Потери при торговых операциях
Организации торговли с потерями и недостачами при приобретении, хранении и использовании товаров и иных материальных ценностей сталкиваются повседневно. Причины тому самые разные - от естественной убыли, повреждения тары и т.п. до халатности материально ответственных лиц и персонала.
Потери при подготовке товаров к продаже
Условия подготовки товаров к продаже определены Правилами продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 10.01.98 N 55). Так, продовольственные товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров (п. 33 правил). Возникающие при этом отходы подлежат списанию.
Отдельные продовольственные товары сразу приходуют за минусом отходов (колбасу без веревок, битую птицу - без бумаги и т.п.). В таком случае величину отходов рассчитывают и фиксируют в приходных документах. Списание отходов может производиться за счет:
скидки, предоставленной поставщиком или
собственной торговой надбавки в организациях, учитывающих товар по продажным ценам либо
расходов на продажу, если товары в организациях учитываются по покупным ценам.
Списание в последнем случае указанных отходов следует производить после продажи товара путем завешивания и актирования фактического количества отходов. Торговая организация самостоятельно устанавливает в распорядительном документе порядок и периодичность списания отходов.
Пример 1
Организации поставлено 50 кг сырокопченой колбасы по цене 236 руб. за 1 кг, в том числе НДС - 36 руб. Поставщик предоставляет скидку на вес веревок в размере 3% к стоимости товара. Норма на отходы по сырокопченой колбасе, утвержденная руководителем торговой организации, - 2,5%.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом допускается изменение договорной цены в случаях и на условиях, предусмотренных договором (ст. 424 ГК РФ).
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической же себестоимостью МПЗ приобретенных за плату признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утв. приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н).
Расходы, связанные с приобретением товаров, являются расходами по обычным видам деятельности. Они принимаются к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме и (или) величине кредиторской задолженности. При этом величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н).
Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (п. 12 ПБУ 5/01).
Таким образом, приобретенные организацией товары принимаются к учету по цене, установленной в договоре, с учетом предоставленной поставщиком скидки на вес веревок и торговой наценки, установленной на предприятии.
Общая стоимость поставленной колбасы составляет 11 800 руб. (236 руб/кг х 50 кг), в том числе НДС - 1 800 руб. (36 руб/кг х 50 кг). Размер скидки на отходы - 300 руб. ((236 руб/кг - 36 руб/кг) х 50 кг х 3%), поэтому стоимость поставленной колбасы со скидкой уменьшится до 9 700 руб. (((236 руб/кг - 36 руб/кг) х 50 кг - 300 руб.), относящаяся к этой стоимости сумма НДС - 1746 руб. (9700 руб. х 18%), Таким образом, поставщику за поступившую партию колбасы необходимо будет перечислить 11 446 руб. (9 700 + 1746).
В бухгалтерском учете наличие и движение материально-производственных запасов, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывается согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) на счете 41 "Товары".
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организациям же, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (п. 12 ПБУ 5/01). Поэтому при осуществлении розничной продажи товаров организация в учетной политике должна указать один из вариантов учета товаров.
При учете товаров по продажным ценам в бухгалтерском учете при оприходовании данной партии колбасы осуществляются следующие записи:
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходован товар, поступивший от поставщика;
- 300 руб. - отражена скидка, предоставленная поставщиком;
- 1 746 руб. - выделен НДС, предъявленный поставщиком.
Розничная цена на колбасу, согласно утвержденному руководителем организации реестру цен, составляет 310 руб., в том числе торговая надбавка - 110 руб. (310 - 200). Начисление торговой наценки на поступивший товар сопровождается про водкой:
Дебет 41 Кредит 42 - 5 500 руб. (110 руб/кг х 50 кг).
Для обобщения информации о наличии сумм недостач (товарных потерь), выявленных в процессе заготовления, хранения и реализации, согласно упомянутой Инструкции по применению Плана счетов предназначен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". По дебету счета 94 отражается фактическая себестоимость (в торговых организациях - стоимость по продажным ценам при ведении учета по этим ценам) недостач товаров в корреспонденции с кредитом счета 41. По кредиту счета 94 отражается источник, за счет которого происходит списание недостающих ценностей.
Величина отходов на поступившую партию колбасы, исчисленная по нормам, утвержденным руководителем торговой организации, составляет 1,25 кг (50 кг х 2,5%). Их же покупная стоимость - 250 руб. (200 руб. х 1,25 кг) - списывается за счет торговой скидки, предоставленной поставщиком. При этом сторнируется торговая наценка, приходящаяся на данный вес товара:
- 137,5 руб (110 руб/кг х 1,25 кг) - сторнируется величина торговой наценки, приходящаяся на вес отходов;
- 250 руб. - отражена стоимость товара, исчисленная с веса отходов;
- 250 руб. - списана за счет предоставленной поставщиком скидки стоимость отходов.
При учете же товаров по покупным ценам записи в бухгалтерском учете при оприходовании партии сырокопченой колбасы будут несколько иными:
Дебет 41 Кредит 60 - 9 700 руб. - оприходован товар, поступивший от поставщика, с учетом предоставленной скидки;
Дебет 19 Кредит 60 - 1 746 руб. - выделен НДС, предъявленный поставщиком товара.
Пример 2
Несколько изменим условия примера 1, скидка на отходы товара поставщиком не предоставляется. Общий вес отходов в виде веревок колбасных и металлических клипсов, согласно актам на их списание, составляемым по окончании каждого рабочего дня, составил 1,2 кг.
При учете товара по продажным ценам оприходование партии сырокопченой колбасы сопровождается следующими записями:
Дебет 41 Кредит 60 - 10 000 руб. - отражена стоимость поступившей партии колбасы;
Дебет 19 Кредит 60 - 1 800 руб. - выделен НДС, предъявленный поставщиком;
Дебет 41 Кредит 42 - 5 500 руб. (110 руб/кг х 50 кг) - отражена торговая наценка на поступившую партию товара;
Дебет 94 Кредит 41 - 387,50 руб. (310 руб. х 1,25 кг) - учтена стоимость, приходящаяся на отходы;
Дебет 42 Кредит 94 - 387,50 руб. - списана за счет торговой наценки стоимость отходов.
При учете же товаров по покупным ценам первые две проводки повторяются:
- 10 000 руб. - отражена стоимость посту пившей партии сырокопченой колбасы;
Дебет 19 Кредит 60 - 1 800 руб. - выделен НДС, предъявленный поставщиком.
По окончании каждого рабочего дня составляется акт о списании отходов в виде веревок колбасных и металлических клипсов ответственными за это работниками. Общий вес отходов по данной партии колбасы согласно утвержденным актам составил 1,2 кг. На основании этого в бухгалтерском учете осуществляются следующие записи:
Дебет 94 Кредит 41 - 240 руб. (200 руб. х 1,2 кг) - отражена стоимость, приходящаяся на отходы товаров;
Дебет 44 Кредит 94 - 240 руб. - включена в расходы на продажу стоимость, приходящаяся на отходы товаров.
Отходы в виде жил, костей окороков и т.п. продают по сниженным ценам. Если торговая организация учитывает товары по продажной стоимости, то учет таких отходов сопровождается следующими проводками:
Дебет 41 Кредит 60 - отражена стоимость поступившего товара в ценах поставщика;
Дебет 41 Кредит 42 - учтена торговая наценка;
Дебет 94 Кредит 41 - произведена уценка отходов;
Дебет 42 Кредит 94 - списана за счет собственной торговой наценки сумма уценки.
При учете же товаров по покупным ценам записи в бухгалтерском учете будут несколько отличаться:
Дебет 41 Кредит 60 - отражена стоимость поступившего товара в ценах поставщика;
Дебет 94 Кредит 41 - произведена уценка отходов;
Дебет 44 Кредит 94 - учтена сумма уценки отходов в расходах на продажу.
Зачистки животного масла и маргарина сдаются в переработку по договорным ценам. В бухгалтерском учете организации, ведущей учет товаров по продажной стоимости, начисление стоимости зачистки сопровождается следующей проводкой:
Дебет 94 Кредит 41 - отражена стоимость зачистки масла (маргарина).
Источником покрытия этой стоимости вначале является торговая наценка в ее пределах, затем - себестоимость продаж в пределах договорной цены. Если совокупность двух этих величин оказывается меньше стоимости потерь, связанных с зачисткой, то разница между величиной потерь и данной совокупностью относится в расходы на продажу:
Дебет 42 Кредит 94 - учтена стоимость зачисток в пределах торговой наценки;
Но поставщик товаров может и не предоставлять скидки на отходы. В этом случае, как было сказано выше, стоимость потерь на отходы может списываться за счет собственной торговой надбавки в организациях, учитывающих товар по продажным ценам, или расходов на продажу, если товары в организациях учитываются по покупным ценам.
Дебет 90-2 Кредит 94 - списана стоимость зачисток, переданных по договорным ценам;
Дебет 44 Кредит 94 - списан остаток потерь от зачистки животного масла (маргарина).
Пример 3
Торговая организация осуществила зачистку животного масла. Продажная цена масла составляла 114 руб. за 1 кг, в том числе торговая наценка - 38 руб/кг. Вес зачисток составил 12 кг. Зачистки переданы на маслозавод по цене 33 руб. за 1 кг, в том числе НДС - 3 руб/кг.
Хозяйственные операции при осуществлении зачистки масла и передаче их на маслозавод в бухгалтерском учете отражаются следующим образом.
При учете товаров по продажной стоимости:
Дебет 94 Кредит 41 - 1 368 руб. (114 руб/кг х 12 кг) - списаны товарные потери в виде зачисток животного масла;
Дебет 42 Кредит 94 - 456 руб. (38 руб/кг х 12 кг) - списана стоимость товарных потерь в пределах торговой наценки;
Дебет 62 Кредит 90-1 396 руб. (33 руб/кг х 12 кг) - проданы за воду зачистки по договорной цене;
Дебет 90-2 Кредит 94 - 360 руб. (30 руб/кг х 12 кг) - списана стоимость зачисток в пределах договорной цены без НДС;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 36 руб. (3 руб/кг х 12 кг) - начислен НДС со стоимости проданных зачисток;
Дебет 44 Кредит 94 - 552 руб. ((1 368 - 456 - 360) - учтен остаток величины потерь от зачистки масла в расходах на продажу;
При учете товаров по покупным ценам:
(Покупная стоимость животного масла составляла 76 руб. (114 - 38) за 1 кг. Это значение и используется при определении величины товарных потерь.)
Дебет 94 Кредит 41 - 912 руб. ((76 руб/кг) х 12 кг) - списаны товарные потери в виде зачисток масла;
Дебет 62 Кредит 90-1 - 396 руб. (33 руб/кг х 12 кг) - проданы за воду по договорным ценам зачистки масла;
Дебет 90-2 Кредит 94 - 360 руб. (30 руб/кг х 12 кг) - списана стоимость зачисток в части договорной цены;
Дебет 90-3 Кредит 68 - 36 руб. - начислен НДС со стоимости проданных зачисток;
Дебет 44 Кредит 94 - 552 руб. (912 - 360) - списаны товарные потери в виде зачисток масла.
Потери от завеса тары
Завесом тары признается разница между фактической массой тары из-под товара и ее массой по трафарету. Обусловленные им потери возникают, как правило, в розничной торговле.
В процессе приемки некоторых нефасованных продовольственных товаров (топленое и растительное масло, повидло, сельдь и др.) их масса нетто нередко определяется расчетным путем - посредством вычитания из массы брутто (Мбр) массы тары (Мтар), указанной по трафарету:
Мтов = Мбр - Мтар.
После продажи таких товаров освобожденную тару взвешивают. При этом ее фактическая масса может превысить трафаретную массу, т.е. происходит завес тары.
Наличие завеса тары означает, что фактически товаров поступило меньше, чем оприходовано. Поэтому с материально ответственных лиц необходимо списать сумму искусственно образовавшегося излишка товара.
Порядок документального оформления и списания рассматриваемых потерь согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5) зависит от того, предоставил ли поставщик организации дополнительную скидку или нет.
Поставщики, как правило, в настоящее время не предоставляют торговым организациям скидок на завес тары. В этом случае все товары, по которым могут возникнуть потери, должны регистрироваться в Журнале регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (форма ТОРГ-7 приведена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операции, утв. постановлением Госкомстата от 25.12.98 N 132). Записи в журнале производятся на основании приемных товарных документов.
Завес тары устанавливают в весовом и суммовом выражении путем перевешивания освобожденной из-под товара тары. При этом оформляется акт о завесе тары (форма ТОРГ-6 приведена в том же в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций).
Акт составляется в срок, предусмотренный договором с поставщиком, но не позднее 10 дней после ее освобождения, а по таре из-под влажных товаров (повидло, варенье и т.д.) - немедленно после ее освобождения. Акт о завесе тары составляется в двух экземплярах и передается с товарным отчетом в бухгалтерию. Первый экземпляр прилагается к товарному отчету, второй - вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения потерь товаров.
Для усиления контроля за работой материально ответственных лиц на взвешенной таре рекомендуется делать отметку об актировании завеса с указанием даты и номера акта.
Акт о завесе тары служит основанием для отражения в учете товарных потерь, что отражается проводкой:
- отражены товарные потери в виде завеса тары.
При возникновении недостач и потерь товаров налоговики настаивают на восстановлении ранее правомерно принятой к вычету суммы НДС, относящейся к таким товарам:
Дебет 94 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- восстановлена со стоимости потерь ранее принятая сумма НДС.
Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. При списании потерь за счет поставщика ему предъявляют претензию вместе с экземпляром акта о завесе тары. Эта операция сопровождается записью:
Дебет 76 субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 94
- выставлена претензия поставщику товара.
В случае учета товаров по продажным ценам производится также списание торговой наценки, относящейся к завесу тары:
- уменьшена величина товарных потерь на сумму торговой наценки.
По некоторым товарам (например, рыбе, рыбопродуктам) поставщик может предоставить торговой организации специальную скидку на завес тары. При оприходовании поступивших товаров ее сумма принимается к учету проводкой:
Дебет 41 Кредит 42 субсчет "Скидка на завес тары"
- отражена сумма предоставленной поставщиком товаров скидки на завес тары.
Рассматриваемая скидка является источником списания потерь от завеса тары. Поэтому торговые организации в этом случае освобождены от необходимости составления актов о завесе тары и предъявления поставщикам претензий.
Завес тары может покрываться за счет дополнительной скидки поставщика лишь в случае выявления при инвентаризации товаров недостачи сверх норм естественной убыли. При этом установлен следующий порядок списания потерь. Вначале списываются товарные потери сверх норм естественной убыли за счет дополнительной скидки:
Дебет 42 субсчет "Скидка на завес тары" Кредит 94
- отражена сумма товарных потерь, списываемая за счет дополнительной скидки.
После чего производится списание естественной убыли в общеустановленном порядке.
В данном случае к акту результатов инвентаризации должен прилагаться расчет суммы скидки на завес тары, относящейся к товарам, проданным в межинвентаризационном периоде.
Пример 4
В торговую организацию поступили сушеные ягоды в картонных коробках. Цена 1 кг ягод составляет 70 руб., в том числе НДС - 10,68 руб. Поступило 40 коробок по 5 кг ягод в каждой. На коробке указана масса брутто - 5,4 кг, масса нетто - 5 кг. Товар принимался по маркировке на коробках. При учете товаров по покупным ценам в бухгалтерском учете на основании акта приемки и сопроводительных документов осуществляются следующие записи:
- 11 864 руб. (70 руб/кг - 10,68 руб/кг) х 5 кг/кор. х 40 кор.) - оприходованы посту пившие ягоды;
- 2 135,52 руб. (11 864 руб. х 18%) - выделен НДС, предъявленный поставщиком.
Масса брутто поступившего товара по документам и по маркировке составила 216 кг (5,4 кг/кор. х 40 кор.), масса нетто - 200 кг (5 кг/кор. х 40 кор.). После продажи ягод был произведен завес тары и выявлено, что вес порожней тары составил 17,5 кг. Вес порожней тары фактически на 1,5 кг (17,5 - 16) превышал его величину, указанную в документах. Следовательно, ягод было продано на эти 1,5 кг меньше, чем их было оприходовано, т.е. 198,5 кг (200 - 1,5).
После продажи ягод составляется акт по форме ТОРГ-6 (его фрагмент приведен в таблице).
Исчисленная разность (1,5 кг) признается завесом тары. Она подлежит списанию на расходы на продажу. При этом в учете производятся следующие проводки:
- 88,98 руб. (59,32 руб. х 1,5 кг) - отражена недостача товара в виде завеса тары в учет ных (покупных) ценах;
- 88,98 руб. - включена в расходы на продажу недостача товара (завес тары).
При учете же товаров по продажным ценам при торговой наценке в 32 руб. за 1 кг данные операции отражаются следующим образом:
- 11 864 руб. - отражена покупная стоимость поступивших ягод;
- 6 400 руб. (32 руб/кг х 200 кг) - отражена торговая наценка на поступившую партию ягод;
- 2 135,52 руб. - выделен НДС, выставленный поставщиком;
- 136,98 руб. ((59,32 руб. + 32 руб/кг) х 1,5 кг) - отражена стоимость завеса тары в продажных ценах;
- 48 руб. (32 руб. х 1,5 кг) - списаны потери от завеса тары в пределах торговой наценки в ее уменьшение;
- 88,98 руб. (136,98 - 48) - списан на расходы на продажу завес тары в ценах поставщика.
Потери от порчи, боя, лома
Потери от порчи, боя, лома в большинстве своем возникают вследствие неудовлетворительных условий хранения, неправильного обращения с товарами при транспортировке, хранении и отпуске. По мере обнаружения таких потерь создается комиссия, которая составляет акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма ТОРГ-15 приводится в упомянутом альбоме форм первичной учетной документации по учету торговых операций). В акте указываются:
наименование товара, цена, количество, артикул, сорт;
причина и виновники товарных потерь;
возможность дальнейшего использования - сдачу в утиль, продажу по более низкой цене, сдачу в переработку или уничтожение.
Товары, пришедшие в полную негодность, изымаются из оборота и уничтожаются. Во избежание повторного их представления для актирования это должно происходить в присутствии комиссии, составившей акт.
Сдача товаров в переработку, утиль оформляется товарно-транспортной накладной.
Акты о бое, порче, ломе товаров передаются в бухгалтерию для проверки правильности заполнения, а затем руководителю для утверждения. Руководителем принимается решение, за чей счет списываются такие товарные потери.
Поступило, масса | Завес подлежит списанию | |||||||
По документам | Фактически | Масса | Цена, руб. коп. |
Сумма, руб. коп. |
||||
Брутто | Тара | Нетто | Брутто | Тара | Нетто | |||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
216 | 16 | 200 | 216 | 17,5 | 198,5 | 1,5 | 59,32 | 88,98 |
Порядок их списания аналогичен порядку списания сверхнормативных потерь товарных запасов, выявленных при инвентаризации. Отметим, что такая недостача имущества относится за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н).
Напомним, что в соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом, в частности, понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Работник может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей (ст. 248 ТК РФ).
Для обобщения информации о расчетах с персоналом организации по возмещению материального ущерба Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". Начисление возмещаемой суммы и ее погашение сопровождаются следующими записями:
- отражена сумма, подлежащая взысканию с работника;
- удержана из заработной платы причитающаяся сумма возмещения.
Если размер возмещаемой работником суммы меньше, чем стоимость потерь, то возникающая разница признается прочим расходом (п. 11 ПБУ 10/99). В этом случае в бухгалтерском учете осуществляется следующая запись:
- отражена сумма ущерба, не подлежащая взысканию с работника.
Таким образом, величина расходов, учитываемых при исчислении бухгалтерской прибыли, будет больше суммы указанных расходов, признанных для целей исчисления налога на прибыль. И это означает необходимость обращения к Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02) (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н).
В данном случае возникающая разница в величинах расходов в виде стоимости причиненного работником ущерба, списываемого за счет средств организации, в бухгалтерском учете признается постоянной, так как упомянутые расходы подлежат исключению из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 4 ПБУ 18/02). Возникновение постоянной разницы в бухгалтерском учете влечет за собой обязанность начисления постоянного налогового обязательства (п. 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- начислено постоянное налоговое обязательство со стоимости причиненного работником ущерба, списываемого за счет средств организации.
Потери сверх норм возмещают виновные лица. Для расчета возмещаемой суммы при бое стеклянной тары с товаром используется учетная цена товара, при бое же порожней тары - ее средняя залоговая цена.
Пример 5
Работником организации торговли при оформлении торгового зала был разбит сервиз, продажная стоимость которого составляет 28 500 руб. Товар учитывается по продажным ценам. Покупная стоимость сервиза составляет 18 000 руб., в том числе НДС - 2 745,76 руб. Сумма НДС была принята к вычету в момент оприходования товара. Договор о полной материальной ответственности с работником не заключен. С работника в возмещение причиненного ущерба взыскивается сумма в размере его среднемесячной заработной платы. Его среднемесячный заработок - 13 500 руб. Достигнута договоренность о рассрочке взыскания возмещения. Удержание из заработной платы будет осуществляться в течение 6 месяцев равными долями.
В бухгалтерском учете списание убытков, связанных с порчей товара, а также начисление возмещаемой работником суммы и ее удержание сопровождаются следующими записями:
- 28 500 руб. - списана продажная стоимость испорченного сервиза;
- 13 245,76 руб. (28 500 - (18 000 - 2 745,76)) - сторнирована величина торговой наценки, относящаяся к испорченному товару;
Дебет 94 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 2 745,76 руб. - восстановлена сумма НДС по испорченному товару;
- 13 500 руб. - начислена задолженность работника по возмещению части суммы причиненного ущерба;
- 4 500 руб. (28 500 - 13 245,76 + 2745,76 - 13 500) - списана сумма ущерба, не возмещаемая работником;
Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 1 080 руб. (4 500 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство.
Ежемесячно в течение полугода у работника будет удерживаться из заработной платы в счет частичного погашения причиненного работодателю ущерба по 2 250 руб. (13 500 руб. : 6 мес. х 1 мес). Такое удержание в бухгалтерском учете отражается проводкой:
- 2 250 руб. - осуществлено удержание из за работной платы работника части суммы при чиненного ущерба.
Потери от боя стеклянной тары с пищевыми продуктами и порожней стеклянной тары могут образоваться во время транспортировки, хранения и продажи. Они являются нормируемыми. Их предельный размер с товаром и порожней на складах не зависит от сроков хранения. Определяется же он:
по товарам в стеклянной таре (по каждому виду тары отдельно) на складах розничных и оптовых организаций - от полученного и отпущенного количества товаров в стеклянной таре, деленного на 2;
по порожней стеклянной таре (независимо от вида тары) в организациях розничной торговли - от отпущенного (сданного) количества порожней тары.
При транспортировке товара в стеклянной таре и порожней стеклянной тары автомобильным и гужевым транспортом нормы применяются ко всей партии перевезенного товара, оформленного отдельным сопроводительным документом.
Списание недостач товаров в стеклянной таре и порожней стеклянной тары в результате боя в пределах норм при транспортировке, хранении и отпуске производится по фактическим размерам на основании специального расчета, но не выше предельных норм.
Списание может производиться только после проведения инвентаризации и на основании ранее составленных актов по каждому факту боя стеклянной тары с товаром и порожней. При этом потери относятся в расходы на продажу в пределах норм:
по товарам в стеклянной таре - по покупным ценам. Разница же между продажной и покупной ценой относится за счет торговой наценки;
по порожней таре - по средним залоговым ценам.
Потери сверх норм возмещают виновные лица. Для расчета возмещаемой суммы при бое стеклянной тары с товаром используется учетная цена товара, при бое же порожней тары - ее средняя залоговая цена.
О. Митрич,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455