Учет сырья и готовых изделий в кондитерском цехе
Крупным предприятиям общественного питания, обслуживающим много посетителей и предлагающим разнообразное меню, не обойтись одной кухней. Они создают отдельные структурные подразделения - цеха по производству полуфабрикатов, кондитерских изделий. Такая деятельность является неотъемлемой частью производственного процесса и оказания услуг общественного питания. Главная задача кондитерских цехов - изготовление кулинарной и кондитерской продукции. Ее реализация - забота предприятия общественного питания или точек розничной продажи.
Сегодня мы рассмотрим особенности деятельности кондитерского цеха начиная от получения сырья и вспомогательных продуктов и заканчивая реализацией готовой продукции - кондитерских и кулинарных изделий. Как организовать учет в кондитерском цехе? Какое место он занимает в структуре предприятия общественного питания? На что обратить внимание в документообороте сырья и готовых изделий? Эти и другие вопросы финансовой деятельности кондитерского цеха освещены в данной статье.
Организационные моменты
По своему предназначению и производственным задачам кондитерский цех не может быть выделен как отдельное предприятие общественного питания, он является его структурным подразделением. Такой вывод можно сделать из отраслевого ГОСТ Р 50647-94 *(1), в котором не сказано, что считается кондитерским цехом, но приведено общее понятие заготовочного цеха, предназначенного для централизованного механизированного производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и снабжения ими предприятий, магазинов кулинарии и предприятий розничной торговли. Логично, что одним из таких цехов является кондитерский цех по производству полуфабрикатов. Его продукция может продаваться в различных предприятиях общественного питания - столовой, буфете, отделе кулинарии, кафе и ресторане. Поэтому предприятие, имеющее собственный кондитерский цех, может использовать его продукцию для осуществления деятельности в сфере общественного питания, а может реализовывать ее сторонним организациям или продавать через торговые точки.
Тем не менее, на практике может возникнуть ситуация, когда организация арендует площадь в магазине только для кондитерского цеха. Производимая продукция продается, но условия для ее потребления не созданы. Возникает вопрос: как рассматривать деятельность такой организации - как производство и реализацию, предоставление услуг общественного питания или торговую деятельность? Существуют два подхода. С одной стороны, самостоятельный кондитерский цех является отдельным предприятием по производству и реализации готовой продукции. С другой стороны, деятельность такого цеха можно рассматривать с тех же позиций, если бы он являлся структурным подразделением предприятия общественного питания. В пользу данной точки зрения говорится в Письме Минфина РФ от 30.11.2006 N 03-11-05/262: деятельность по реализации кондитерских изделий собственного производства через точку, находящуюся в магазине самообслуживания, может рассматриваться как оказание услуг общественного питания без зала обслуживания. Указанная позиция высказана чиновниками в соответствии с нормами налогового законодательства, но это не лишает организацию права руководствоваться данным мнением в решении организационных вопросов.
Рассматривая деятельность кондитерского цеха, следует выделить два основных направления: учет сырья (продуктов) и готовых изделий.
Начинаем с сырья, продуктов и материалов
Разъяснения в отношении организации учета сырья, товаров и производства кондитерского цеха в предприятиях общественного питания даны в двух отраслевых документах - Методике и учету сырья, товаров и производства (далее - Методика)*(2) и Приказе Минторга N 260 (далее - Приказ N 260)*(3). Рекомендуемая система бухгалтерского и оперативного учета в этих документах ориентирована на такие предприятия общественного питания, как столовые образовательных учреждений и промышленных предприятий. Иные организации общественного питания вправе руководствоваться данными рекомендациями в части, не противоречащей более поздним нормативным актам по бухгалтерскому учету, исходя из положений принятой учетной политики, масштаба деятельности и иной специфики предприятия.
Кондитерский цех является производственным подразделением предприятия общественного питания, поэтому учет продуктов ведется с использованием счета 20 "Основное производство". В отличие от кухни, на которой Методикой допускается ведение учета в денежном выражении, в самостоятельных цехах (по производству кондитерских изделий, полуфабрикатов) возможна организация учетного процесса по наименованиям продуктов, их количеству и учетной цене. Натурально-стоимостной учет имеет преимущества перед обобщением информации о проводимых операциях в денежной оценке. Это позволяет решить ряд задач по учету материально-производственных запасов (МПЗ). В частности, кондитерский цех формирует не только стоимость запасов, но и имеет возможность контролировать (п. 6 Методических указаний по учету МПЗ)*(4):
- сохранность запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
- соблюдение установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции.
Натурально-стоимостной учет также позволяет своевременно выявить лишние запасы с целью их возможной продажи, провести анализ эффективности их использования.
Не исключена ситуация, когда столовая не имеет отдельного цеха, а изготавливает пирожки, булочки, ватрушки и другие изделия на общей кухне. Тогда Методика предписывает вести учет продуктов в порядке, предусмотренном для деятельности кухни (стоимостной учет). Такой вариант могут использовать небольшие столовые. Достаточно крупные предприятия общественного питания производство кулинарных и кондитерских изделий организуют в отдельном цехе, которому Методика предписывает вести натурально-стоимостной учет. Как это сделать? Если исходить из того, что основанием для проведения записей в бухгалтерском учете служат первичные документы, то начинать нужно с их правильного оформления.
Документы со "вкусом"
Для кондитерских цехов Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132*(5) предусмотрены две отдельные формы:
- ведомость учета движения готовых изделий в кондитерских и других цехах (ф. N ОП-24);
- наряд-заказ на изготовление кондитерских и других изделий (ф. N ОП-25).
Начнем с последнего, так как к продуктам и иным МПЗ он имеет непосредственное отношение. Эта унифицированная форма является многофункциональным документом. Прежде всего, по нему планируется ежедневное задание по выпуску изделий и производится расчет потребности сырья на изготовление готовой продукции по заказу. Кроме того, он может использоваться для расчета заработной платы кондитерам, если им установлена сдельная оплата труда. Для этого к нему может быть приложен табель работы бригады, участвующей в выпуске данной продукции. При этом следует учесть, что во всех документах на прием или передачу кондитерских изделий должно быть указано их полное наименование (например, пирожное "Бисквитное", "Слойка").
Заметим, в Методике в отличие от Приказа N 260 используется понятие не наряд-заказ, а план-заказ, который может составляться не ежедневно, а в зависимости от условий работы и сроков хранения от одного до трех дней. Какому документу отдать предпочтение и в какие сроки его составлять? Если обратить внимание на даты этих документов, то Методика - более поздний ведомственный нормативный документ, поэтому логично руководствоваться им, а не Приказом N 260 при расчете потребности сырья*(6).
В то же время в еще более позднем документе (правда, утвержденном статистическим ведомством) отраслевая форма именуется наряд-заказ, о котором говорится в Приказе N 260, а не в Методике. Конечно, читатель может возразить: использование той или иной формы документа заключается, прежде всего, в удобстве работы с ним, содержании всей необходимой информации и отсутствии лишней. Как он называется, по большому счету, не имеет значения, и все же удобнее работать с нарядом-заказом, разработанным Госкомстатом РФ. В документе этого ведомства не сказано, в какие сроки он должен составляться. В такой ситуации следует исходить из его предназначения - для установления потребности в сырье при изготовлении кондитерских изделий. Если план известен и продукты, которые затребуются в кондитерский цех, не испортятся, то заказ-наряд можно составить на несколько дней. Однако целесообразнее данный срок сокращать, так как это позволит осуществлять оперативный контроль по использованию сырья для приготовления кондитерских изделий. Не случайно многие кондитерские цеха работают в соответствии с ежедневным (а не недельным или месячным) плановым заданием по выпуску продукции в натуральном выражении.
Что указывается в наряде-заказе? Он состоит из двух разделов. В первом в отношении каждого кондитерского изделия отмечаются: номер по сборнику рецептур, масса изделия, заказ в количественном выражении и в ценах продажи. На основе планируемого выпуска, воспользовавшись сборником рецептур, организация может перейти к заполнению второго раздела наряда-заказа "Расчет потребности сырья". В нем используемые в приготовлении продукты указываются по наименованиям и единицам измерения. Расчет производится по установленным нормам для каждого наименования кондитерских изделий. При этом должна быть учтена влажность муки, в зависимости от которой следует применять скидки к установленным нормам отпуска сырья. Отраслевыми документами не запрещена замена одного сырья другим равноценным, о чем дополнительно указывается в наряде-заказе (приводится соответствующая справка). Суммированием необходимого количества сырья по всему ассортименту продукции заведующий цехом производит расчет потребности по продуктам на весь заказ кондитерских изделий. После составления расчета потребностей сырья и отпуска его из кладовой изменения в наряде-заказе не производятся без ведома руководителя и соответствующего перерасчета сырья.
Данный документ составляется в трех экземплярах: один передается заведующему цеху для выполнения заказа, другой остается в бухгалтерии для осуществления контроля движения продуктов и третий экземпляр после окончания производства служит основанием для расчета заработной платы. Право подписи указанного документа имеют заведующий производством, главный бухгалтер, а утверждает его руководитель организации.
Если в кондитерском цехе работают несколько бригад, то каждая заполняет свой наряд-заказ. По ним может составляться сводный наряд-заказ, который обобщает показатели требуемых продуктов для всех бригад.
Наряд-заказ не относится к числу документов, которые подтверждают совершение хозяйственной операции для ее отражения в бухгалтерском учете. Но пренебрегать составлением этого документа не стоит, так как из него берутся данные для заполнения других первичных документов, свидетельствующих о фактах хозяйственной деятельности. Например, после расчета потребности в продуктах для отпуска их с кладовой необходимы требование и накладная, являющиеся первичными документами по отпуску продуктов со склада в производство, в том числе и в кондитерский цех.
О необходимости составления отчета о движении готовых изделий в кондитерских цехах сказано как в Методике, так и в Приказе N 260. Форма этого документа унифицирована - это ведомость учета движения готовых изделий в кондитерских и других цехах (ф. N ОП-24). В ней указываются наименование, количество кондитерских изделий, цена их продажи и данные об их остатках и движении в цехе (остаток, выпущено, расход) в натуральных и стоимостных показателях. Отчет о движении готовых кондитерских изделий организации должны составлять ежедневно. Он является отчетным документом заведующего кондитерским цехом. Кроме него при сдаче готовых изделий могут потребоваться дневные заборные листы или накладные, которыми рекомендуют оформлять данную хозяйственную операцию отраслевые нормативные документы. Мы рассмотрели список основных документов по учету сырья и готовых изделий в кондитерском цехе. На основании имеющихся в них сведений организация хозяйственные операции отражаются в учете предприятия.
Какие рекомендации по учету?
Для операций по поступлению и использованию сырья, а также выпуску продукции в кондитерских цехах Методикой и Приказом N 260 предусмотрено не так много типовых проводок. Они даны исходя из прежнего Плана счетов *(7). С обновлением данного документа для предприятий общественного питания не многое изменилось.
Продукты и сырье, которые передаются в кондитерский цех из кладовой, списываются со счета 41, субсчет "Товары на складах" в дебет счета учета производственных затрат. Сырье может оцениваться либо по стоимости приобретения (фактической), либо продажной стоимости. Отраслевые нормативные документы не запрещают начислять торговую наценку как в момент оприходования сырья (Дебет 41 Кредит 60, Дебет 41 Кредит 42), так и после передачи его в производство (Дебет 20 Кредит 41, Дебет 20 Кредит 42).
Использование счета 20 "Основное производство", как правило, говорит о том, что у организации есть готовая продукция и возможна "незавершенка". Если исходить из того, что кондитерский цех является лишь структурным подразделением предприятия, оказывающим услуги общественного питания, то "незавершенка" для него не характерна. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, в общем случае результаты оказывающей услуги организации не имеют материальной формы, что исключает понятие незавершенного производства. Заметим, это подтверждают нормы Положения по ведению бухгалтерского учета*(8), в котором термин "незавершенка" применяется к продукции и работам (а не к услугам!), не прошедшим всех стадий технологического процесса. Во-вторых, отпуск сырья из кладовой в кондитерский цех производится ежедневно в пределах установленной нарядом-заказом норм. Поэтому отклонения между фактическим и плановым расходами, как правило, незначительны, и их определяют в процессе инвентаризации. Исключение может составлять вспомогательное сырье (красители, эссенции). По ним возможен переходящий остаток. Движение этого сырья можно отразить в отдельном отчете. Отметим, на предприятиях общественного питания есть один цех, где возможна "незавершенка" - цех по производству полуфабрикатов. Если в кондитерском цехе процесс изготовления по каким-либо причинам не завершен, то он должен закрываться с первой передачей готовых изделий на реализацию на следующий день. Но такие ситуации, скорее, исключение из правил.
Списание сырья, израсходованного на изготовление кондитерских изделий, производится по фактическим затратам, но не выше установленных норм. Это является требованием отраслевых документов. Для контроля запасов аналогичные предписания дают Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ. Организации следует установить порядок нормирования расхода запасов: разработать и утвердить нормы, а также обеспечить их соблюдение при отпуске материалов в подразделения и цеха. Данные нормы необходимы в целях внутреннего и документального контроля сохранности МПЗ. В вопросах учета не следует забывать о требованиях бухгалтерского стандарта ПБУ 10/99 *(9), который обязывает учитывать расходы по обычным видам деятельности в сумме фактических затрат (независимо от каких-либо установленных лимитов). Каким рекомендациям следовать бухгалтеру?
По мнению автора, можно воспользоваться отраслевым порядком списания материальных расходов, рекомендованным Методикой и Приказом N 260. В нем сказано только о списании расходов по нормам. Как учитывать сверхнормативные расходы, бухгалтер должен решить самостоятельно после принятия руководителем решения, исходя из представленных материально ответственными лицами письменных объяснений по выявленным отклонениям.
Существуют два варианта. Первый - компенсация перерасхода сырья и продуктов за счет виновных в этом лиц (Дебет 73 Кредит 41, Дебет 70 Кредит 73), второй - сумма сверхнормативных материальных расходов учитывается в составе прочих затрат. Как заметит читатель, в обеих ситуациях сверхнормативные расходы по сырью и продуктам не участвуют в формировании себестоимости кондитерских изделий. Но правила ее исчисления нормами ПБУ 10/99 не устанавливаются, в этом вопросе нужно руководствоваться отдельными нормативными актами, среди которых Методика и Приказ N 260.
Заканчиваем кондитерскими изделиями
В отличие от сырья и запасов поименованные отраслевые документы в сфере общественного питания не дают четких указаний, как формировать стоимость готовых кондитерских изделий.
Если обратиться к рекомендуемой корреспонденции счетов, то стоимость кондитерских изделий включает затраты по сырью, о других расходах кондитерского цеха в Методике не говорится. С этой позиции кондитерские изделия можно рассматривать как товары и учитывать по ценам приобретения (фактической себестоимости) или продажным.
Если исходить из того, что кондитерские изделия - это готовая продукция, то отражать ее можно в учете по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции (п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета). При этом организация может рассчитывать полную себестоимость или только сокращенную, которая включает сумму прямых затрат, связанных с изготовлением кулинарных и кондитерских изделий.
Есть еще один вариант, частично повторяющий вышеизложенные. Он является компромиссом между нормами отраслевых документов и общими требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету. Методическими указаниями по учету МПЗ готовую продукцию разрешено оценивать по учетным ценам, например:
- по фактической производственной стоимости;
- по нормативной стоимости;
- по договорным ценам;
- по другим видам цен.
Какой из способов стоимостной оценки предпочесть кондитерскому цеху предприятия общественного питания? Очевидно, что решение в каждой ситуации принимается индивидуально и зависит от многих факторов, таких как масштабы деятельности и ассортимент производимых кондитерских изделий. Например, фактическая себестоимость в качестве учетной цены применяется при единичном производстве с небольшой номенклатурой. Кондитерскому цеху, являющемуся структурным подразделением предприятия общественного питания, такой способ оценки вряд ли будет удобен. То же самое можно сказать о трудностях в применении для учета готовой продукции договорных цен. Продукция кондитерского цеха на предприятии общественного питания реализуется розничным покупателям, а при продаже в другие организации договорные цены могут быть различными. Это усложняет учет кондитерских изделий по договорным ценам.
Рассмотрим оставшиеся варианты - нормативную стоимость и один из других видов цен, которым является продажная цена кулинарных и кондитерских изделий. Начнем с последнего, в его пользу можно сделать выбор с позиции "первички", на основании которой обобщаются сведения в бухгалтерском учете. В ведомости учета движения готовых изделий в кондитерском цехе указываются цены продажи, поэтому логично в данных ценах вести учет кондитерских изделий и кулинарной продукции.
По продажным ценам. В этом случае стоимость кондитерских изделий может определяться на основе цены сырья с прибавлением торговой наценки. Даже если она учтена в стоимости сырья, организация может сделать дополнительную наценку, исходя из повышенной влажности муки при ее отпуске в цех, а также по собственному усмотрению. Ведь торговая наценка на продукты в общем случае отражает продажную стоимость только при их реализации. Если из продуктов изготавливаются кондитерские изделия, то стоимость последних будет, естественно, выше, потому что продажная цена должна покрывать расходы по изготовлению готовой продукции и наценка в этом случае будет выше.
Пример 1.
Предположим, за день по наряду-заказу отпущено в кондитерский цех продуктов по нормам на сумму 10 000 руб. Кондитерские изделия оцениваются по продажной стоимости, торговая наценка установлена в размере 20%.
Для учета кондитерских изделий отраслевыми документами предусмотрен счет 41 "Товары", субсчет 4 "Покупные изделия". Несмотря на то, что Инструкцией действующего Плана счетов *(10) для учета готовой продукции предусмотрен счет 43, по мнению автора, организации общественного питания вправе воспользоваться счетом 41. Однако на нем следует обеспечить раздельный учет сырья и кондитерских изделий. Для этого можно вести отдельную аналитику на счете 41 или воспользоваться системой субсчетов:
- на субсчете 41-4-1 будут учитываться сырье и запасы в кладовых предприятий общественного питания;
- на субсчете 41-4-2 - готовые изделия в кондитерском цехе;
- на субсчете 41-4-3 - товары и готовая продукция, переданные в другие подразделения для последующей реализации.
В бухгалтерском учете кондитерского цеха операции будут отражены следующими проводками:
Содержание операции |
Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступление сырья в кондитерский цех из кладовой предприятия | 20 | 41-4-1 | 10 000 |
Отражена передача кондитерских изделий из цеха по стоимости сырья | 41-4-2 | 20 | 10 000 |
Стоимость готовых изделий увеличена на сумму торговой наценки (10 000 руб. x 20%)"*" |
41-4-2 | 42 | 2 000 |
Отпущены кондитерские изделия на реализацию в другие подразделения предприятия общественного питания"**" |
41-4-3 | 41-4-2 | 12 000 |
"*" Cледует учесть, что учет готовой продукции должен обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам. "**" При реализации кондитерских изделий одновременно с их списанием (Дебет 90 Кредит 41-4-3) следует сторнировать торговую наценку (Сторно Дебет 90 Кредит 42). Это объясняется тем, что неза- висимо от метода определения учетных цен общая стоимость продукции должна соответствовать ее фактической себестоимости (п. 206 Методических указаний по учету МПЗ). |
По нормативной стоимости. Готовые изделия кондитерского цеха могут оцениваться по установленному нормативу (плану), а разница между фактической стоимостью и учетной ценой списывается на счета учета затрат или непосредственно на себестоимость продаж. Заметим, в этом случае кондитерский цех, являющийся структурным подразделением предприятия общественного питания, также может воспользоваться счетом 41, а не 43.
Пример 2.
За месяц в кондитерский цех отпущено продуктов на сумму 250 000 руб., прочие расходы составили 70 000 руб. Кондитерские изделия оцениваются по нормативной стоимости, которая за месяц по всей готовой продукции составила 300 000 руб.
В бухгалтерском учете кондитерского цеха операции будут отражены следующими проводками:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит | Сумма , руб. |
Поступление сырья в кондитерский цех из кладовой предприятия | 20 | 41-4-1 | 250 000 |
Отражены расходы, связанные с изготовлением кондитерских изделий | 20 | 60, 70, 69 | 70 000 |
Отражена фактическая стоимость кондитерских изделий по статьям затрат |
41-4-2 |
20 |
320 000 |
Отражена нормативная стоимость кондитерских изделий, переданных на реализацию в другие подразделения |
41-4-3 |
41-4-2 |
300 000 |
Списано превышение фактической стоимости кондитерских изделий над плановой |
90 |
41-4-2 |
20 000 |
Из представленных вариантов организация вправе самостоятельно решить, какой предпочесть для оценки и учета кондитерских изделий.
Несколько слов о налогообложении
Если предприятие общественного питания находится на "вмененке", то оно может ограничиться вышеизложенными рекомендациями по порядку ведения бухгалтерского учета в кондитерском цехе. При налогообложении прибыли материальные и другие расходы, связанные с выпуском кулинарных и кондитерских изделий, регулируются нормами гл. 25 НК РФ. Исходя из требований Налогового кодекса, готовая продукция оценивается по прямым статьям затрат (сырье, оплата труда, отчисления и амортизация по выбору организации). Иные расходы - косвенные - учитываются в отчетном периоде единовременно независимо от реализации продукции кондитерского цеха. Если кондитерский цех является подразделением предприятия общественного питания, оказывающего услуги, то прямые расходы могут быть признаны в периоде их осуществления при условии, если кондитерские изделия реализуются в собственных столовых, буфетах. Если готовая продукция предназначена для продажи (например, отдельный кондитерский цех), то учесть в расходах ее стоимость можно будет после реализации данной продукции (п. 2 ст. 318 НК РФ). В заключение остановимся на еще одном немаловажном участке бухгалтерского учета в кондитерском цехе.
О кондитерском инвентаре и оборудовании
Перечень производственных принадлежностей кондитерского цеха достаточно широк - начиная от форм, фритюрниц и противней для приготовления выпечки и заканчивая тестомесами, хлеборезками, машинами для нарезки шоколадной стружки, дозаторами, прессом для изготовления тарталеток и другим необходимым оборудованием. Кондитерский инвентарь стоит недорого, в пределах 10 тыс. руб., поэтому порядок отражения его в учете вопросов не вызывает. Он учитывается в составе МПЗ не только исходя из стоимостного критерия, но и потому, что срок его службы может быть менее года. При этом в отличие от сырья и продуктов, используемых для приготовления готовых блюд, информация о его покупной стоимости обобщается не на счете 41, а на счете 10 "Материалы", субсчет "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". Расходы на приобретение кондитерского инвентаря в общем порядке включаются в состав текущих производственных затрат по мере передачи его в эксплуатацию.
Учет кондитерского оборудования можно организовать в аналогичном порядке, но не всегда. Это зависит от его стоимости. Например, дозатор для заполнения кремом, контактный гриль, хлеборезка стоят больше 10, но меньше 20 тыс. руб. Тогда предприятие может учесть оборудование в составе МПЗ, если в пределах до 20 тыс. руб. согласно учетной политике имущество, независимо от его срока использования, включается в состав оборотных активов. Затруднения могут возникнуть в том случае, если кондитерский цех является подразделением предприятия общественного питания, уплачивающего налог на прибыль. Имущество свыше 10 тыс. руб. является амортизируемым, при налогообложении его стоимость учитывается равномерно в течение срока полезного использования. В этой ситуации, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, следует отказаться от возможности:
- в бухгалтерском учете учитывать имущество стоимостью до 20 тыс. руб. в составе МПЗ, а отражать его как объект ОС;
- в налоговом учете применять амортизационную премию в размере 10% стоимости приобретения.
Если такой вариант предприятие общественного питания не устраивает, то кондитерское оборудование учитывается согласно принятой учетной политике в составе МПЗ и списывается в затраты единовременно. Но для целей расчета налогооблагаемой прибыли бухгалтеру придется завести отдельный регистр по расчету амортизационных сумм по оборудованию. Возможно, это приведет к дополнительным трудозатратам, зато позволит избежать обязательств по налогу на имущество. Но опять же не всегда. Тестомес и машина для нарезки шоколадной стружки стоят недешево - от 40 тыс. руб. и выше. Такое оборудование учитывается в составе объектов основных средств и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому обязательств по налогу на имущество не избежать, а чтобы исключить различия в учете и налогообложении достаточно отказаться от амортизационной премии, тем более что эффект налоговой экономии от ее применения по имуществу стоимостью до 100 тыс. руб. небольшой (до 2,4 тыс. руб.). Эти особенности следует учесть только в отношении дорогостоящего оборудования (более 20 тыс. руб.), которого, как правило, в кондитерском цехе не много. В отношении остального оборудования и кондитерского инвентаря следует уделить внимание не только вопросу их своевременного списания, но и надлежащего контроля его использования и сохранности. В этих целях можно разработать внутренне документы, в которых нужно указать наличие и перемещение кондитерского инвентаря и технологического оборудования. В этом случае целесообразно в ведомостях или иных внутренних документах закрепить оборудование за материально ответственными лицами, тогда будет проще контролировать сохранность имущества и его использование.
Как заметил читатель, в кондитерском цехе используется различное оборудование, правила учета и налогообложения которого не всегда совпадают. Но если бухгалтеру известны все подводные камни, то ему проще организовать учет и определиться с налоговыми обязательствами перед бюджетом.
С.В. Булаев
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 35.
*(2) Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утв. Роскомторгом от 12.08.1994 N 1-1098/32-2.
*(3) Приказ Минторга СССР от 13.11.1986 N 260 "Об основных положениях по бухгалтерскому учету сырья (продуктов), товаров и производства в предприятиях общественного питания".
*(4) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(5) Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
*(6) Данный подход основывается на методе преодоления юридических коллизий, согласно которому должен применяться последний из принятых нормативных документов, о чем, в частности, говорится в Постановлении КС РФ от 29.06.2004 N 13-П.
*(7) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.11.1991 N 56, утратил силу с 2001 года.
*(8) Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(9) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(10) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"