Традиционная модель подготовки и переподготовки
управленческого персонала в Российской Федерации:
положительные и отрицательные аспекты
Традиционная модель подготовки и переподготовки управленческих кадров начала формироваться еще в 70-е годы прошлого столетия и нашла свое выражение в двух основных формах:
рационализация (эксперименты управления), представляющая собой выполнение учебными и отраслевыми институтами консалтинговых проектов по проблемам совершенствования управления предприятиями;
обучение руководителей, которое ознаменовало собой открытие специальностей в сфере управления*(1).
Появление данной модели было обусловлено существенным отрывом практической деятельности в области управления от научных разработок в указанной сфере. Помимо этого, еще одной причиной, повлиявшей на необходимость создания целостной формы подготовки и переподготовки управленческого персонала, стало то, что производство предъявляло высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков руководителей, обеспечение ими оперативного внедрения новейших технических, организационных идей в практику деятельности предприятия.
В основе рассматриваемой модели подготовки и переподготовки управленческого персонала лежит так называемая концепция "специализированного обучения", имеющая своей главной целью передачу менеджерам необходимых им знаний в рамках проведения краткосрочных или среднесрочных учебных курсов. В настоящее время подобный подход не может быть признан полностью целесообразным, хотя некоторые аспекты данной модели, безусловно, могут и должны быть использованы при подготовке современных менеджеров.
Таким образом, традиционная форма имеет как положительные, так и отрицательные черты, которые будут рассмотрены ниже.
Позитивными аспектами рассматриваемой модели, на наш взгляд, могут быть названы:
наличие специализированных структур, занимающихся вопросами подготовки и переподготовки управленческого персонала;
тесное сотрудничество промышленных предприятий с учебными заведениями;
быстрота и оперативность обучения;
навыки работы с большими группа ми обучающихся.
Однако помимо положительных аспектов традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала, как было указано выше, обладает и негативными чертами, к которым, по нашему мнению, относятся:
периодичность и бессистемность обучения;
коллективная ориентированность обучения;
недостаточное внимание к инновационным разработкам западных научных деятелей и практиков;
подготовка управленцев, но не лидеров;
отсутствие четкой системы оценки эффективности проведенного обучения.
Для того чтобы традиционная модель подготовки и переподготовки управленческого персонала соответствовала требованиям, предъявляемым современной ситуацией на рынке, необходимо произвести ее модернизацию, а точнее, использовать ее положительные аспекты наряду с иными инновационными достижения в области обучения руководителей. Подчеркнем, что современные быстро меняющиеся условия рынка заставляют менеджеров оперативно реагировать на них, внося коррективы в свою деятельность. Однако это невозможно без постоянного совершенствования профессиональных навыков и личностных качеств управленцев, что обуславливает необходимость постоянного непрерывного обучения, которое, во-первых, должно быть информационно насыщенно; во-вторых, должно представлять собой последовательность курсов, программ, взаимодополняющих и развивающих друг друга, т.е. определенную систему; в-третьих, должно основываться на сочетании традиционных методов обучения и новейших разработок; в-четвертых, должно позволять производить оценку эффективности материальных и временных затрат.
Только в этом случае рассматриваемая модель может быть полноценно использована для обучения высококлассных специалистов в области управления организациями.
И. Удалова,
доцент кафедры маркетинга
и коммерции Нижегородского филиала
университета Российской Академии
"Управление персоналом", N 6, март 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М, 2005. С. 627.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.