Комментарий к письму Минфина РФ
от 3 апреля 2007 г. N 03-05-06-01/24
Налог на имущество традиционно вызывает множество вопросов у бухгалтеров. Так, фирма решила разобрать здание. Процесс демонтажа может занять несколько месяцев. Как в такой ситуации платить этот налог? Пока здание числится в составе основных средств, его стоимость считают объектом налогообложения. Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, когда компания имеет право списать постройку с баланса.
Как разъяснили финансисты, разбираемое здание будет объектом налогообложения до "окончания процедуры выбытия". Их вывод основан на положениях Плана счетов. Документ предусматривает, что при списании здания к счету 01 открывают субсчет "Выбытие основных средств". По дебету этого субсчета отражают стоимость выбывающего объекта. А в кредит относят сумму накопленной амортизации. Остаточную стоимость имущества списывают на счет 91. Причем, согласно Плану счетов, эту проводку делают "по окончании процедуры выбытия".
Пример
ООО "Мир" в феврале 2007 года приняло решение снести здание цеха. В этом же месяце его начали разбирать. Но только в апреле постройку демонтировали полностью. В апреле был подписан акт о ликвидации здания, и бухгалтер списал его с учета. Первоначальная стоимость основного средства - 950 000 руб. Сумма амортизации, начисленной к моменту списания, - 573 800 руб.
Бухгалтер "Мира" сделал такие проводки:
февраль
Дебет 01 субсчет "Выбытие ОС" Кредит 02
- 950 000 руб. - отражена первоначальная стоимость демонтируемого здания;
апрель
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие ОС"
- 573 800 руб. - списана начисленная амортизация;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие ОС"
- 376 200 руб. (950 000 - 573 800) - списана остаточная стоимость здания.
Остаточная стоимость здания составляла:
- на 1 января 2007 года - 380 000 руб.;
- на 1 февраля 2007 года - 379 050 руб.;
- на 1 марта 2007 года - 378 100 руб.;
- на 1 апреля 2007 года - 377 150 руб.
Налог на имущество (ставка - 2,2%) в отношении здания за 2007 год равен:
(380 000 руб. + 379 050 руб. + 378 100 руб. + 377 150 руб.) : 13 х 2,2% = 2563 руб.
Можно ли списать постройку, не дожидаясь завершения демонтажа? План счетов не поясняет, что считать "окончанием процедуры выбытия". В то же время ПБУ "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) предусматривает, что списанию подлежат объекты, которые не способны приносить организации доход. Выходит, подписать акт о ликвидации и списать с баланса здание, которое предназначено под снос, можно и раньше, чем его разберут. Но инспекторы скорее всего такой подход не одобрят.
М.С. Голубева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 10, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.