Риск - дело благородное?
По статистике, 95% несчастных случаев на производстве являются результатом нарушений трудовой и производственной дисциплины, неправильного обучения и несоблюдения правил техники безопасности. Все эти причины несложно устранить, "всего лишь" соблюдая должностные инструкции. Однако, оказывается, добиться этого совсем не просто.
Руководство одной энергетической компании задалось вопросом: в чем причина высокого производственного травматизма? Оказалось, рабочие просто пренебрегают правилами техники безопасности.
Вот описание типичной ситуации. В 60 километрах от офиса компании сломалась вышка - слетели провода. К месту аварии выехала бригада ремонтных рабочих. По инструкции, монтеры должны были перед выездом проверить комплектацию оборудования. Бригада об инструкции знала, но следовать ей буквально не считала нужным. О том, что нужно проверить комплектацию, рабочие вспомнили, проехав уже большую часть пути, и, обнаружив отсутствие лестницы, решили не возвращаться на базу (необходимость этого была предусмотрена инструкцией), понадеявшись подыскать что-нибудь на месте аварии. Руководили ими, конечно, лучшие побуждения: как можно быстрее восстановить подачу электроэнергии. В результате в работе они использовали первую попавшуюся лестницу, она сломалась, рабочий упал и покалечил себя. Но даже после этого монтеры сначала доделали работу, а затем вернулись на предприятие. Правда, скрыть несчастный случай не удалось: рабочему пришлось надолго уйти на больничный.
Таких случаев не один и не два. Многим кажется, что следовать инструкции буквально - ненужный педантизм, что ее можно приспособить к конкретной ситуации или вовсе ею пренебречь. Рабочие начинают придумывать способы, как бы ее обойти, и "веские" причины для этого: нужно помочь людям, дело важнее всего, и так справимся. Другой пример. Существует инструкция, регламентирующая действия рембригады в случае отключения электричества. В ней подробно описано взаимодействие диспетчера и бригады монтеров. Обычно, уже прибыв на место аварии, монтеры каждое действие согласовывают с диспетчером - созваниваются с ним по рации. Это необходимо, поскольку в случае аварии подачу электричества приостанавливают, но иногда в процессе проведения работ на некоторое время ее возобновляют. Чтобы люди не пострадали, им нужно точно знать, обесточены ли в данный конкретный момент провода, а для этого постоянно контактировать с центром управления. Бригада ремонтников пренебрегла этим правилом, в результате один из рабочих взялся за оголенные провода в момент, когда они были под током.
Кто виноват? Психологическое расследование
Корпорация решила провести своего рода расследование и обратилась в компанию ONTARGET с просьбой протестировать рабочих, чтобы выяснить причину демонстративно пренебрежительного отношения к правилам безопасности. Бригадиры составили список монтеров, которые, по их мнению, склонны к неоправданному риску в стрессовой ситуации. В список попали 220 человек. "Для нас этот проект был нестандартным, - говорит Светлана Гатина, директор ONTARGET. - Как правило, наши проекты связаны с выявлением людей с высоким потенциалом, когда нужно отобрать лучших. В данном случае задача была прямо противоположной: следовало определить критерии, которые выявили бы психологическое несоответствие работника той деятельности, которой он занят".
Для начала специалисты ONTARGET решили проверить, насколько хорошо работники усваивают положения инструкции. Был разработан специальный тест "Следование инструкциям", результаты которого показали, что некоторые рабочие совершенно не понимают требований техники безопасности. Те, кто не понимал нормативов по безопасности, попадал в группу риска.
Но предрасположенность к производственному травматизму зависит не только от способности, прочитав или прослушав инструктаж, верно воспринять его положения. Во многом она определяется личностными особенностями людей. Чтобы выявить черты личности, которые побуждают работников рисковать, специалисты ONTARGET провели большую работу. "Мы использовали метод критических инцидентов: рассматривали аварийную ситуацию и опрашивали бригадиров, как в такой ситуации вели себя "хорошие" и "плохие" монтеры. Исход инцидента отчетливо демонстрирует, какое поведение можно считать желательным, а какое - неприемлемым. Одновременно мы использовали результаты профессионального личностного опросника 15FQ+. Опросник, разработанный в Великобритании и адаптированный нами для использования в России, позволил определить склонность человека проявлять определенный тип поведения в рабочих ситуациях. По результатам анализа собранной информации был составлен профиль недопустимых значений, в котором четко были выделены личностные черты, определяющие склонность к производственному травматизму". Составляя идеальный профиль работника по опроснику 15FQ+, консультанты ONTARGET учитывали, в какой степени должна быть выражена та или иная личностная черта у сотрудника. Например, высокие значения по шкале "хладнокровие-жизнерадостность" дает возможность выявить тех людей, которые испытывают потребность постоянно находиться в обстановке всеобщего оживления, активности. Они ищут новых впечатлений, рутинная работа их утомляет, поэтому методичная, требующая внимания деятельность не для них. Высокие значения по шкале "консервативность-новаторство" указывают на то, что люди стремятся экспериментировать, искать новые решения, что для профессии монтера, требующей четкого выполнения конкретных заданий, крайне нежелательно. Чрезвычайно опасна и низкая эмоциональная устойчивость. Люди, у которых выражено это свойство, в форс-мажорных обстоятельствах обычно не отдают себе отчета в своих действиях: их захлестывают эмоции. А резкая непредсказуемая реакция в условиях аварийной ситуации недопустима.
Излишняя доверчивость, недостаток критичности также могут оказаться опасными в ситуациях, где следует действовать по принципу "доверяй, но проверяй". А стрессоустойчивость - качество положительное. Способность в критических обстоятельствах сохранять спокойствие и продуктивно работать помогает принимать верные решения и избегать опасных положений. Важное качество для хорошего монтера - умение работать в команде. В бригаде нежелательны люди равнодушные, не способные почувствовать окружающих; люди самоуверенные, которые всегда "лучше знают, как нужно делать"; неуверенные в себе, во всем сомневающиеся; самодостаточные, не испытывающие потребность во взаимодействии с окружающими. Все перечисленные черты могли стать причиной опасного поведения в аварийных ситуациях. "Накладывая реальный профиль работника на идеальный профиль, - говорит Светлана Гатина, - мы смогли выявить тех монтеров, которые склонны нарушать дисциплину и инструкции, и как следствие, к неоправданному риску".
Что делать? Практическое решение
Специалисты ONTARGET не ставили перед собой задачу выявить "плохих" работников. "Иногда компании преследуют именно такую цель, - рассказывает Светлана Гатина. - С помощью тестов определить неперспективных работников, своего рода кандидатов на увольнение. Мы не участвуем в проектах такого рода, так как сокращение (или увольнение) на основе результатов тестирования незаконно. Тесты используются, чтобы способствовать развитию людей, а не лишать их работы". Энергетической компании удалось решить проблему, избежав увольнений. Очевидно, что работников, тяготеющих к опасному поведению в условиях аварий, необходимо было переместить на другие позиции, например на должности контролеров или обходчиков, которые исключают ситуацию риска. Однако итоги исследования показали, что 30% монтеров в компании обладают нежелательными для их профессии личностными качествами. Это очень много: для такого числа работников невозможно найти внутри корпорации другие позиции. Поэтому для перевода на другие рабочие специальности отобрали людей, которые плохо усваивают инструкции и одновременно демонстрируют спонтанное, неразумное поведение. Таких оказалось восемь человек. С остальными была проведена дополнительная работа по обучению безопасным приемам труда. В частности, по-новому начал проходить инструктаж. Теперь монтеры не просто читали или прослушивали текст инструкции, но и проговаривали его, обсуждали каждое положение с инструктором. Для тех, кто с трудом усваивает вербальную информацию, были разработаны другие формы работы с ней. "Мы порекомендовали руководству сопроводить инструкцию рисунками-иллюстрациями, - говорит Светлана Гатина. - И это дало положительный результат". Лекарство помогло: почти два года компания обходится без несчастных случаев.
И. Смирнова
"Кадровый менеджмент", N 2, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811