Таможенный контроль за соблюдением IP-прав
С вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ таможенные органы дополнительно к своим правоохранительным функциям по защите прав на объекты интеллектуальной собственности получили полномочия на приостановление выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, в целях предоставления возможности правообладателю защитить свои права в полном объеме. Однако реализация таможенными органами указанных полномочий предусматривает инициативу со стороны правообладателя, активная позиция которого во многом может определить эффективность применения процедуры приостановления выпуска товаров.
Российское законодательство предусматривает несколько способов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: гражданско-правовые (направленные на возмещение причиненного ущерба), административно-правовые (направленные на привлечение к административной ответственности) и уголовно-правовые (направленные на привлечение к уголовной ответственности). В частности, таможенные органы наделены полномочиями по возбуждению и ведению производства по делам о нарушении авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП РФ), а также о незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товаров (ст. 14.10 КоАП РФ). Реализуя данные полномочия, таможенные органы пресекают контрафактный ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию (с таможенной территории) Российской Федерации.
В случае если исходя из полученной при таможенном оформлении товаров информации следует, что такие товары могут обладать признаками контрафактных, то тогда, чтобы принять решение о возбуждении, например, административного дела по ст. 14.10 КоАП РФ, таможенному органу необходимо дополнительно получить ответы на следующие вопросы. Имеет ли соответствующий товарный знак правовую защиту на территории России, в частности зарегистрирован ли он в Роспатенте, и если да, то кто является его правообладателем? Ввозятся ли товары с нанесенными товарными знаками в Россию с согласия правообладателя и имеет ли импортер иные полномочия на использование товарных знаков на территории России?
Однако сделать это в отведенные законодательством сроки таможенного оформления и/или процессуальные сроки возбуждения административных дел таможенные органы зачастую не в состоянии. Предварительное представление правообладателем соответствующих сведений таможенным органам, а также своевременное его реагирование на случаи выявления товаров, обладающих признаками контрафактных, могут упростить указанную задачу.
Функции таможенных органов по пресечению незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности в рамках осуществления таможенного контроля были закреплены еще в Таможенном кодексе 1993 года (п. 9 ст. 10). Однако соответствующая система мер начала выстраиваться на уровне писем и распоряжений ГТК России (в настоящее время преобразован в ФТС России) только в 1997 году. Свое законодательное закрепление она получила с принятием Таможенного кодекса 2003 года, в котором процедуре приостановления выпуска таможенными органами товаров, обладающих признаками контрафактных (далее - процедура), посвящена глава 38. Следует отметить, что положения данной главы основаны на международных правилах*(1).
Условия применения процедуры
Таких условий несколько.
Во-первых, таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, в отношении только тех объектов интеллектуальной собственности, которые включены в таможенный реестр. Это не означает, что перемещение через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности, не включенных в указанный реестр, остается без внимания таможенных органов: они в рамках своих правоохранительных полномочий предпринимают меры по пресечению ввоза/вывоза контрафактных товаров, хотя из-за недостаточности информации о правовой охране объекта в России эти меры не всегда оказываются эффективными.
Во-вторых, процедура может быть применена в отношении не всех возможных объектов интеллектуальной собственности, а только следующих:
объекты авторского права (например, звуко- или видеозаписи, кино- и телепроизведения, программы для ЭВМ);
объекты смежных прав (например, права исполнителей, права производителей фонограмм);
товарные знаки;
знаки обслуживания;
наименования мест происхождения товаров.
Как видно, в приведенный перечень не попали изобретения, промышленные образцы, полезные модели и другие объекты интеллектуальной собственности, известные российскому законодательству.
Перечисленные объекты должны иметь правовую охрану на территории России, что должно подтверждаться соответствующими документами (например, свидетельством на товарный знак, зарегистрированным Роспатентом).
В-третьих, инициировать применение процедуры вправе только обладатель исключительных прав в отношении объектов интеллектуальной собственности, который может действовать как самостоятельно, так и через своего представителя (последнее актуально для иностранных компаний, не имеющих своего представительства на территории Российской Федерации). В качестве представителя иностранной компании может выступить один из ее российских дистрибьюторов либо любая другая российская организация или физическое лицо, которые наделены соответствующими представительскими полномочиями.
В-четвертых, заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр может быть подано только в том случае, если правообладатель имеет достаточные основания полагать, что возможно нарушение его исключительных прав в связи с перемещением через таможенную границу контрафактных товаров. То есть правообладатель должен предоставить таможенным органам не только сведения об объекте интеллектуальной собственности, исключительные права на который могут быть нарушены, но и информацию о товарах, которые, по его мнению, являются контрафактными.
И наконец, правообладатель должен взять на себя обязательство о возмещении возможного имущественного вреда импортеру в связи с приостановлением выпуска его товаров (например, расходы на хранение товаров, компенсация простоев транспортных средств, различные санкции, которые могут быть наложены на импортера в рамках внешнеторговых и иных контрактов), в случае если задержанные товары не окажутся контрафактными. Данное обязательство может быть обеспечено банковской гарантией или договором страхования на сумму не менее 500 тыс. руб. в отношении каждого объекта интеллектуальной собственности, указанного в заявлении.
Порядок применения процедуры
При принятии решения о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр ФТС России информирует об этом все таможенные органы Российской Федерации.
В свою очередь территориальные таможенные органы в случае выявления признаков контрафактности товаров в ходе их таможенного оформления приостанавливают выпуск таких товаров сроком на 10 рабочих дней и уведомляет об этом правообладателя. При этом последний получает право исследовать "подозрительные" товары, в частности брать пробы и образцы (в том числе для проведения необходимых видов экспертиз), фотографировать их или иными способами фиксировать сведения о товарах. Такое исследование позволяет правообладателю не только установить контрафактность товаров, но и получить необходимые доказательства их незаконного ввоза (вывоза). Исходя из результатов исследования правообладатель в течение срока приостановления выпуска товаров должен решить, каким образом он будет защищать свои права - путем подачи гражданского иска в арбитражный суд либо заявления о возбуждении дела (административного или уголовного) в правоохранительные органы.
При оценке возможных перспектив правообладателю следует учитывать как срок давности привлечения лиц к административной ответственности, так и возможность использования полномочий правоохранительных органов для получения необходимых доказательств. Поэтому представляется более целесообразным сначала обратиться с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, а затем на основании постановления по делу об административном правонарушении инициировать процедуру возмещения причиненного ущерба посредством арбитражного судопроизводства.
Следует также отметить, что согласно изменениям, внесенным в КоАП РФ*(2), по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 7.12 и 14.10, стало возможным проведение административного расследования. Одновременно увеличен и срок давности привлечения к административной ответственности, который теперь составляет 1 год.
"За" и "против" включения объекта интеллектуальной
собственности в таможенный реестр
В настоящее время в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности ФТС России насчитывается около 700 зарегистрированных товарных знаков. Среди них такие известные компании, как Procter & Gamble, Gillette, Nike, Adidas, крупные парфюмерные, алкогольные и кондитерские бренды. Как правило, решение о включении в реестр принимается компаниями, формирующими определенный сектор рынка.
В целях повышения результативности применения процедуры на всех уровнях системы таможенных органов (ФТС России - РТУ - таможня) создаются специальные подразделения, ответственные за организацию и осуществление мер по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности; отчеты по применению этих мер периодически представляются в ФТС России. Как результат - повышение активности таможенных органов: в 2004 году было возбуждено 254 дела об административных нарушениях, связанных с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности, в 2005 году - 390 дел, в течение 9 месяцев 2006 года - более 900 дел. Кроме того, с приобретением таможенными органами практического опыта применение процедуры становится все более эффективным.
В то же время правообладателям следует учитывать и возможные риски включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр. Прежде всего иностранным компаниям, являющимся владельцами исключительных прав, нужно прояснить текущую ситуацию с ввозом их товаров в Россию. Так, если российскими дистрибьюторами используются "непрозрачные" схемы импорта, то при включении товарного знака в таможенный реестр такие схемы могут быть раскрыты со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, в том числе и для иностранного поставщика. Поэтому в этом случае в первую очередь необходимо провести реструктуризацию сложившихся схем импорта товаров в целях приведения их в соответствие с таможенным законодательством Российской Федерации.
Следует также отметить, что в настоящее время ФТС России разработана программа мер по проверке каналов ввоза товаров, производимых и продаваемых под известными брендами, так что реструктуризация все равно потребуется, вопрос только в сроках ее проведения.
Проблемы и перспективы
Неурегулированность отдельных вопросов в области защиты интеллектуальной собственности порождает проблемы привлечения виновных лиц к ответственности. Так, например, достаточно ли одного лишь факта ввоза контрафактных товаров для привлечения организации-импортера к ответственности или необходимо, чтобы импортер являлся также производителем товаров, на которых им были размещены поддельные товарные знаки. Другой вопрос - является ли наличие умысла обязательным условием привлечения организации-импортера к административной ответственности. Пока эти вопросы получают различное толкование при рассмотрении соответствующих дел в судебных инстанциях. Судебная практика в этой области еще только формируется, поэтому выработка единых подходов является насущной необходимостью.
И в заключение о перспективах. В настоящее время разработаны поправки в Таможенный кодекс РФ, согласно которым таможенные органы будут наделены правом приостанавливать выпуск товаров по своему усмотрению (ex officio), т.е. без предварительного обращения правообладателя в ФТС России. Предоставление такого права таможенным органам полностью соответствует требованиям ВТО об усилении борьбы с ввозом контрафактной продукции и широко используется в странах Евросоюза, США и Японии. Однако есть опасения, что таможенные органы могут злоупотреблять этим правом, в частности, для решения поставленных перед ними фискальных задач.
А. Косов,
кандидат юридических наук,
ведущий консультант компании "Делойт"
Ю. Волков,
старший менеджер компании "Делойт"
"Налоговая политика и практика", N 3, март 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Марракеш, 15.04.1994).
*(2) Федеральный закон от 27.12.2005 N 193-ФЗ (вступил в силу 09.01.2006).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru