Банк России отвечает и спрашивает
Регулирование ЦБ РФ деятельности коммерческих банков
Ассоциация региональных банков России (ассоциация "Россия") направила в департамент платежных систем и расчетов Банка России перечень вопросов, подготовленных банками для встречи с руководителями Банка России и его департаментов по теме "Регулирование ЦБ РФ деятельности коммерческих банков" 1-2 февраля 2007 года в ОПК "БОР".
1. В связи с письмом Банка России от 17.07.06 N 08-17/2540 "О применении Указания Банка России от 14.11.01 N 1050-У" в банк обращаются клиенты - индивидуальные предприниматели (в том числе применяющие специальные налоговые режимы) по вопросу о распространении на них действия порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40, при совершении ими кассовых операций, в том числе о необходимости ведения кассовых книг
Также с многочисленными вопросами обращаются предприятия и организации, применяющие специальные налоговые режимы (ЕНВД, упрощенная система налогового учета и т.д.), ссылаясь на то, что для них нет необходимости вести кассовую книгу, так как для них установлено ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
В ходе работы по проведению проверок соблюдения клиентами банка порядка работы с денежной наличностью у банка возникает вопрос о включении в список предприятий, подлежащих контролю, негосударственных некоммерческих организаций.
В связи с этим просим разъяснить:
должен ли банк устанавливать лимиты остатка кассы для индивидуальных предпринимателей, а также для предприятий и организаций, применяющих специальные налоговые режимы;
обязан ли банк осуществлять проверки соблюдения вышеперечисленными клиентами порядка работы с денежной наличностью;
каким образом индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать нормы порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, если имущество, используемое в хозяйственном обороте, фактически неотделимо от личного имущества индивидуального предпринимателя и членов его семьи, и он может расходовать денежные средства, полученные от осуществления им предпринимательской деятельности, в том числе на свои личные нужды, а также использовать свои личные денежные средства в своей предпринимательской деятельности;
подлежат ли контролю по соблюдению порядка работы с денежной наличностью негосударственные некоммерческие организации (гаражно-строительные кооперативы, общественные организации ветеранов, садовые общества, товарищества собственников жилья, общественные, социальные и благотворительные фонды, спортивные клубы, религиозные организации, образовательные учреждения и т.д.).
2. Вопросы в области денежного обращения.
При осуществлении банком проверок ведения кассовой дисциплины часто выявляются случаи:
расходования собственной выручки при наличии бюджетной картотеки к расчетному счету. В Федеральную налоговую службу РФ банк постоянно и неоднократно сообщает о выявленных нарушениях. Однако банк не получает ответ от налоговых служб о проведенной контрольной проверке или о принятых мерах в отношении изложенных фактов. Какие действия должен предпринимать банк, если данное нарушение не несет административной ответственности (в Кодексе РФ "Об административных правонарушениях" не предусмотрено никаких штрафных санкций);
использования денежных средств из выручки на цели, не предусмотренные действующими нормативными указаниями и не согласованные с банком. При выявлении нарушений банк уведомляет о негативных фактах руководителя предприятия или отзывает разрешение на расходование средств из выручки. Чаще всего у предприятия открыты расчетные счета в нескольких банках, что дает возможность оформить аналогичное разрешение в другом банке. Банк не имеет реальных рычагов воздействия на организацию-нарушителя. Если предприятие продолжает нарушать порядок ведения кассовых операций и расхода средств из выручки, будут ли разработаны меры воздействия. Либо работа банков по проверке порядка ведения кассовых операций будет и дальше сводиться к бесконечной и бесполезной переписке с клиентами.
При работе с индивидуальными предпринимателями (ИП) у банков возникают проблемы в связи с неоднозначностью трактовок по отнесению ИП к юридическим и физическим лицам. В частности, появляются вопросы, приравнивать ли ИП к юридическим лицам при расчетах наличными денежными средствами и распространяется ли на них действие "Порядка ведения кассовых операций в РФ" от 22.09.93 N 40 при установлении лимита, включении ИП в план проверки кассовой дисциплины. Для банков эти вопросы имеют существенное значение, учитывая количество счетов индивидуальных предпринимателей.
3. В связи с вводом Инструкции Банка России от 16.09.06 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" просим разъяснить, вправе ли банк:
закрыть банковский счет при прекращении договора банковского счета и исключить счет из книги регистрации открытых лицевых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения договора банковского счета, при отсутствии денежных средств на банковском счете;
закрыть счет по вкладу (депозиту) при прекращении договора вклада (депозита), в том числе его исполнении, и исключить счет по вкладу (депозиту) из книги регистрации открытых счетов в день возникновения нулевого остатка на счете вклада (депозита), если иное не установлено договором вклада (депозита).
4. Просим разъяснить, необходимо ли, согласно пункту 3.3 главы 3 Положения ЦБ РФ от 24.12.04 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", при осуществлении операций по выдаче наличных денежных средств в пунктах выдачи наличных по платежной карте с использованием АСП подписывать в обязательном порядке кассиром и держателем платежной карты экземпляры чека банка и клиента.
Департамент платежных систем и расчетов ЦБ РФ сообщил следующее.
По первому и второму вопросам.
Согласно мнению юридического департамента, нормы Указания Банка России от 14.11.01 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" распространяются на случаи расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями, о чем было сообщено в письме Банка России от 17.07.06 N 08-17/2540.
По вопросу распространения в отношении индивидуальных предпринимателей нормативных актов Банка России, касающихся организации наличного денежного обращения указанных субъектов хозяйственной деятельности, в частности, установления лимита остатка наличных денег в кассе, осуществления учреждениями банков проверок за соблюдением индивидуальными предпринимателями правил работы с наличными деньгами, Банком России подготавливаются соответствующие предложения по совершенствованию правового регулирования в этой части.
В отношении порядка расходования денежных средств из выручки, поступающей в кассы организаций, в настоящее время департаментом подготовлен и согласован с заинтересованными департаментами проект Указания "Об ограничении расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступающих в кассы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в Российской Федерации", предусматривающий актуальный перечень целей расходования денежных средств из выручки, отвечающий деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях.
Упомянутые в письме гаражно-строительные кооперативы, общественные организации ветеранов, садовые общества, товарищества собственников жилья, общественные, социальные и благотворительные фонды, спортивные клубы, религиозные организации, образовательные учреждения и т.д.. относящиеся по своему статусу к негосударственным некоммерческим организациям, независимо от своей организационно- правовой формы, в соответствии с пунктом 2.14 Положения N 14-П подлежат контролю со стороны учреждений банков по вопросам соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью как организации.
По третьему вопросу.
Что касается порядка применения Инструкции Банка России от 14.09.06 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", порядок и сроки закрытия банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), в том числе при отсутствии на них денежных средств (возникновении нулевого остатка), урегулированы главами 8, 9 указанной инструкции.
Так, пунктом 8.5 инструкции прямо установлено, что при отсутствии денежных средств на банковском счете указанный счет подлежит исключению из книги регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения договора банковского счета. В соответствии с пунктом 9.2 инструкции исключение счета по вкладу (депозиту) из книги регистрации открытых счетов осуществляется банком в день возникновения нулевого остатка на счете вклада (депозита), если иное не установлено договором вклада (депозита).
По четвертому вопросу.
Гражданским законодательством (ст. 160 ГК РФ) при совершении сделки в письменной форме допускается использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи (далее - АСП) в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с Положением Банка России от 24.12.04 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П) (п. 3.2, 3.3) АСП могут использоваться кредитными организациями и клиентами при составлении документа по операциям с использованием платежной карты. В этом случае требования о наличии подписи держателя платежной карты и подписи кассира считаются выполненными в отношении копии указанного документа, составленного на бумажном носителе (например, экземпляра чека кредитной организации и держателя платежной карты), в связи с чем проставление подписи кассира и держателя платежной карты в указанном документе не требуется.
Поскольку Положение N 266-П не устанавливает требования по порядку формирования и использования АСП при составлении документа по операциям с использованием платежной карты, использование АСП (кроме электронно-цифровой подписи) осуществляется в порядке, устанавливаемом договором банковского счета.
Ограничение на предельную величину вклада имущества в неденежной форме Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.04 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (п. 17.3) установлено ограничение на величину вклада в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме: вклады в уставный капитал в виде имущества в неденежной форме не могут превышать 20% уставного капитала кредитной организации (с учетом его увеличения).
Требует пояснения, следует ли ограничение на предельную величину вклада имущества в неденежной форме рассчитывать с учетом имущества, ранее внесенного в уставный капитал?
В случае если предельная величина вклада имущества в неденежной форме рассчитывается с учетом имущества, внесенного в уставный капитал ранее, то по какой стоимости следует учитывать имущество, ранее внесенное в оплату уставного капитала? Требуется ли учитывать и по какой стоимости реализованное и списанное имущество, ранее внесенное в уставный капитал?
Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ в ответ на запрос ассоциации "Россия" относительно порядка формирования уставного капитала кредитных организаций неденежными средствами сообщил следующее.
В соответствии с пунктом 17.3 Инструкции Банка России от 14.01.04 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", вклады в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме не могут превышать 20% уставного капитала кредитной организации (с учетом его увеличения). Установленное ограничение рассчитывается с учетом имущества, ранее внесенного в уставный капитал кредитной организации. Имущество, ранее внесенное в уставный капитал кредитной организации, принимается для расчета максимально допустимого размера вклада в неденежной форме в уставный капитал кредитной организации в размере оплаченного им вклада. В случае последующей реализации имущества, внесенного ранее в уставный капитал кредитной организации, доля уставного капитала кредитной организации, оплаченная таким имуществом, не учитывается при расчете указанного выше ограничения.
Совершенствование подходов к оценке ссудной задолженности
Департамент банковского регулирования и надзора ЦБ РФ в целях совершенствования подходов к оценке ссудной задолженности и в связи с подготовкой проекта Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - проект) обратился в Ассоциацию региональных банков России с просьбой высказать свое мнение по следующим вопросам.
1. Проектом предполагается ввести требование в отношении качества используемой банком информации о заемщике. Под качественной понимается полная, актуальная и достоверная информация. Поскольку в рамках обсуждения размещенного на сайте Банка России проекта от ряда банков поступило предложение об установлении в Положении N 254-П критериев качества информации, просим по возможности сообщить конкретные предложения по данному вопросу.
2. В пункте 3.7.2.2 Положения N 254-П проектом предполагается внести уточнение, предусматривающее, что ссуда может не признаваться реструктурированной, если:
договор, на основании которого предоставляется ссуда, содержит условия, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки, порядка ее расчета) и параметры этих изменений;
указанные условия наступают фактически;
соблюдаются параметры изменений условий исполнения обязательств по ссуде, предусмотренные договором о предоставлении ссуды.
Следует ли указать в Положении N 254-П конкретные условия и параметры изменений. В случае, если следует, то что, с вашей точки зрения, целесообразно предусмотреть в качестве условий и параметров.
Одновременно департамент в рамках деятельности Банка России по созданию условий для развития рынка банковских услуг и, в частности, потребительского кредитования просит сообщить мнение по вопросам, касающимся так называемого экспресс-кредитования.
Что следует понимать под экспресс-кредитованием?
Каковы наиболее существенные, с точки зрения ассоциации, общепризнанные, отличительные признаки (критерии) и условия экспресс-кредитования?
Следует ли в рамках нормативных документов Банка России (например, Положения N 254-П) предусматривать специальные подходы (требования) к оценке кредитного риска по экспресс-кредитам. Если следует, то какими могут быть эти подходы (требования)?
По мнению экспертов ассоциации, критерии качества информации о заемщике должны быть раскрыты во внутренних документах кредитной организации.
Относительно качества финансовой информации эксперты предлагают применительно к юридическим лицам внести следующие изменения:
не применять для годовой отчетности существующее в настоящее время требование для заемщиков-юрлиц о предоставлении финансовой информации не реже одного раза в квартал, так как достоверная годовая отчетность (т.е. с печатью налогового органа) может быть предоставлена только после 31 марта;
исходя из этого установить срок предоставления годовой отчетности в банк - 30 апреля года, следующего за отчетным;
если по обоснованным причинам заемщик (контрагент) не имеет возможности предоставить отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета за требуемый период времени, анализ может проводиться на основании данных отчетности по международным стандартам или управленческой отчетности, заверенной уполномоченными лицами компании.
Что касается физических лиц, то эксперты считают что информацию о заемщике можно считать полной, если в банк представлены следующие документы:
заявление-анкета заемщика, содержащая ФИО, дату и место рождения, данные документа удостоверяющего личность, адрес регистрации и фактического места жительства, семейное положение, место работы и занимаемую должность, стаж работы;
документ удостоверяющий личность;
информация о доходах заемщика;
информация о месте работе.
Информация может считаться актуальной, если с момента выдачи справки до момента принятия решения прошло не более трех месяцев.
Подтверждением хорошего финансового состояния физического лица на протяжении периода кредитования является надлежащее обслуживание долга.
Информация может считаться достоверной, если служба безопасности произвела идентификацию заемщика.
Эксперты предлагают указать в проекте конкретные условия и параметры изменений, в результате которых ссуда может не признаваться реструктурированной. К таким параметрам целесообразно было бы отнести наличие условий в договоре (на основании которого предоставляется ссуда), при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме: изменение графика погашения задолженности при поэтапном погашении долга, снижение процентной ставки (в случае плавающей процентной ставки, изменения ставки рефинансирования Банка России).
Если кредитным договором не будет предусмотрена возможность изменения его существенных условий, тогда, при их фактическом наступлении, ссуда должна признаваться реструктурированной.
Эксперты считают, что под экспресс-кредитованием следует понимать кредитование населения с использованием банковских карт с установлением лимита (задолженности, выдачи) с упрощенной процедурой и минимальным сроком оформления. К существенным отличительным признакам экспресс-кредитования относятся:
оформление кредита вне офисов банка - непосредственно в торговых точках;
минимальный перечень документов для оформления кредита (паспорт, военный билет, заявление), в которых отсутствуют документы, подтверждающие доход заемщика, заверенные его работодателем;
выдача заемщику кредитной карты;
отсутствие обеспечения;
минимальный срок оформления кредита (до 30 мин.).
В рамках нормативных документов Банка России следует предусмотреть специальные подходы к оценке кредитного риска по экспресс-кредитам: анализ величины поступлений (зарплаты, других доходов) на текущий счет заемщика, открытый в банке, анализ соблюдения требования по сроку стажа на последнем месте работы (например, один год).
Вопросы применения Указания N 1725-У
В практике кредитных организаций - членов Ассоциации российских банков (АРБ) возникла проблема, связанная с применением Положения ЦБ РФ от 24.12.04 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершенных с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П).
Из редакции пунктов 2.3 и 2.4 Положения N 266-П можно сделать вывод, что расчетные операции по предоплаченным картам могут производиться только в той валюте, которая была внесена владельцем карты в банк-эмитент для расчетов с ее использованием. Таким образом, получается, что держатель предоплаченной карты не может рассчитаться карточкой в иной валюте, чем валюта карты.
В результате клиенты, внесшие рубли за предоплаченную банковскую карту, не могут воспользоваться ею за границей, а валютные предоплаченные карты не могут быть использованы на территории России. Это обстоятельство вызывает ряд неудобств практического характера и недоумение со стороны иностранных банков. Также невозможно технологически определить валюту расчета в момент авторизации, в то время как заблокировать операцию можно только при ее авторизации.
Спецификой продукта "предоплаченная карта" является то, что взаимоотношения банка-эмитента и клиента заканчиваются в момент покупки предоплаченной карты. Далее, в соответствии с Положением N 266-П банк-эмитент осуществляет расчеты с платежной системой от своего имени.
Таким образом, в момент расчетов с системой возникают правовые отношения между банком-эмитентом и платежной системой, которые не связаны с операцией продажи клиенту банка-эмитента предоплаченной карты.
Кроме того, запрет конверсионных операций при оплате предоплаченными картами фактически означает не основанный на законе запрет на осуществление отдельных конверсионных операций для банка, имеющего лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте.
Поскольку указанное ограничение не соответствует общей тенденции либерализации валютного законодательства и препятствует дальнейшему развитию "карточного" бизнеса, АРБ обратилась в Банк России с просьбой изменить редакцию пунктов 2.3 и 2.4 Положения N 266-П.
Банк России рассмотрел вопросы, касающиеся конверсионных операций по предоплаченным картам, и сообщил следующее.
Согласно пункту 4.60 части II Положения Банка России от 05.12.02 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", кредитные организации осуществляют конверсионные операции для клиентов - физических лиц в случае купли-продажи иностранной валюты в безналичной форме - с использованием банковских счетов клиентов, а в случае купли-продажи иностранной валюты в наличной форме - через пункты обмена валюты.
На основании пункта 1.13 Положения Банка России от 24.12.04 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П) при совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты банковский счет не открывается, при этом у кредитной организации возникает обязательство по исполнению требования держателя карты в валюте ее приобретения.
В этой связи у держателя предоплаченной карты отсутствуют правовые возможности дать кредитной организации распоряжение об изменении валюты обязательства, возникшего в момент приобретения физическим лицом предоплаченной карты.
Учитывая изложенное, на основании пунктов 1.5. 1.6 Указания Банка России от 21.09.06 N 1725-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24.12.04 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" клиенты - физические лица с использованием предоплаченных карт могут осуществлять операции только в той валюте, в которой клиент вносит обеспечение для их проведения.
Уточнение пунктов 2.3, 2.4 Положения N 266-П не требуется.
Проблемы с исполнением требований Закона N 115-ФЗ
По просьбе кредитных организаций, в деятельности которых возникают проблемы с исполнением требований Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), АРБ обратилась в Банк России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности направления в территориальные учреждения ЦБ РФ рекомендации о неприменении к кредитным организациям мер ответственности за нарушения требований Закона N 115-ФЗ, совершенные до 1 января 2006 года, а также поддержать инициативу банковского сообщества в части внесения изменений в действующее законодательство, направленных на подробную регламентацию ответственности кредитной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона N 115-ФЗ.
Сложности исполнения Закона N 115-ФЗ обусловлены, прежде всего, нестабильностью его положений, связанной с внесением в течение непродолжительного периода времени различных изменений, а также неоднозначностью толкования его отдельных норм. Также до настоящего времени в судебной практике не сформировался единый подход к рассмотрению дел, возникающих из споров по вопросам применения норм Закона N 115-ФЗ. В свою очередь, вследствие отсутствия до недавнего времени единой программы обучения сотрудников уровень подготовки квалифицированных специалистов в сфере ПОД/ФТ все еще остается в среднем невысоким, что в ряде случаев приводит к техническим нарушениям законодательства о ПОД/ФТ
Немаловажным представляется и то, что лишь в последнее время появилось специальное программное обеспечение, позволяющее кредитной организации эффективно контролировать исходящие сообщения. Кроме того, меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством за нарушение правил ПОД/ФТ, не соответствуют характеру совершаемых правонарушений при неисполнении или ненадлежащем исполнении Закона N 115-ФЗ.
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России сообщил следующее.
В настоящее время рост объемов отмывания преступных доходов занимает одно из лидирующих мест среди наиболее тревожных тенденций в мировой статистике финансовых преступлений. В связи с этим борьба с отмыванием преступных доходов становится одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед международным сообществом в целом и перед каждым государством в отдельности.
В соответствии с международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией (Конвенция ООН против транснациональной преступности, Конвенция ООН против коррупции, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма) страны-участники обеспечивают, чтобы к юридическим лицам применялись эффективные, соразмерные и действенные уголовные, гражданско-правовые или административные санкции, оказывающие сдерживающее воздействие и учитывающие степень опасности подобного рода правонарушений.
В большинстве стран Европейского союза, США и Японии в соответствии с международными стандартами отмывание денег признано тяжким преступлением, которое в соответствии с законами этих стран предусматривает длительные сроки наказания и крупные размеры штрафов.
Как показывает практика зарубежных стран, в отношении банков, нарушивших требования законодательства в сфере ПОД/ФТ, применяются достаточно жесткие меры. Так, за нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ были отозваны лицензии у BCCI (Bank of Commerce and Credit International, Люксембург) в 1991 году, закрыты четыре отделения Citibank Japan (Япония) в 2004 году. Кроме того, в последние годы огромным штрафам за нарушения законодательства в сфере борьбы с отмыванием денег подвергались многие банки, например, в 2006 году Beach Bank (США) оштрафован на сумму 800 тыс. долл., в 2005 году филиал банка ABN Amro в Нью-Йорке заплатил штраф в размере 80 млн долл., филиал банка Arab Bank's в Нью-Йорке - 24 млн долл., в 2004 году Riggs Bank (США) - 25 млн долл., AmSouth Bank (США) - 10 млн долл. и 40 млн долл. были конфискованы Департаментом юстиции США в 2005 году, в 2003 году Banco Popular (США) - 20 млн долл., в 2002 году Royal Bank of Scotland - 750 тыс. фунтов стерлингов.
Представляется, что российское законодательство содержит адекватные и необходимые меры ответственности в области ПОД/ФТ, соответствующие международным стандартам, в том числе требованиям международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией.
Таким образом, введение моратория на применение к кредитным организациям мер воздействия за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть поддержано.
По вопросу о внесении изменений в законодательство РФ, направленных на подробную регламентацию ответственности кредитной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ, ЦБ РФ отметил следующее.
В настоящее время Банк России как надзорный орган применяет меры воздействия к кредитным организациям за нарушения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, руководствуясь статьей 74 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Порядок применения мер воздействия к кредитным организациям установлен Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" с учетом особенностей, рекомендованных в письме Банка России от 13.07.05 N 98-Т "О методических рекомендациях по применению Инструкции Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с учетом письма Банка России от 23.12.05 N 157-Т "О порядке применения письма Банка России от 13.07.05 N 98-Т").
Следует отметить, что применение к кредитным организациям мер воздействия за допущенные в области ПОД/ФТ нарушения осуществляется Банком России с учетом целого ряда факторов, характеризующих деятельность кредитной организации. Принимаются во внимание характер допущенного нарушения, причины, обусловившие возникновение нарушения, общее финансовое состояние кредитной организации и ее положение на федеральном и региональном рынке банковских услуг, а также возможность его ухудшения вследствие принимаемых к кредитной организации мер воздействия.
В то же время в ЦБ РФ считают возможным согласиться с предложением о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся конкретизации круга нарушений Федерального закона N 115-ФЗ, которые являются основанием для отзыва у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций.
Вместе с тем отмечается, что внесение изменений в нормативные акты Банка России, предусматривающие меры воздействия за нарушения кредитными организациями нормативных актов в области ПОД/ФТ, возможно только после внесения соответствующих изменений в федеральные законы.
Охрана труда в кредитных организациях
АРБ обратилась в Банк России с просьбой высказать официальную позицию относительно неправомерного распространения части I статьи 217 ТК РФ на кредитные организации.
В письме отмечается, что в соответствии с частью I статьи 217 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Руководствуясь указанной нормой, должностные лица государственной инспекции труда Федеральной службы по труду и занятости РФ приравнивают кредитные организации к организациям, осуществляющим производственную деятельность, и предъявляют к ним требования создавать службы охраны труда или вводить должности специалиста по охране труда.
Однако представители банковского сообщества полагают, что отнесение кредитных организаций к организациям, осуществляющим производственную деятельность, является ошибочным. В соответствии с частью V статьи 5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной,торговой и страховой деятельностью. Кроме того, согласно статье 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности влечет наложение соответствующей ответственности.
Юридический департамент по поручению руководства Банка России рассмотрел запрос и сообщил следующее.
В соответствии с частью I статьи 217 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Как установлено частью IX статьи 209 ТК РФ, под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг
Поскольку осуществление банковской деятельности, связанной с кредитованием (гл. 42 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)), расчетами и кассовыми операциями (гл. 46 ГК РФ), валютным обменом, а также хранением и перевозками ценностей (гл. 47 ГК РФ) и другими финансовыми операциями, относится к сфере услуг (ч. II ст. 779 ГК РФ), полагаем, что на кредитные организации распространяется действие статьи 217 ТК РФ.
Кроме того, организация процесса осуществления банковской деятельности, оказания финансовых услуг напрямую связана с использованием технических средств, оборудования, механизмов и людских ресурсов. В соответствии со статьей 22 ТК РФ в обязанность работодателя входит обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ в числе других прочих обязанностей работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и др.
Одновременно в ЦБ РФ обращают внимание на то. что вопросы, связанные с трудовыми отношениями кредитных организаций, не входят в компетенцию Банка России.
"Бухгалтерия и банки", N 5, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540