Закурить не желаете?
Как известно, организации общественного питания осуществляют реализацию товаров не только собственного производства, но и покупных. К последним, кроме прочего, относится табачная продукция. Согласно ст. 1 Закона N 87-ФЗ*(1) табачными являются изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка - крупка курительная. Предприятиям общественного питания необходимо помнить о том, что при реализации табачных изделий должны соблюдаться определенные требования, установленные действующим законодательством. Причем с 2007 года Законом N 134-ФЗ*(2) вводятся новые требования. Что это за требования и чем грозит их невыполнение? Этому посвящена данная статья.
Максимальная розничная цена
Начнем с основы новаций. Именно так охарактеризовал Роспотребнадзор установление нового порядка исчисления налоговой ставки по акцизам для отдельных видов подакцизных табачных изделий (сигарет с фильтром и без фильтра, папирос) с использованием максимальной розничной цены (МРЦ) (Письмо N 0100/3355-07-32*(3). Возникает вопрос: как связаны гл. 22 "Акцизы" НК РФ и реализация табачной продукции предприятиями общественного питания? Все просто. Теперь в ст. 3 Закона N 87-ФЗ появился п. 8, в соответствии с которым запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену. В свою очередь, определение МРЦ дано в п. 2 ст. 187.1 НК РФ. Итак, МРЦ - это цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями. Эту цену устанавливают плательщики акцизов (причем самостоятельно) отдельно по каждой марке (наименованию)*(4) табачных изделий по правилам, установленным ст. 187.1 НК РФ, путем подачи в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров) соответствующего уведомления.
Откуда предприятия общественного питания узнают о МРЦ? Информация об этом, а также сведения о месяце и годе изготовления табачных изделий должны быть нанесены производителем табачной продукции на одну из наружных сторон каждой единицы потребительской упаковки (пачку) сигарет (папирос) (п. 4 ст. 187.1 НК РФ, п. 3 ст. 3 Закона N 87-ФЗ). При этом какие-либо элементы упаковки (пачки) (за исключением прозрачной оберточной пленки) и специальная (акцизная) марка не должны закрывать указанную информацию.
Рассмотрим еще один важный вопрос. С какого момента организациям общепита надо искать сведения о МРЦ, месяце и годе изготовления на пачке сигарет (папирос)? В отношении сигарет с фильтром - с 01.01.2008, сигарет без фильтра и папирос - с 01.07.2008. Именно тогда будет запрещена розничная торговля сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) МРЦ, сведений о месяце и годе изготовления. Отметим, что запрет на производство и импорт данной продукции без указания этих сведений наступает еще раньше (в отношении сигарет с фильтром - с 01.01.2007, без фильтра и папирос - с 01.07.2007).
На то, что организации общепита должны реализовывать сигареты и папиросы по ценам, не превышающим МРЦ, указанные на потребительской упаковке (пачке) этих табачных изделий, обратил внимание и Минфин (Письмо от 29.03.2007 N 03-07-15/1/4, доведенное до сведения пользователей Письмом ФНС РФ от 16.04.2007 N ШТ-6-03/316@).
О надписях
Напомним, какие еще надписи должны содержаться в обязательном порядке на каждой пачке сигарет и папирос. Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 87-ФЗ на каждой упаковке (пачке) табачных изделий должны быть предупредительные надписи о вреде курения: основная, дополнительная и информационная. Первую надпись помещают на одной большой стороне упаковки (пачки). Ее содержание одинаково для всех и утверждается федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. В настоящее время основная предупредительная надпись о вреде курения табака звучит так: "Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью" (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2005 N 163). На другой большой стороне упаковки (пачки) размещают дополнительную надпись. Минздравсоцразвития утвердило дополнительные надписи следующего содержания:
"Курение - причина раковых заболеваний";
"Курение - причина смертельных заболеваний";
"Оградите детей от табачного дыма";
"Курение табака вызывает никотиновую зависимость";
"Курение - причина заболеваний сердца".
Производитель табачных изделий выбирает из этого списка четыре варианта надписи и помещает их на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.
Последняя надпись размещается на одной из боковых сторон упаковки (пачки). Ее предназначение - доведение до сведения потребителей содержания смолы и никотина в дыме сигареты согласно государственным стандартам. На основании п. 2 ст. 3 Закона N 87-ФЗ запрещена розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы*(5). Итак, показатели содержания вредных веществ не могут превышать:
- для сигарет с фильтром - содержание в дыме сигареты смолы 14 мл/сиг. и никотина 1,2 мл/сиг.;
- для сигарет без фильтра - содержание в дыме сигареты смолы 16 мл/сиг. и никотина 1,3 мл/сиг.
Основная и дополнительная (без учета указания автора предупреждения о вреде курения), а также информационная надписи должны занимать не менее 4% площади каждой стороны упаковки (пачки), на которую они нанесены.
К исполнению надписей на упаковке (пачке) табачных изделий также предъявляются определенные требования. Во-первых, они должны быть четкими и легко читаемыми, во-вторых, расположены таким образом, чтобы при открытии пачки (упаковки) сохранялась целостность надписи, в-третьих, нельзя печатать надпись на прозрачной оберточной пленке или другом внешнем упаковочном материале.
Запретная зона
Кроме указанных требований Законом N 87-ФЗ предусмотрен еще целый ряд ограничений (среди них - вновь введенные), которые должны соблюдать и организации общественного питания. В соответствии с п. 4, 5 ст. 3 Закона N 87-ФЗ запрещены:
- розничная торговля упаковками (пачками) сигарет, в которых количество сигарет составляет менее 20 штук;
- поштучная розничная торговля сигаретами и папиросами;
- продажа табачных изделий через автоматы;
- розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее 100 метров от границ образовательных организаций. Роспотребнадзор в Письме от 03.06.2005 N 0100/4244-05-32 пояснил, что при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. При этом если розничная торговля табачными изделиями осуществляется внутри большого торгового центра, 100-метровая зона должна учитывать расстояние, проходящее внутри торгового центра, до торговой точки.
Также с 1 января 2006 года нельзя торговать в розницу табачными изделиями, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Кроме того, нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов (п. 9 ст. 3 Закона N 87-ФЗ).
Как и раньше, не допускается продавать табачные изделия лицам, не достигшим возраста 18 лет (п. 1 ст. 4 Закона N 87-ФЗ).
Почему важно выполнять требования Закона N 87-ФЗ? Это связано с тем, что действующим законодательством за несоблюдение правил продажи табачных изделий предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность
Полномочиями по осуществлению контроля над соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров (в том числе табачных изделий) наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пп. 5.1.3 п. 5 Положения о Роспотребнадзоре*(6). В связи с вновь введенными требованиями Роспотребнадзор с целью недопущения и пресечения возможных нарушений установленных правил продажи табачных изделий проводит внеплановые проверки организаций, занимающихся розничной торговлей сигаретами и папиросами (Письмо Роспотребнадзора от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32).
В общем случае административная ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров предусмотрена ст. 14.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (для должностных лиц) и от 10 000 до 30 000 руб. (для юридических лиц).
Поскольку розничная торговля табачными изделиями по цене не выше максимальной - новое требование, в КоАП РФ Законом N 134-ФЗ были внесены соответствующие изменения. Теперь ответственность, предусмотренная ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" КоАП РФ, распространяется и на случаи увеличения МРЦ по табачным изделиям, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке). Итак, превышение МРЦ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4?000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. При этом указанная ответственность не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.
Обратите внимание: поскольку производители сигарет и папирос уже наносят на упаковку (пачку) сведения о МРЦ, продавцы этой табачной продукции (в том числе предприятия общепита) обязаны уже сейчас в полном мере обеспечивать выполнение определенных законодательством требований к ее реализации, то есть продавать по цене не выше МРЦ (Письмо Роспотребнадзора от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32).
Если в ходе проверки выявлено, что продажа табачных изделий осуществляется на расстоянии менее 100 м от образовательного учреждения, то организацию общественного питания, исходя из сложившейся арбитражной практики, привлекают к административной ответственности по ст. 14.2 КоАП РФ за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. В этом случае на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. Примером тому служит Постановление ФАС УО от 01.06.2006 N Ф09-4641/06-С1.
К сведению: проверяющие должны доказать, что реализация табачных изделий производится на расстоянии менее 100 м от границ образовательных организаций. В противном случае постановление о привлечении к административной ответственности суд признает незаконным. Именно так поступил ФАС УО, поскольку на основании представленных документов невозможно однозначно установить исходную точку в кафе "Бегемот", от которой произведено измерение расстояния, а также не определена граница территории образовательного учреждения (Постановление от 28.09.2006 N Ф09-8594/06-С1).
Поэтому судьи воспользовались ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ: неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. К такому же выводу пришли и судьи ФАС ВСО при рассмотрении аналогичной ситуации (Постановление от 02.03.2006 N А19-26669/05-28-Ф02-4/06-С1).
Получается, что на сегодняшний момент действующим законодательством административная ответственность предусмотрена только в отношении превышения МРЦ. Однако депутаты Государственной думы подготовили Проект Федерального закона N 405863-4 "О внесении изменений в главу 14 КоАП РФ", который был рассмотрен Советом ГД ФС РФ 12.04.2007. Проектом предлагается внести в данную главу новую ст. 14.31 "Нарушение правил розничной продажи табачных изделий". В ней будет предусмотрена административная ответственность за осуществление розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), а также поштучную розничную торговлю сигаретами и папиросами и продажу табачных изделий через автоматы. Кроме того, в законопроекте предлагается отдельно установить ответственность за розничную продажу табачных изделий в организациях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее 100 м от границ территорий образовательных организаций.
О.В. Давыдова
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
*(2) Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ".
*(3) Письмо Роспотребнадзора от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32 "О внесении изменений в действующее законодательство и проведении связанных с этим мероприятий по контролю".
*(4) Марка (наименование) - ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) индивидуализированным обозначением, присвоенным производителем или лицензиаром, и иными признаками - рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой (п. 2 ст. 187.1 НК РФ).
*(5) Гигиенические нормативы "Предельно допустимые уровни (ПДУ) содержания смолы и никотина в табачных изделиях. ГН 2.3.2.1377-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.06.2003.
*(6) Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"