Социальная норма потребления электроэнергии: правовой аспект
Проводимая реформа электроэнергетики России среди других вопросов затрагивает также и сферу тарифного регулирования. Основной целью реформы является переход на рыночное (негосударственное) регулирование производства и потребления электроэнергии. Законодательством о государственном регулировании тарифов установлено, что принципами регулирования цен являются обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей на основе доступности электроэнергии с учетом обеспечения доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство, и обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электроэнергии.
Однако в России существуют категории потребителей, для которых в силу социально-экономической ситуации в государстве доступность электроэнергии и иных товаров, необходимых для жизнеобеспечения, зависит от цены на эти товары. К числу таких потребителей относится прежде всего население. Государственный регулирующий орган вынужден устанавливать для населения цены на электроэнергию ниже экономически обоснованного уровня. Это нарушает баланс экономических интересов и требует введения специального механизма компенсации. В отношении населения подобным механизмом является перекрестное субсидирование.
Ежегодное повышение платы за электроэнергию для всех категорий населения направленно на прекращение перекрестного субсидирования. В связи с этим в настоящее время приобретает все большую актуальность проблема установления социальной нормы потребления электроэнергии.
Российский опыт
Первые попытки законодательно закрепить положение, согласно которому при расчетах с населением, потребляющим электроэнергию, используются тарифы различного уровня в зависимости от объемов ее потребления, были предприняты в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 389 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий"*(1). Указанным постановлением Правительства РФ был утвержден План мероприятий поэтапного прекращения перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий. Так, пункт 4 упомянутого постановления предусматривал необходимость разработки и утверждения методических рекомендаций по применению ступенчатых тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от объемов ее потребления.
До этого приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 22 ноября 1993 г. N 60 была утверждена Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг*(2), в которой предусматривалась возможность применения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и отмечалось, что объем потребления населением услуг сверхустановленного уровня мог бы стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 389 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий"*(3), а также постановления Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электроэнергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения"*(4) Федеральная энергетическая комиссия РФ (далее - ФЭК России) своим постановлением от 5 декабря 1997 г. N 125/2 утвердила Рекомендации по установлению тарифов на электроэнергию для населения в соответствии с фактической ее стоимостью с учетом уровня жизни населения региона*(5). В этом нормативном правовом акте была предпринята одна из первых попыток формулирования принципов установления для населения тарифов по оплате услуг электроснабжения в зависимости от объема их потребления.
Так, например, раздел III указанного постановления ФЭК России предусматривал, что доведение тарифов на электроэнергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения необходимо осуществлять дифференцированно по группам населения в зависимости от уровня доходов каждой из групп. Проведенные в ряде регионов исследования установили, что уровень потребления электроэнергии напрямую связан с ростом уровня доходов потребителей. Поэтому дифференцирование тарифов на электроэнергию по группам населения в зависимости от уровня доходов возможно реализовать путем введения ступенчатых тарифов, дифференцированных по объемам электропотребления. Это послужит временной мерой, направленной на компенсацию наиболее малоимущим слоям населения дополнительных затрат от роста тарифов с одновременным переносом тарифной нагрузки, возникающей вследствие перекрестного субсидирования, с одной группы потребителей (промышленность) на другую (часть населения с относительно высоким уровнем доходов).
Предусматривалось введение для некоторых групп потребителей социально оправданных нормативов льготного потребления электроэнергии. При этом условием предоставления и сохранения льгот является стопроцентная оплата электроэнергии, потребляемой в рамках предоставленного норматива.
В случае предоставления органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации дополнительных льгот на оплату электроэнергии для потребителей, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, оплата электроэнергии такими потребителями производится по тарифу, установленному для остальных потребителей, не пользующихся такими льготами, а льготируемые потребители должны получать адресные дотации из бюджетов соответствующих регионов.
Раздел IV указанного постановления ФЭК России предусматривал, что ступенчатые тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются соответствующими региональными энергетическими комиссиями (далее - РЭК) исходя из примерных уровней социальных норм потребления электроэнергии, определяемых РЭК по данным анализа электропотребления по категориям населения в соответствующем регионе.
Собственно ступени уровня расхода электроэнергии, устанавливаемые РЭК исходя из конкретных региональных особенностей, соответствуют группам населения, дифференцированным по уровням доходов:
1-я группа - потребители с наименьшим уровнем дохода (ниже прожиточного минимума по региону; тариф для данной группы составляет не менее 50% средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону;
2-я группа - потребители с низкими доходами, однако превышающими прожиточный минимум; тариф для данной группы составляет не менее 60% средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону;
3-я группа - потребители с доходами выше прожиточного минимума, которые, тем не менее, являются достаточно низкими; тариф для данной группы составляет не менее 70% средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону;
4-я группа - потребители со средними доходами (выше прожиточного минимума); тариф для данной группы составляет не менее 80% средней расчетной себестоимости по соответствующему региону (в целом данная группа должна характеризоваться относительно значимым ростом уровня электропотребления по сравнению с более низкодоходными);
5-я группа - потребители с высокими доходами (значительно выше прожиточного минимума); тариф для данной группы составляет не менее 100% средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону;
6-я группа - потребители с очень высокими доходами (превышающими прожиточный минимум в несколько раз); тариф для данной группы составляет величину, равную 100% фактической стоимости электроэнергии по классу напряжения 220 В по соответствующему региону плюс норма прибыли, определяемая РЭК исходя из конкретных региональных условий.
Для многодетных семей (3 и более детей) вводится понижающий коэффициент, варьируемый в пределах 0,6-0,8 в зависимости от количества детей в семье.
Число ступеней тарифа и их предельные значения могут быть изменены РЭК субъектов Федерации - например, сокращены до двух или трех в целях упрощения процедуры расчетов за потребляемую энергию. Вместе с тем такое сокращение снизит энергосберегающий эффект от введения дифференцированных тарифов, поскольку для перехода к уровню расхода электроэнергии, при котором тариф будет ниже, потребителю придется предпринять весьма значительные усилия по экономии энергии, выходящие за рамки исключительно энергосберегающих мероприятий и предполагающие отказ от пользования отдельными видами электроприборов.
Таким образом, на федеральном уровне были определены основные принципы установления для населения уровня тарифа по оплате электроэнергии в зависимости от объема ее потребления:
- величина социальной нормы потребления должна определяться на основе фактического объема потребления электроэнергии различными категориями населения;
- величина социальной нормы потребления электроэнергии для каждой категории населения должна находиться в прямой зависимости от уровня дохода граждан, относящихся к этой категории;
- социальная норма потребления электроэнергии, установленная для категории населения с высоким уровнем доходов, должна быть выше величины аналогичной нормы для малоимущих граждан;
- вне зависимости от объема фактического потребления граждане с высокими доходами должны оплачивать потребленную электроэнергию по экономически обоснованному тарифу для низкого напряжения.
Спустя год после выхода постановления ФЭК России Правительство РФ своим постановлением от 7 декабря 1998 г. N 1444 утвердило Основы ценообразования в отношении электроэнергии, потребляемой населением*(6). В соответствии со ст. 4 указанного постановления, в целях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов на электроэнергию, потребляемую населением, органам исполнительной власти субъектов Федерации разрешалось устанавливать за счет частичного сохранения перекрестного субсидирования региональный лимит электроэнергии, в пределах которого допускался отпуск электроэнергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимально установленного уровня. Величина указанного лимита электроэнергии должна определяться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из величины полезного отпуска электроэнергии населению, количества малоимущих потребителей, а также социально обоснованной нормы месячного потребления электроэнергии. Статьей 5 указанного постановления Правительства РФ установлено, что величина социально обоснованной нормы месячного потребления электроэнергии должна утверждаться органами исполнительной власти субъектов Федерации исходя из необходимого объема потребления электроэнергии на душу населения для целей жизнеобеспечения.
Таким образом, постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. N 1444 по сравнению с постановлением ФЭК России от 5 декабря 1997 г. N 125/2 ввело существенное изменение в принципы расчета социальной нормы потребления электроэнергии населением: ее величина должна основываться не на средних фактических величинах потребления электроэнергии, а на результатах расчета объема электроэнергии, необходимого для жизнеобеспечения.
Величина объема потребления электроэнергии в целях жизнеобеспечения в среднем для всех субъектов Федерации была определена в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по стране и в субъектах Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192*(7).
В соответствии с приложением 6 к указанным Методическим рекомендациям минимальный объем потребления услуги электроснабжения для всех категорий населения, необходимый для обеспечения его жизнедеятельности, должен составлять в среднем по России 50 кВт.ч электроэнергии в месяц в расчете на 1 человека.
В приложении 13 к указанным Методическим рекомендациям упомянутая величина минимального объема потребления услуг электроснабжения была скорректирована с учетом факторов, влияющих на особенности потребления услуг электроснабжения, и составила 54 кВт.ч в расчете на 1 человека в месяц для регионов Севера европейской части России, а также Сибири и Дальнего Востока, 46 кВт.ч - для южных регионов России и 50 кВт.ч для остальных регионов.
В 2000 г. Правительство РФ своим постановлением от 30 мая 2000 г. N 418 "Об уровнях тарифов на электроэнергию, потребляемую населением"*(8) внесло кардинальное изменение в принципы использования социальной нормы потребления электроэнергии.
Так, пункт 3 указанного постановления Правительства РФ предусматривал, что социальная защита малоимущих слоев населения при повышении тарифов на электроэнергию осуществляется в порядке, установленном Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"*(9).
Таким образом, постановление Правительства РФ от 30 мая 2000 г. N 418 фактически изменило предложенный ранее принцип использования социальной нормы потребления электроэнергии, прямо указав на то, что для социальной защиты малоимущих слоев населения необходимо использовать иные механизмы, нежели использование социальной нормы потребления электроэнергии. Проблема, однако, заключается в том, что постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. N 1444 в части, касающейся использования социальной нормы потребления для защиты малоимущих слоев населения, до сих пор не было отменено и, как следствие, в настоящее время действуют два постановления на федеральном уровне по вопросам установления и использования социальной нормы потребления электроэнергии, прямо противоречащие друг другу.
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации""*(10) был законодательно закреплен сформулированный ранее в постановлениях Правительства РФ и ФЭК России основной принцип тарифного регулирования в части услуг по электроснабжению: в соответствии с абз. 10 ст. 2 закона государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электроэнергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления. В очередной раз следует отметить, что и этот нормативный правовой акт не содержит определения понятия "социальная норма потребления". Как следствие, Федеральному закону в данной редакции формально соответствует как практика установления социальной нормы потребления электроэнергии для отдельных категорий населения (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. N 1444), так и практика установления социальной нормы потребления электроэнергии для всех категорий населения.
Постановления Правительства РФ последних лет не внесли каких-либо существенных коррективов в установленные ранее принципы определения и использования социальной нормы потребления электроэнергии населением.
Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии"*(11) (в настоящее время не действующее) содержало в п. 25 указание на то, что тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей) исходя из:
- объемов потребления (покупки) электрической и тепловой энергии;
- режима использования потребителями электрической мощности;
- категории надежности энергоснабжения.
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"*(12) в ст. 56 указывает на то, что государственное регулирование тарифов на розничном рынке может проводиться отдельно в отношении электроэнергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты по вопросам установления предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию скорректировали принципы установления величины тарифа в зависимости от установленного для населения уровня социальной нормы потребления электроэнергии.
Так, постановление ФЭК России от 25 августа 2003 г. N 66-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2004 год"*(13) содержало следующие положения:
"Установить и ввести в действие с 1 января 2004 года предельные максимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению по субъектам Российской Федерации:
- в зонах централизованного энергоснабжения, согласно приложению 3, в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электроэнергии, утверждаемой в установленном порядке. Предельные максимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению сверх указанной нормы месячного потребления электроэнергии, определяются на уровне экономически обоснованных тарифов, но не выше предельных максимальных уровней тарифов на электроэнергию, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;
- в зонах децентрализованного энергоснабжения на уровне, исходя из величины роста тарифов, не превышающем 16% по отношению к действующему тарифу по состоянию на 31 декабря 2003 года".
Последним из изданных к настоящему времени нормативных правовых актов по вопросам установления социальной нормы потребления электроэнергии является приказ Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 7 сентября 2004 г. N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006 годы"*(14). Он внес коррективы в установленные постановлением ФЭК России от 25 августа 2003 г. N 66-э/1 принципы оплаты населением электроэнергии в объеме сверх установленной социальной нормы потребления. В соответствии с п. 4 указанного приказа ФСТ России предельные максимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению сверх указанных социальных норм потребления электроэнергии, определяются на уровне экономически обоснованных тарифов.
Проведенный выше анализ федерального законодательства позволяет сформулировать некоторые выводы в части принципов и методов установления и использования социальной нормы потребления электроэнергии.
1. Действующее федеральное законодательство не содержит определения понятия "социальная норма потребления электроэнергии".
2. Федеральное законодательство допускает возможность установления и использования социальной нормы потребления электроэнергии, но при этом нормативные правовые акты федерального уровня не содержат каких-либо рекомендаций по вопросам принципов и методов расчета величины социальной нормы потребления электроэнергии.
3. В федеральном законодательстве не определен уровень власти, на котором должно быть принято решение о величине социальной нормы потребления электроэнергии.
4. В случае установления на уровне субъектов Российской Федерации социальной нормы потребления электроэнергии:
- объем потребления электроэнергии в пределах этой нормы должен оплачиваться по тарифам, соответствующим предельным тарифам, установленным ФСТ России для данного региона;
- объем потребления электроэнергии сверх социальной нормы потребления должен оплачиваться по экономически обоснованному тарифу;
- величина социальной нормы потребления электроэнергии должна основываться на величине минимального объема электроэнергии, необходимого для жизнеобеспечения, который был определен федеральным законодательством в размере от 46 до 54 кВт.ч в месяц в расчете на 1 человека.
Зарубежный опыт
Представляется интересным провести анализ мирового опыта определения и применения социальной нормы потребления электроэнергии.
При анализе мирового опыта установления тарифов и норм потребления электроэнергии для населения следует отметить тот факт, что во всех рассмотренных случаях отсутствует законодательно закрепленное понятие "социальная норма потребления". В тех случаях, когда энергоснабжающие компании вводят нормы потребления, они часто используют так называемую убывающую блочную схему тарифа. В рамках данной схемы предусмотрена некоторая минимальная норма потребления, стоимость 1 кВт.ч в пределах данной нормы существенно выше, чем стоимость 1 кВт.ч за пределами этой нормы. Подобная схема используется, в частности, в Австралии. Применение убывающей блочной схемы гарантирует предприятиям энергоснабжения стабильный доход даже при низких объемах потребления. Включение фиксированного платежа в тарифную схему также повышает финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, говорить о "социальном" характере установления норм потребления не приходится.
Некоторые компании, например в США, наоборот, используют возрастающие блочные схемы, стимулируя своих потребителей экономить электроэнергию. В данной схеме потребители тарифицируются по наиболее низкому тарифу при небольших объемах потребления. Однако с ростом объема потребления возрастает и тариф.
Представляется также целесообразным рассмотреть практику установления тарифов и норм потребления компаниями, работающими в сфере электроснабжения в трех разных странах*(15).
Компания Avista Corporation (США)*(16) обслуживает около 325 тыс. потребителей в восточном Вашингтоне и северном Айдахо. Для различных категорий потребителей компания предоставляет различные тарифные планы. Пример компании Avista является хорошей иллюстрацией возрастающей блочной схемы. Все тарифные планы состоят из базовой ставки (минимальный платеж), первого блока и второго блока. Для населения существует принципиально два тарифных плана.
Первый тарифный план составлен для жителей частных домов. Минимальный месячный платеж составляет 4 долл. США. Первые 600 кВт.ч оплачиваются по тарифу 0,05583 цента за 1 кВт.ч. Потребление свыше 600 кВт.ч оплачивается по тарифу 0,06353 цента за 1 кВт.ч. Таким образом, при росте потребления население платит по более высокому тарифу.
Второй тарифный план подразделяется на два тарифных плана и используется для выставления счетов населению, проживающему в многоквартирных домах, а также для ферм, гаражей, магазинов, пристроек. Данный тарифный план, наоборот, применяет убывающую блочную схему. Минимальный месячный платеж составляет 6 долл. США. Первые 3650 кВт.ч оплачиваются по тарифу 0,07044 цента за 1 кВт.ч. Потребление свыше 3650 кВт.ч оплачивается по тарифу 0,05975 цента за 1 кВт.ч.
Компания Scottish Power (Великобритания)*(17) является одним из лидеров рынка электроснабжения и газоснабжения в Великобритании и западной части США. Компания занимается производством электроэнергии, содержанием сетей, а также предоставляет полный набор услуг по сбыту электроэнергии, включая обслуживание и снятие показаний приборов учета, сбор и начисление платежей, работу с потребителями. Рассмотрим опыт установления цен на электроэнергию для потребителей Scottish Power в регионе East Midlands в Великобритании.
В регионе East Midlands потребители имеют возможность выбрать один из нескольких тарифных планов, среди которых существуют принципиальные различия. В одном варианте потребитель платит некоторую фиксированную ставку в день, плюс стоимость каждого киловатт-часа по стандартному тарифу, где фиксированный платеж - 13,70 пенса в день и за каждый киловатт-час 5,63 пенса.
В другом варианте потребитель платит по убывающей блочной схеме. Первые 225 кВт.ч, потребленные в течение квартала, оплачиваются по одному тарифу, а за использование электроэнергии сверх данного объема оплата производится по более низкому тарифу. Так, например, первые 225 кВт.ч оплачиваются по стоимости 11,18 пенса за 1 кВт.ч, а за все, что превышает этот лимит, - по 5,63 пенса. Фиксированной ставки в данном тарифном плане не предусматривается.
Каждый из вышеприведенных вариантов дополняется схемой, когда потребитель платит по дневному и ночному тарифу. Ночной тариф всегда ниже дневного, и время действия ночного тарифа определяется местной энергоснабжающей компанией, оно обычно не превышает 7 часов в сутки: с 10 вечера до 10 утра, все остальные часы считаются днем. Так, например, при фиксированном платеже тарифная схема будет выглядеть следующим образом: фиксированный платеж - 14,86 пенса в день, дневной тариф - 6,30 пенса за 1 кВт.ч, ночной тариф - 2,93 пенса за 1 кВт.ч.
При оплате по убывающей блочной схеме без фиксированного платежа тарифы примут следующее значение: первые 225 кВт.ч за квартал - 12,32 пенса, свыше 225 кВт.ч - 6,30 пенса, ночное потребление - 2,93 пенса за 1 кВт.ч. Потребитель может выбрать наиболее подходящий для него тарифный план.
Компания Ergon Energy*(18) является одной из крупнейших энергетических компаний Австралии. Она обслуживает более полумиллиона потребителей в районах Куинсланд, Южный Уэльс, Виктория. Для населения эта компания предлагает три тарифных плана. Все платежи начисляются на квартиру или частный дом. Первый тарифный план состоит из трех убывающих блоков и фиксированной ставки. Первый блок - тариф на первые 100 кВт.ч (19,272 австралийских цента за 1 кВт.ч), второй блок - тариф на следующие 300 кВт.ч (13,090 цента за 1 кВт.ч) и третий блок - тариф на потребление свыше 300 кВт.ч в месяц (11,682 цента за 1 кВт.ч). Фиксированный ежемесячный платеж составляет 8 долл. 64 цента.
Два других тарифных плана предлагаются только для потребителей, имеющих водные нагреватели и прочее постоянно подключенное оборудование. В этих тарифных планах присутствует только фиксированный платеж и платеж за потребленную энергию.
Таким образом, наиболее близко к концепции "социальной нормы потребления" подходит возрастающая блочная схема тарифа, применяемая в США. Она позволяет обеспечить некий минимум потребления электроэнергии по наиболее низкой цене. Подобная тарифная схема также стимулирует потребителей к энергосбережению. Убывающие блочные схемы, напротив, противоречат понятию "социальной нормы потребления", завышая платеж за минимальное потребление, но в то же время обеспечивают финансовую устойчивость предприятий энергоснабжения.
Заключение
Основываясь на результатах анализа российского и международного опыта нормирования объема потребления услуг электроснабжения для населения, можно сделать вывод о целесообразности разработки на федеральном уровне методических указаний по определению социальной нормы потребления электроэнергии населением Российской Федерации.
При разработке методических указаний по определению социальной нормы потребления электроэнергии населением Российской Федерации следовало бы отразить нижеследующие основополагающие позиции.
1. При расчете социальной нормы потребления электроэнергии следует учитывать направления расходования электроэнергии.
2. Социальная норма потребления электроэнергии должна основываться на результатах расчета объема потребления электроэнергии, достаточного для проживания с минимально приемлемым уровнем комфорта.
3. При определении базовой величины социальной нормы потребления следует учитывать следующие направления расходования электроэнергии населением: освещение жилых помещений; приготовление пищи (для абонентов, проживающих в жилищном фонде с электрическими плитами); просмотр телевизионных программ; пользование холодильником; пользование стиральной машиной; пользование утюгами; пользование прочими мелкими бытовыми приборами.
При расчете величины социальной нормы потребления следует учитывать влияние следующих факторов:
1. Обеспеченность жилья услугами газоснабжения, отопления и горячего водоснабжения и, как следствие, наличие или отсутствие потребности в дополнительном расходе электроэнергии для приготовления пищи на напольных электроплитах, отопления жилья и подогрева воды.
2. Численный состав домохозяйства.
3. Продолжительность светового дня в субъекте Российской Федерации.
К числу факторов, учет которых не является целесообразным при определении величины социальной нормы потребления, можно отнести нижеследующие:
1. Уровень доходов пользователей услуги электроснабжения.
2. Уровень благосостояния пользователей услуги электроснабжения, обеспеченности бытовыми приборами.
3. Фактическая площадь жилых помещений, занимаемых потребителем услуги электроснабжения.
4. Наличие у потребителей услуги электроснабжения приборов учета объема потребления электроэнергии.
5. Фактический объем потребления электроэнергии в регионе/муниципальном образовании.
Под базовым размером социальной нормы потребления подразумевается величина социальной нормы потребления электроэнергии населением, проживающим в жилых помещениях, имеющих доступ к услугам электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, горячего водоснабжения и отопления.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что федеральное законодательство не позволяет дать однозначную трактовку понятия "социальная норма потребления электроэнергии".
Действующее федеральное законодательство допускает возможность установления социальной нормы потребления услуги электроснабжения, однако не содержит каких-либо методических рекомендаций по вопросам расчета и обоснования данной нормы.
Принятые на федеральном уровне методики расчета нормативных объемов потребления жилищно-коммунальных услуг не являются пригодными для расчета и обоснования социальной нормы потребления электроэнергии.
На региональном уровне отсутствует понимание различия между нормативом и социальной нормой потребления услуги электроснабжения, а также отсутствует корректное обоснование устанавливаемой величины социальной нормы потребления населением электроэнергии.
При определении величины социальной нормы потребления следует учитывать следующие направления расходования электроэнергии населением:
- освещение жилых помещений;
- приготовление пищи (для абонентов, проживающих в жилищном фонде с электрическими плитами и не имеющих доступа к услугам централизованного газоснабжения);
- отопление жилья и подогрев воды (для абонентов, не имеющих доступа к услугам централизованного отопления и горячего водоснабжения);
- просмотр телевизионных программ;
- пользование холодильником;
- пользование стиральными машинами;
- пользование утюгами;
- пользование прочими бытовыми приборами.
При определении социальной нормы потребления электроэнергии населением необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на величину потребности в электроэнергии для жизнеобеспечения:
- обеспеченность жилья услугами газоснабжения, отопления и горячего водоснабжения и, как следствие, наличие или отсутствие потребности в дополнительном расходе электроэнергии для приготовления пищи на напольных электроплитах, для отопления жилья и подогрева воды;
- численный состав семьи;
- продолжительность светового дня в субъекте Российской Федерации.
Средневзвешенная величина социальной нормы потребления электроэнергии в целом по Российской Федерации составит 138,4 кВт.ч в месяц в расчете на 1 домохозяйство*(19).
Для 51 субъекта Российской Федерации средневзвешенная социальная норма потребления электроэнергии превысит 70% фактического объема потребления электроэнергии.
Выступая в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) С.Г. Новиков заявил, что считает неоправданным повышение платежей за жилищно-коммунальные услуги на местном уровне. Главной системной проблемой российского ЖКХ С.Г. Новиков назвал перекрестное субсидирование: маленькие тарифы для населения, компенсируемые большими тарифами для промышленности.
В своем выступлении С.Г. Новиков также коснулся идеи введения социальной нормы потребления электроэнергии. По его мнению, этот вопрос необходимо решать как можно скорее. В частности, он одобрил решение властей Красноярского края пересмотреть первоначально планировавшееся снижение нормы до 50 кВт.ч в месяц, доведя его до 70 кВт.ч. В рамках рабочей группы с участием Минрегионразвития России мы готовим свои предложения по улучшению ситуации, сказал руководитель ФСТ России, отметив, что необходимо переходить к системе адресной поддержки граждан*(20).
И.А. Грищенко,
зам. начальника отдела законопроектной деятельности
Юридического управления Федеральной службы по тарифам,
кандидат социологических наук
"Гражданин и право", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 14 апреля. N 15. Ст. 1792.
*(2) Документ опубликован не был.
*(3) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 14 апреля. N 15. Ст. 1792.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации.1997. 6 октября. N 40. Ст. 4597.
*(5) Цены и рынок. Справочно-инф. сб. Кн. 3. М., 1998.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 14 декабря. N 50. Ст. 6160.
*(7) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. 22 февраля. N 8. Ст. 1039.
*(8) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. 5 июня. N 23. Ст. 2430.
*(9) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. 16 августа. N 33. Ст. 4116.
*(10) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 31 марта. N 13. Ст. 1180.
*(11) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 15 апреля. N 15. Ст. 1431.
*(12) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 1 марта. N 9. Ст. 791.
*(13) См.: Информационный бюллетень ФЭК РФ. 2003. 5 ноября. N 31. По заключению Минюста России, данный документ в государственной регистрации не нуждается (см.: Письмо Минюста России от 13 октября 2003 г. N 07/10356-ЮД).
*(14) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. 4 октября. N 40.
*(15) См.: Все данные получены в ходе краткого Интернет-исследования и зафиксированы по состоянию на январь 2005 г.
*(16) См.: Официальную страницу компании Avista Corporation можно найти в Интернете по адресу: www.avistautilities.com.
*(17) Официальную страницу компании Scottish Power можно найти в Интернете по адресу: www.scottishpower.co.uk.
*(18) Официальную страницу компании ergon energy можно найти в Интернете по адресу: www.ergon.com.au.
*(19) Источником информации о средней по региону величине норматива потребления услуги электроснабжения являлись отчетные данные по результатам федерального статистического наблюдения по форме 22-ЖКХ.
*(20) По сведениям информационного агентства Regnum www.regnum.ru (дата публикации - 27 января 2005 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Социальная норма потребления электроэнергии: правовой аспект
Автор
И.А. Грищенко - зам. начальника отдела законопроектной деятельности Юридического управления Федеральной службы по тарифам, кандидат социологических наук
"Гражданин и право", 2007, N 6