Законность как правовая категория и социальное явление
Сменив в 90-е гг. вектор развития, Россия коренным образом поменяла общественно-политическую, экономическую жизнь. Особенно разительными были перемены в экономике. Предстояло трансформировать базисные отношения, перейти от огосударствленной к многоукладной экономике на основе признания и равной защиты частной, государственной, муниципальной форм собственности.
Экономическая организация современного общества невозможна без обрамляющей ее политической системы. Какой бы совершенной не была экономика, она не может существовать без государственной власти и ее институтов, без права, организующего и направляющего поведение людей, социальных групп и т.д.
Конечно, взаимодействие базиса и правовой надстройки многограннее и сложнее однозначного понимания первичности базиса и вторичности права. Экономика и право, рассматриваемые в качестве системных образований, взаимодействуют с внешней средой, а сам результат этого взаимодействия объективно обусловливает все их основные функции*(1). При этом право характеризует волевую, поведенческую сторону взаимодействия. В объективную сторону взаимодействия принято включать связи, независимые от воли и сознания субъектов, но опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия. Таким образом, право можно рассматривать в качестве социального института нормативного регулирования общественных отношений, претендующего на всеобщность и общеобязательность.
Право коррелирует цели Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим, правовым, социально-ориентированным государством, стремящимся войти в международные организации, в том числе в ВТО и др.
В условиях модернизации российской государственности, исключающей преемственность в экономике, предстояло сформировать новую нормативно-правовую основу жизнедеятельности государства и общества и лишь к 2005-2006 гг. в главных, сущностных чертах она была создана. Одновременно с позитивными результатами 15-летнего развития с очевидностью обозначились крайне негативные явления: непрекращающийся рост преступлений и иных правонарушений, особенно значительный в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Достаточно сказать, что каждое пятилетие количество выявляемых только прокурорами правонарушений экономической направленности сначала удваивалось, а в период с 2003 г. по 2005 г. удвоение пришлось уже не на пять, а на три года, рост в 2006 г. превысил 60%.
Отчего же при обилии законов, регламентирующих общественную жизнь, мы вынуждены констатировать рост правового нигилизма?
Социологические исследования свидетельствуют, что именно разнообразные неправовые явления в 76% случаев являются факторами, препятствующими реализации норм права*(2).
О каких неправовых явлениях идет речь? Как связан конкретно действующий закон с общей системой права, законностью, как правовым и социальным явлением, образующим правовую ткань общественной жизни, саму эту правовую жизнь?
Россия вступила в пору реформ с представлением о законности как единообразном понимании и точном исполнении установлений закона всеми органами государства, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами*(3).
Авторы современных реформ предпочитали вовсе не говорить о законности. Не случайно в ныне действующей Конституции РФ нет четкого указания на законность как принцип деятельности должностных лиц, граждан, государственных, общественных организаций. Приходится выводить его опосредованно во взаимосвязи ст. 15, 1, 2 и др. Конституции РФ. Вместе с тем провозглашение Российской Федерации правовым демократическим государством обязывало включить в число конституционных принципов современного государства законность, которая гарантирует необходимую правовую безопасность в обществе. Поэтому все чаще стали употребляться в печати некие словесные эквиваленты законности в виде "легальности и легитимности", не разделяемые по смыслу. На самом деле они разнятся сущностно.
Легальность (lex-legis) - это синоним законности, которую нередко определяют как "связанность государственных или частных действий формальными установлениями права и закона независимо от мотивов действия и его нравственного обоснования"*(4). Легитимация (легитимность) - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта*(5). В нашем случае таким фактом является государственная регистрация индивидуального предпринимателя, юридического лица, легитимация органа местного самоуправления путем принятия устава, а республики в составе Российской Федерации - Конституции.
Законность как общественное явление, пронизывающее все сферы жизнедеятельности государства и гражданского общества, несомненно, более сложное понятие, чем принцип деятельности и основание ответственности. Прав Д.А. Пономарев, утверждая, что законность является обществоведческой категорией и выходит за рамки юриспруденции. Она уходит в сферу формирования государство-организованного общества, ибо увязана с такими понятиями, как демократия, справедливость, равенство и др. Законность выступает формой реализации воли, интересов народа как единственного источника власти*(6).
Согласно мнению академика В.Н. Кудрявцева законность -"определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов"*(7).
Действительно, законность во многом определяет характер и направление правовой политики и в этом смысле имманентна правоприменительной, правореализационной и правоинтерпретационной юридической практике*(8).
Несколько шире к понятию законности как особого правового режима подошел В.В. Клочков. Он говорит о законности как совокупности требований общества и государства к праву, к деятельности государства и всех других участников общественных отношений, а также о реальном осуществлении этих требований в правотворческой, правоприменительной и иной деятельности государственных органов и должностных лиц, в поведении граждан*(9).
Еще шире к трактовке законности подходят авторы учебника "Теория государства и права" под ред. проф. В.Д. Перевалова, изданного в 2006 г. Они определяют законность не как особый правовой, а "общественно-политический режим жизни", суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни. Они связывают законность со своеобразной морально-политической атмосферой, где господствуют идеи гуманизма, справедливости, где точное и неуклонное исполнение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан*(10). Полностью соглашаясь с позицией авторов, характеризующих законность как общественно-политический, а не только общественно-правовой режим жизни, усомнимся в строгости дефиниции, где основой жизни общества провозглашаются справедливость, реальность, гарантированность, незыблемость прав, т.е. трудно достижимый идеал.
В интерпретации автора законность - это политико-правовой режим, присущий любому государство-организованному обществу, характеризующийся: 1) общеобязательностью требований закона для всех органов государства, негосударственных органов, должностных лиц и граждан; 2) наличием нормативно-правовой основы (законодательство); 3) разработанной теоретико-мировоззренческой основой (правовые взгляды, принципы, правовая идеология, правовая политика); 4) существованием обеспечительной системы исполнения норм права (государственный, общественный контроль).
По степени воплощенности каждого из элементов структуры законности можно судить о ступени (степени) общественного развития.
Поэтому каждому периоду развития России соответствовало свое содержание законности.
Слом прежней, отлаженной правовой системы, который отмечался в истории России дважды - в октябре 1917 г. и в 1991 г., конечно, умалил роль закона в регулировании общественной жизни. Это неизбежное следствие трансформации отношений собственности и всего экономического уклада.
Нынешняя ступень общественной эволюции получила название "переходной экономики", что, несомненно, налагает печать своеобразия на режим законности.
Каждая ступень общественного развития*(11) имеет три стадии: 1) становления и восходящего развития; 2) зрелого развития; 3) нисходящего развития, обусловленного нарастанием нового качества.
Первая и третья стадии отличаются неполнотой признаков, свойственных зрелому развитию. В их числе: отсутствие целостности; сосуществование новой и старой систем одновременно; изменение структуры нормативного массива, в которой отмечается преобладание подзаконных нормативных правовых актов; более значительная, чем в стабильные периоды пробельность, противоречивость. Не ставя задачей провести глубокий анализ законодательства, направленного на реформирование экономики, проиллюстрируем сказанное несколькими примерами.
С разницей в один день были приняты два жизненно необходимые для строительства многоукладной экономики закона "О собственности в Российской Федерации" (от 24 декабря 1990 г.) и "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (от 25 декабря 1990 г.), вступившие в силу одновременно с 1 января 1991 г. и одновременно прекратившие существование с принятием части первой Гражданского кодекса (1995 г.). Они противоречили в главном - трактовке прав учредителей на имущество создаваемого предприятия. Только с принятием части первой Гражданского кодекса РФ названная коллизия была устранена, чего нельзя сказать о земельной собственности, которую получили в виде "земельной доли" (идеальное право, не индивидуализированное конкретным местоположением земельного надела) бывшие рабочие совхозов, колхозники. Оформленное юридически право собственности, удостоверенное "Свидетельством о праве собственности" многие из них не понимая последствий, передали вновь созданному юридическому лицу, не конкретизировав права на земельную долю, которой впоследствии лишились из-за переуступки (продажи) земель юридического лица третьим лицам.
В течение десяти лет претерпел существенное, а иногда и сущностное, изменение Закон о приватизации, который менялся трижды. Сложную эволюцию - налоговое законодательство. Дважды корректировался Закон о конкуренции, о рекламе, менялось законодательство о рынке ценных бумаг, об инвестициях и др. Трижды изменялся Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Банкротство в рыночной экономике - естественный процесс "расчищения" хозяйственного поля от недееспособных предпринимателей, затрудняющих процесс воспроизводства материальных и духовных ценностей, их обмен. Однако модель банкротства может быть разной. Первый российский закон о банкротстве был по своей идеологии "продолжниковским", т.е. в значительной степени защищал права существующего предприятия и наемных работников. Чтобы признать должника банкротом, необходимо было доказать неудовлетворительную структуру баланса, иначе говоря "неоплатность" долга, принципиальную невозможность расплатиться с долгами. В 1997 г. был принят, по сути, новый закон о банкротстве, который называли "прокредиторским", т.е. защищающим интересы кредиторов и слабо учитывающим интересы должника. Он получил резко негативную оценку в обществе из-за возможности признания банкротом вполне платежеспособных предприятий. М. Делягин - директор Института глобализации, доктор экономических наук, назвал его "бандитским" из-за простоты захвата чужой собственности, выродившейся в феномен "рейдерства" - опасного антиобщественного промысла. И только в 2002 г. была сделана попытка создания компромиссной модели банкротства, учитывающей интересы обеих сторон, хотя отмечаются серьезные недостатки и этой модели.
На складывающуюся в Российской Федерации законность деструктивное воздействие оказал "парад суверенитетов" субъектов Российской Федерации, широко известный своими негативными последствиями, которые не до конца устранены и поныне (до сих пор не приведены в соответствие с федеральным законодательством некоторые нормативные правовые акты в сфере предпринимательства).
Отличительной особенностью "переходного" периода, которая должна учитываться при оценке состояния законности, является одновременное сосуществование старых и новых норм права.
Конечно, новый социальный строй в лице органов представительной власти, отрицая старое право, может (должен) принять новые законы. Однако официально недействующие правила экономического поведения продолжают жить в повседневной практике, сознании населения, установке людей. Способствуя сохранению целого, они остаются правом, противоречащим закону, ибо преодолеть стереотип поведения гораздо труднее, чем принять новый закон.
Особенно тяжело переживает кризис законности в переходный период правопослушное население, а авангардисты (авантюристы), люди с криминальным прошлым, ловкачи, напротив, извлекают значительную материальную выгоду из правового хаоса. В этих случаях в искаженной правовой действительности должны срабатывать моральные нормы, удерживающие население от общественно опасных действий. В определяющей мере адаптационный фактор присущ именно экономической сфере. Если убийство во все времена было очевидным преступлением, то этого не скажешь по отношению к "спекуляции". В переходной экономике смещаются акценты в правовой оценке одних и тех же явлений, приводящие к "сшибке" сознания. В советский период скупка с целью перепродажи товаров и извлечение из-за разницы цен покупки и продажи определенного дохода, расценивалась как уголовно наказуемое деяние и, несмотря на то, что такие факты носили распространенный характер, в общественном сознании (по разным причинам) воспринимались как негативно окрашенные. С началом реформ спекуляция была декриминализована, ей на смену пришли "челноки", зарабатывающие на покупке и перепродаже товаров. Для одних это было способом выживания в условиях распадающейся экономики, для других - возможностью создать стартовый капитал для развития бизнеса. Нейтральное с уголовно-правовой точки зрения деяние во втором случае стало обрастать иными правонарушениями, такими, как контрабанда, подкуп (взяточничество) должностных лиц, уклонение от уплаты налогов и др.
Следующая особенность состояния законности переходного периода состоит в перенасыщении хозяйственной практики опасными с точки зрения населения формами асоциальной активности, не признаваемыми таковыми в законодательстве. Примеров тому множество. Красноречивым свидетельством служит сопоставление модельного уголовного кодекса, широко обсуждавшегося юридической общественностью, с ныне действующим Уголовным кодексом РФ со всеми последующими изменениями и дополнениями.
Изучение материалов прокурорского надзора, иных материалов правоприменительной практики, в том числе связанной с осуществлением государственного администрирования в экономике, оценка качества нормативного массива позволяют поставить на обсуждение вопрос о правомерности определения законности в России как особого политико-правового режима, свойственного демократическим и правовым государствам.
Институционально и ценностно Российскую Федерацию можно отнести к демократическим государствам. Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ высшей ценностью в государстве. Свобода слова, печати, многопартийность, демократические способы формирования власти посредством избирательной системы - зримые приметы общественной жизни современной России, сопоставимые с аналогичными институтами западных стран. Россия признана международными экономическими организациями государством с рыночной экономикой.
Создана рыночная среда, существует структурированная система выражения предпринимательских интересов, сводящая продавцов и покупателей, многоуровневая защита законных интересов хозяйствующих субъектов, изменились идейно-политические предпочтения.
Неуклонно растет число лиц, адептов демократического переустройства и рыночного пути развития. Обозначилось, наконец, совпадение проводимой в России социально-экономической политики с умонастроением общества.
У каждого, конкретно взятого государства, своя собственная законность.
Переходная экономика потому и получила свое название, что она уже не плановая и еще не рыночная (во всем объеме присущих ей черт). В такой ситуации методологически неправильно в максимальной степени учитывать все богатое разнообразие рыночной экономической теории и практики. В России рыночная экономика, но она существенно отличается от стран -партнеров по большой "Восьмерке" уровнем ВВП на душу населения (минимум в два раза ниже, чем у самой из менее обеспеченных среди них). Вполне правомерно охарактеризовать законность в Российской Федерации как соответствующую демократическому правовому государству, однако, имеющую присущее только ей своеобразие.
Зрелые, демократически устроенные, постиндустриальные западные государства прежде всего имеют совершенно иную социальную структуру.
Две трети населения этих стран составляет средний класс с высоким уровнем дохода, делающим его независимым. Их отличает отлаженная политическая система, устоявшаяся политическая культура, позволяющая демократическим путем решать социальные конфликты и найти компромисс. Западные страны представляют собой консолидированное общество. В них на долю богатых и бедных приходится всего одна треть населения*(12).
Под "средним классом" нельзя понимать людей, отличающихся от других только уровнем доходов, который позволяет иметь сбережения, полноценный отдых, комфортное жилье и пр. Не менее важен образ жизни: занятость на рабочих местах, требующих высокой квалификации и профессионализма, нацеленность на получение детьми образования высокого качества. Применительно к экономической сфере это означает широкое и умелое использование различных видов потребительского кредитования, размещения сбережений в цивилизованных формах, например, в паевых инвестиционных фондах, а не "в кубышке".
Представителю среднего класса на западе свойственна высокая общественная и политическая активность, небезразличие к тому, что происходит за порогом его собственного дома. В постиндустриальных странах средний класс - это устойчивое большинство населения, гарантирующее общество от насильственных перемен. Средний класс не дает политикам совершить маневр в сторону, не совпадающую с их интересами, он контролирует как фискальные меры, так и выполнение социальных программ. Только в связи с укреплением среднего класса появляются общественные организации нового типа.
В Российской Федерации совсем иная социальная структура. Около 90% населения в 2006 г. имели подушевой месячный доход менее 15 тыс. руб., что лишает граждан надежных жизненных перспектив и делает их зависимыми от многих обстоятельств.
Сверхбогатые составляют менее одного процента населения, но аккумулируют до 50% национальных богатств, остальные - граждане, живущие за чертой бедности, люмпенизированная часть населения. Насущной проблемой развития России как социально ориентированного демократического государства является устранение имущественной поляризации населения, борьба с бедностью.
С наибольшей полнотой требования гражданского общества к содержанию нормотворчества как одно из проявлений законности, о котором уже говорилось, обеспечиваются только в условиях стабильного, зрелого развития государства с отлаженными механизмами функционирования гражданского общества. В России гражданское общество только нарождается и пока еще наиболее яркие его представители в сфере предпринимательства - саморегулируемые организации профессиональных участников рынка не могут оказать заметного влияния как на законодательный процесс, так и на правоприменение.
Поэтому правовая основа общественной жизни, а особенно в сфере предпринимательства, отличается постоянными изменениями и дополнениями, которые, не успев должным образом проявиться в хозяйственной практике, вновь корректируются. Законность в Российской Федерации отличается качественным своеобразием переходной экономики.
Определяющей в понятийной характеристике законности является идейно-теоретическая, методологическая основа.
Правовая политика как регулятивно-контрольная стратегия и практика общества и государства в сфере правотворчества и правоприменения является, по мнению В.Б. Алексеева, прежде всего идеологическим феноменом, мировоззренческим явлением*(13).
Под правовой политикой Б.В. Алексеев понимает идеологию, направленную на создание и укрепление правовых начал в жизнедеятельности общества, государства, в отношении всех и, прежде всего, правоохранительных и правозащитных органов, должностных лиц и отдельных органов, должностных лиц и отдельных граждан*(14).
Речь, таким образом, идет как о важнейшей функции осуществления государственной власти, так и о проявлениях основанных на законе интересов, реализации уставных задач субъектов предпринимательской деятельности, иных субъектов гражданского общества.
Профессор Н.И. Матузов включает в общую концепцию правовой политики следующие базовые компоненты, раскрывающие в единстве ее сущность и назначение:
1. Разработку теоретико-методологических основ правовой политики, ее глубокое осмысление с позиций современных достижений науки и практики, использования всего разнообразия исследовательского инструментария;
2. Адекватное отражение данным феноменом назревших потребностей развития общества - социально-экономических, политических, культурных, духовных, моральных, демографических, национальных и иных; совершенствование юридической формы общественных отношений;
3. Определение основных приоритетов и ориентиров правовой политики как предпочтительных направлений ее развития, первоочередных и неотложных задач, активизацию практической деятельности по претворению их в жизнь; создание благоприятной рыночной правовой среды для стимулирования роста экономики;
4. Четкую постановку ближайших и перспективных целей в данной области, вытекающих из целей и общего курса современной России с указанием средств, путей, условий их достижения; обозначение круга субъектов и объектов этого процесса, включающего также и прогноз;
5. Интенсификацию законотворчества, повышение его качества, социальной и научной обоснованности; своевременное и полноценное правовое обеспечение проводимых реформ; усиление гарантий прав личности; борьбу с коррупцией;
6. Формирование единого общероссийского политико-правового пространства, приведение региональных нормативных актов в соответствие с федеральными, устранение коллизий и противоречий между ними, противостояний центра и мест;
7. Совершенствование методов реализации правовой политики, выработку предложений и рекомендаций по их оптимизации, повышению эффективности, правильному сочетанию убеждения и принуждения; упрочнению законности и правопорядка;
8. Последовательную демократизацию всей политико-правовой сферы общества; недопустимость применения силовых приемов разрешения возникающих конфликтов, выхода на неконституционное поле; прекращение конфронтации между различными ветвями власти*(15).
Как видим, Н.И. Матузов соотносит правовую политику с правовым государством, построением гражданского общества, воспитанием законопослушных граждан, повышением уровня их юридической культуры, правосознания, с преодолением правового нигилизма.
Речь идет о концепции правовой политики, которую еще только предстоит разработать, а не о реально существующей, действующей. Отсутствием правовой политики и можно в значительной мере объяснить нынешнее неудовлетворительное состояние законности, как в целом, так и в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В дополнение к общим содержательным компонентам правовой политики, сформулированным Н.И. Матузовым, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности следует назвать такие важные, по нашему мнению, сугубо экономико-правовые категории, как нижеследующие:
1) сформулировать сущностное понятие социально ориентированного государства в преломлении к России и нормативно оформить его модель;
2) определить необходимую и достаточную для поддержания жизнедеятельности государства и экономической безопасности долю государственного имущества, его виды, отраслевую принадлежность;
3) разработать концептуальные основы функционирования государственного сектора экономики в преемственности исторического опыта и современной социально-экономической ситуации;
4) закрепить в законе перечень государственного имущества, запрещенного к приватизации, сформулировать ограничения для приватизации отдельных видов имущества - для сохранения обязательной доли государства;
5) разработать и нормативно закрепить основы взаимодействия государства с корпоративными собственниками при реализации экономических проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение;
6) определить в законе понятие публичного интереса в экономике, способы его защиты, недопустимость применения отдельных частноправовых средств регулирования в административно-властных отношениях, вытекающих из государственного администрирования в экономике.
Не все из перечисленных выше базовых компонентов претворяются в реальном правотворчестве государства. Но дело, однако, не в том, что в законодательстве отсутствует легальное определение "публичного интереса", (очень важного на самом деле), а в том, что в обществе не наблюдается единства в понимании фундаментальных для России ценностей - социально-экономических, политических, культурных, духовных. Навязываемая абсолютным меньшинством ангажированных идеологов модель поведения, в том числе правового, резко диссонирует с жизненными позициями подавляющего большинства населения, а механизмы обязательного учета мнений (интересов) различных групп населения отсутствуют.
Анализ состояния законности, проводимый с 1993 г. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ отражает, и это закономерно, текущую законотворческую и правоприменительную практику в сложной ситуации, когда старое советское общество и весь нормативный массив, ориентированный на прежнюю жизнь, отмирали, а новое постсоветское нормативное поле только формировалось. Незавершенность этого процесса как раз и дала основание характеризовать нынешнее общество как "переходное". За пятилетие (2001-2005 г.) стали все более отчетливо проявлять себя количественные и качественные (экспертные) характеристики состояния законности. Сегодня кардинальные изменения, а для некоторых исследователей и политиков революционные, связанные с трансформацией огосударствленной монополизированной экономики в многоукладную, в основном завершены. Россия перешла в режим длительных, глубинных изменений. Стабилизировалось социально-экономическое положение, обозначились устойчивые социальные группы, имеющие как общие, так и свойственные каждой из них интересы, проявляющиеся в правопослушном и противоправном поведении.
Анализ состояния законности за весь период наблюдения позволяет выделить неблагоприятную для общественной жизни тенденцию: по мере нормативного оформления экономических отношений, при явно выраженном стремлении ограничить администрирование государства в экономике, интенсивность проявлений правонарушений не снижается, а по отдельным направлениям общественной жизни рост правонарушений увеличивается многократно.
Понятно при этом, что право обретает смысл при выборе варианта поведения адресатом нормы, если не расходится с умонастроениями народа в целом. Социальные нормы в России, формировавшиеся столетиями в результате осмысления этических идей, фундаментальных ценностей и закрепившиеся в общественном сознании в основном в виде морали, разошлись с современными правовыми нормами в понимании "свободы", "справедливости". Эти особенности культурных традиций должны отчетливо присутствовать в источниках права, в юридическом процессе, характере санкций.
Поэтому разработка теоретико-методологических основ правовой политики в экономической области общественной жизни как неотъемлемой составляющей структуры законности, на наш взгляд, невозможна в отрыве от социокультурного контекста, а с ее практической реализацией общество опоздало, по крайней мере, на 15 лет.
По мнению многих исследователей, в том числе политологов, главный вызов эпохи - столкновение традиции и антитрадиции, человека культуры и человека маргинала. Он по-прежнему актуален, причем не только для России, но и для самой Европы*(16). Культурологический подход используется и при объяснении сугубо экономических проблем.
Исследователь политико-правовых основ управления обществом И.И. Шувалов - помощник Президента РФ В.В. Путина утверждает, что отсутствие стержня в праве (т.е. правовой идеологии) приводит к неэффективности закона. "Причины неэффективности закона часто следует искать в нем самом: закон не может достичь преследуемой цели из-за своей ложной установки"*(17). Правовая политика и правовая идеология - это не что иное, как мировоззренческая основа законности, без которых немыслимо нормативное регулирование общественных отношений. В этом смысле идеология - система (совокупность) взглядов и идей, в которых: а) осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу; б) выражаются основные интересы различных социальных групп*(18). Идея деидеологизации, охватившая некоторую часть научного сообщества, в социально-философском смысле выступает утопией. На примере России 90-х гг. становится очевидным, что общество без идеологии полноценно функционировать не может.
До самого последнего времени идеология в России относилась к зонам умолчания. Поскольку либеральная революция осуществлялась в 1991-1993 гг. под лозунгом "деидеологизации" общества и государства, то в Конституции РФ наложен запрет на государственную идеологию в виде реакции на ст. 6 Конституции СССР о КПСС как направляющей силе общества. Однако объективные потребности формирования идеологии постоянно пробивали себе дорогу сквозь ложные установки.
Контуры Российской национальной идеологии, которая должна получить правовое опосредование, очень четко прослеживаются во всех выступлениях Президента РФ В.В. Путина.
В них акцентировались проблемы развития гражданского общества, социальной инфраструктуры, демократических ценностей. Все они пронизаны духом этатизма. В форме Послания 2006 г. впервые в постсоветской истории в России появился доктринальный документ стратегического значения, определяющий пути развития страны на ближайшие 10 лет. Как главная цель национальной стратегии сформулирована идея сбережения народа - основа внутренней безопасности страны, важнейшая предпосылка ее исторического выживания. Военная безопасность - второй по значимости приоритет. Экономическая задача - устойчивое стабильное развитие, наращивание конкурентных возможностей во внешнеэкономической сфере, структурная перестройка на основе четко продуманной инновационной политики, протекционизма со стороны государства отечественным товаропроизводителям, в первую очередь сельскохозяйственным. Есть все основания полагать, что к 2006 г. сложилась национальная стратегия России в ее доктринальных основах. Это вполне завершенная стратегия, наполняющая новым содержанием контуры российской государственности, обозначенные в Конституции РФ.
Успешному продвижению реформ, а, следовательно, и неуклонному исполнению законов способствует создание такой социально-психологической среды, которая позволяла бы гражданам, юридическим лицам, институтам гражданского общества действовать осознанно и добровольно, избегать конфликта с законом. В значительной мере этому мешает механическое перенесение и "принудительное вживление" инородных правовых образований в государственно-правовую материю, внедрение в массовое сознание либеральных идей в такой степени радикализма, которую не знают рыночные западные государства. Либеральная элита, находившаяся в положении политического меньшинства, компенсировала это качество своими позициями во власти и бизнесе, а также в информационной сфере. Была предпринята беспрецедентная по масштабам и напору атака на массовое сознание, имеющая целью доказать историческую ущербность русской цивилизации по сравнению с западной и необходимость смены цивилизационной парадигмы России. Сложившиеся, устоявшиеся, ставшие традиционными, т.е. заменяющими в значительной части обучение, правовые институты подверглись безоговорочной ломке. Заимствование чужого опыта осуществлялось без системной, комплексной оценки, без учета взаимодействия с другими механизмами правового регулирования, его жизнеспособности в иной среде. Их и надлежит исправить в проекции к правовой политике.
А.Х. Казарина,
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник
НИИ проблем укрепления законности и правопорядка
при Генеральной прокуратуре РФ
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. об этом Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М., Экономика, 2005.
*(2) Ленчак В.А. Механизм действия права // Следователь. 2001. N 5. С. 59.
*(3) Пугинский Б.И. Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М., Юридическая литература, 1991. С. 71.
*(4) Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., Nota Bene, 2000. С. 436
*(5) Там же. С. 439.
*(6) Пономарев Д.А. Теоретические проблемы развития понятия законности в отечественной юридической науке. Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. Уфа, 2002. С. 11.
*(7) Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние. Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.
*(8) См. Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N 1. С. 6.
*(9) Клочков В.В. О методологии и методике изучения состояния законности / Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора. М, 1994. С. 55-56.
*(10) Теория государства и права. 3-е издание. М., Норма. 2006. С. 275.
*(11) Этот прием использован Л.Н. Гумилевым в приложении к этнической истории и имеет, на наш взгляд, универсальный характер в объяснении развития общества. См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Гидрометеоиздат, 1990. С. 7, 135, 150, 211 и др.
*(12) Данные члена-корреспондента РАН Р. Гринберга // Экономика и жизнь. 2006. N 31. С. 4.
*(13) Алексеев Б.В. Правовая политика как основа прокурорского надзора // Прокуратура. Законность. Государственный контроль. М.: Манускрипт, 1995. С. 33.
*(14) Там же. С. 36.
*(15) Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 331-332.
*(16) Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М, 2004. С. 49.
*(17) Шувалов И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журнал российского права. 2005. N 4. С. 88.
*(18) Современный философский словарь. М., 2004. С. 261.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законность как правовая категория и социальное явление
Автор
А.Х. Казарина - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 5