народа Российской Федерации
Согласно основополагающим международно-правовым актам, установлениям конституций большинства современных демократических государств, в том числе Конституции Российской Федерации, народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью, т.е. самостоятельным субъектом*(1). В этом смысле конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа*(2).
Идеи, положенные в основу Конституции США более 200 лет назад, реализуются сегодня в конституциях большинства демократических стран мира, через правление, которое, по словам президента Авраама Линкольна, представляет собой "власть народа, волею народа и для народа". Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) начинается словами: "Мы, народы Объединенных Наций...".
ООН учреждена народами, но конституировав свою государственность и учредив ООН, народы не перестали быть самостоятельными субъектами, их субъектность подкрепляется, усиливается нормативными требованиями признанных международных актов и основных законов (конституций), а не отменяется ими. Уже на современном этапе развития общества Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции от 3 апреля 2006 г. N 60/251 вновь подтвердила цели и принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций, включая уважение принципа равноправия и самоопределения народов*(3). Действительно, "условия жизни народа или наций могут меняться, и изменение таких условий может побудить к пересмотру сделанного ими в прошлом выбора относительно формы своего государственного существования, вида политического режима, социально-экономического развития"*(4).
Большинство исследователей-юристов рассматривают вопрос о "самости", "самодержавности", субъектности народа применительно к проблеме народного суверенитета - конституционного принципа организации и функционирования власти народа, где народ, выступая сувереном во всех областях жизни, сам определяет, как ему организовать свою власть. Хотя тут же подчеркивается, что "объективное основание народного суверенитета лежит вне права, - и далее, справедливо, - данное утверждение не может интерпретироваться как умаление роли права"*(5).
Рассмотрение субъектности народа как вопроса о народном суверенитете связано с различными причинами, но еще и с тем, что в государственно организованном, правовом обществе субъектность народа реализуется посредством политико-правовых средств, коим соответствует понятие народного суверенитета. Действительно, догосударственные формы человеческого общежития не могли знать политико-правового состояния суверенитета народа: субъектность народа стала основанием народного суверенитета, а народный суверенитет, в свою очередь, стал источником государственного суверенитета*(6). Отсюда субъектность народа предполагает способность народа в качестве личности обладать правами и обязанностями. Данные права и обязанности реализуются не сами по себе, а лишь в той мере, в которой народ-субъект приобретает способность к участию в правоотношениях с другими самостоятельными субъектами (народами, государствами и т.д.).
Известно, что народный суверенитет проблематично реализуется в устройстве многих современных государств, именующих себя демократиями; также является дискуссионным вопрос о государственном самоопределении народов, наций. Еще Конституция (Основной закон) СССР 1977 г. (в ред. от 26 декабря 1990 г.) провозглашала, что в советском обществе "на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ". К сожалению, мы имеем опыт распада СССР. Его судьба и эволюция постсоветских государств показали всю пагубность замалчивания вопросов народовластия в многонациональном государстве. Во многом именно с этим связана необходимость обращения к истокам конституционных императивов, реализация которых позволит на твердых основах развивать российский конституционализм.
Лингвистически понятие "народ" неоднозначно. В догосударственном обществе народ был тождествен племени, группе родственных племен, этносу*(7). В современный период понятие "народ" существенно трансформировалось. В англоязычной традиции "народ" (a people) обычно обозначает гражданское сообщество, в форме множественного числа (peoples) может обозначать этнические общности. Однако чаще последние так и именуются: "этнические общности" (ethnic communities), "этнические группы" (ethnic groups) и т.п. Для обозначения же всего населения государства зачастую используется термин "нация". В русскоязычных источниках термин "нация" чаще всего воспринимается как этническая общность.
Нации хотя и возникли гораздо позже народов, но впоследствии приобрели "оттенок" этничности (народ страны состоит из многих национальностей/наций), хотя данное понятие скорее социально-экономическое, нежели природное.
Термин "народ" в конституционном праве определяется как население определенной страны, выступающее источником и носителем власти в государстве*(8). По определению, данному в Энциклопедическом словаре в статье "Конституция Российской Федерации", данное понятие "связано с государственной организацией общества, суверенитетом, формированием государственных структур, гражданством (народ как "все граждане", имеющие равную правовую связь с государством и подчиняющиеся единой системе государственных законов)"*(9).
Преамбула Конституции РФ 1993 г. провозглашает принятие Основного закона от имени многонационального народа Российской Федерации, т.е. "речь идет о совокупности всех граждан, всех этносов ("наций") и всех народов субъектов Российской Федерации..."*(10). Таким образом, хотя в России свыше 150 различных наций, этнических групп и народностей, но именно народ составляет единое целое, является носителем суверенитета и единоличным источником власти. Многонациональный состав населения нашел отражение в федеративном устройстве государства, а права малочисленных народов (этнических групп) особо гарантированы Конституцией РФ (ст. 69). Исходя из принципа единства народа, Конституция РФ отказалась от его социально-классовых характеристик, а тем более от неравного отношения к различным частям народа, что свойственно конституциям социалистического типа (дискриминация "эксплуататорских" классов, руководящая роль рабочего класса).
Народ выступает как носитель власти на трех уровнях: многонациональный народ России; многонациональный народ субъектов РФ и население муниципальных образований (административно-территориальных единиц). В Конституции РФ закреплено, что никто (никакая часть народа) не может присваивать власть в Российской Федерации. Власть принадлежит народу в целом, он выражает ее как непосредственно (референдум, свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
"Совокупный" народ, признаваемый Конституцией РФ источником власти, как и в любом ином государстве, неоднороден, состоит из многочисленных групп (страт, классов, партий и т.д. и т.п.): у нас он полинационален. Конституция, обладая верховенством на всей территории государства, высшей юридической силой, призвана прежде всего гарантировать субъектность всего народа, его политическое единство, как и единство экономического, правового пространства государства, территориальную целостность и т.д. Термин "многонациональный народ России" вполне выражает волю всех, в том числе малочисленных наций и народностей нашей страны, вместе быть единым субъектом, совместно реализовывать свой суверенитет, на добровольной основе жить в едином федеративном государстве. В то же время он не препятствует праву национальных общностей идентифицировать себя как определенный народ, народность, нацию, сохранять и развивать родной язык, культуру и т.д.
Право народов на самоопределение в Российской Федерации не означает права на отделение. Известно решение Конституционного Суда РФ, истолковывающее положения ч. 2 ст. 5 Конституции о государственном статусе национальных республик как национально-исторические*(11).
На современном этапе данная позиция Конституционного Суда РФ выражает одну из главных особенностей российского федерализма - "федерализм с унитарной идеей внутри". Реализация данной идеи в практике государственно-правового строительства современной Российской Федерации является единственно возможной. Это не стремление к построению унитарного государства и демократии как власти большинства без учета прав меньшинств, это способ сохранения тождества России в глобализирующемся мире, основанный на принципах международного права.
Международные документы подчеркивают недопустимость использования ссылок на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства.
Это закреплено, например, в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и в других международно-правовых актах. Таким образом, не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека*(12).
В связи с этим особую значимость имеет статья 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая установила, что "в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться своим родным языком".
В нашей стране еще в 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909), где подчеркивалось, что "национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью"*(13). Очевидно, что самоопределение наций в Российской Федерации с учетом их разрозненного проживания не может идти по пути создания моноэтнических государственных образований. Именно национально-культурная автономия позволяет решать вопросы сохранения и развития самобытности, традиций, языка, культуры наций в едином федеративном государстве.
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) в соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов нашей страны, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов*(14).
В настоящем Федеральном законе коренными малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Формами самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, являются общины и иные формы общественного самоуправления, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Такой перечень*(15) утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.
Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изм. от 31 мая 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г.) устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по реализации указанной политики*(16).
Существенным является трактовка Законом понятий "национальности Российской Федерации" и "титульная нация". Под национальностями Российской Федерации данный закон подразумевает национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации, а к титульной нации относит часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства (ст. 2).
Аналогичным образом Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" (с изм. от 24 июля 1998 г., 11 декабря 2002 г.)*(17) гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения (ст. 2). Русский язык, в соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", являясь государственным языком Федерации, призван способствовать "взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве"*(18).
Подводя краткие итоги, отметим, что Конституция, суверенитет и государство - это "три взаимосвязанных формы осуществления правосубъектности народа, создавшего государство"*(19).
Сохранить Россию как единое федеративное государство можно только путем достижения баланса интересов государства в целом и его субъектов и тем самым интересов многонационального народа Российской Федерации. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., установила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем едином федеративном государстве является единый многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Однако данной констатации недостаточно - необходимы законные и справедливые механизмы реализации воли многонационального народа России по осуществлению своей власти. Такие механизмы должны быть задействованы уже в ближайшее время, когда на выборах 2007-2008 гг. в одну из палат высшего представительного и законодательного органа нашей страны (Государственную Думу ФС РФ), а также на выборах главы государства - Президента РФ многонациональный народ Российской Федерации как единый субъект должен реализовать свой суверенитет путем законной и справедливой процедуры волеизъявления.
И.В. Левакин,
зам. директора НИИ Счетной палаты Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор
"Гражданин и право", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Большая советская энциклопедия объясняет термин "субъект" (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
*(2) См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2003 г.
*(3) См.: Организация Объединенных Наций. A/RES/60/251. Нью-Йорк, 2006.
*(4) Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х т. Т. 2. М., 1999. С. 172.
*(5) См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 339.
*(6) Суверенитет народа лежит в основе государственного суверенитета, который, в свою очередь, в государственно организованном обществе выступает в качестве выразителя суверенной воли народа. О единстве национального, народного и государственного суверенитета см. там же. С. 340-341.
*(7) См.: Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 301.
*(8) С демографических, этнографических, социологических и иных позиций понятие "народ" имеет и другие характеристики.
*(9) http://slovari.yandex.ru/art.
*(10) Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003. С. 317.
*(11) Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П указал, что "признание за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, использование в статье 5 (ч. 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия "республика (государство)" не означает признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728).
*(12) См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР", Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года "О референдуме Татарской ССР", постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан"" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. 26 марта. N 13. Ст. 671.
*(13) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 3010.
*(14) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2208.
*(15) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 14. Ст. 1493; N 41. Ст. 4081.
*(16) Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 22. Ст. 2670.
*(17) См.: Ведомости СНД и ВС РСФС. 1991. N 50. Ст. 1740.
*(18) Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 23. Ст. 2199.
*(19) Вишняков В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбов С.А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субъектность народа Российской Федерации
Автор
И.В. Левакин - зам. директора НИИ Счетной палаты Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
"Гражданин и право", 2007, N 6