"Развитие законодательства о налогах и сборах"
(интервью с С.В. Разгулиным, заместителем директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России)
В юбилейном номере "БУХ.1С" мы не только вспоминаем наиболее важные события, произошедшие в сфере бухгалтерского учета, налогообложения и автоматизации за прошедшие 5 лет, но и оцениваем некоторые перспективы. О развитии законодательства о налогах и сборах мы попросили рассказать С.В. Разгулина, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
- Сергей Викторович, в последние годы неоднократно говорилось о завершении налоговой реформы. Вместе с тем, поправки в налоговое законодательство вносятся постоянно...
- К настоящему времени формирование российской налоговой системы в целом закончено. Самое главное - создана законодательная основа налоговых отношений. Правительством одобрены Основные направления налоговой политики, которыми каких-либо глобальных изменений в налоговой сфере не запланировано. Однако социально-экономические преобразования в стране, включение России в мировые экономические процессы "требуют" поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства в 2007-2010 годах будет развиваться еще достаточно динамично.
- Какие меры налоговой политики могут быть предприняты для развития отечественного бизнеса?
- В этом направлении предлагается стимулировать создание холдингов на территории страны. В частности, устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами. Речь идет о стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Одним из условий является владение не менее чем 50%-ной долей в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды, при том, что такая компания не находится в списке государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения (оффшорные зоны). Соответствующий закон уже принят Государственной Думой*(1).
Предлагается внедрить широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций. Это позволит суммировать финансовый результат в целях налогообложения различным налогоплательщикам, входящим в состав холдинга или группы компаний.
Распределение налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ будет осуществляться по аналогии с правилами распределения между бюджетами налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений.
То есть пропорционально средней арифметической доле компании-участника консолидированной группы в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.
- Каким условиям должна отвечать консолидированная группа?
- Группой считаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Материнская компания несет ответственность за подачу декларации от имени всех компаний-членов группы.
Необходимо ввести определенный метод учета экономического вклада компаний-членов в группу компаний, экономических льгот, полученных компаниями-членами, а также способов корректировки в случае выхода компании из группы.
Но наряду с этим должны быть законодательно ограничены возможности получения необоснованной налоговой выгоды.
- Вы имеете ввиду контроль за трансфертным ценообразованием?
- В основе трансфертного ценообразования лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от той цены, которая была бы применена двумя независимыми лицами.
Среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета и т.д. Еще одним негативным эффектом использования связанными или контролируемыми компаниями трансфертного ценообразования является перемещение мобильной налоговой базы между регионами страны.
Компании, которые применяют трансфертное ценообразование и значительно минимизируют налоговые обязательства, могут находиться вне области контроля налоговых органов, так как формулировки статьи 20 Налогового кодекса затрудняют доказывание взаимосвязанного характера сторон сделки, если ценовые отклонения, применяемые сторонами сделок, находятся в пределах предусмотренного 20-процентного коридора. Методы определения рыночных цен и источники информации о них недостаточно детально регламентированы в статье 40 НК РФ.
Наряду с этим действующие нормы статей 20 и 40 НК РФ в ряде случаев могут приводить к дополнительным издержкам добросовестных налогоплательщиков.
- Как предлагается изменить порядок налогового контроля за ценообразованием?
- Основной задачей налоговых органов является не "борьба с трансфертными ценами", а недопущение бюджетных потерь от их использования.
Как правило, крупные холдинги, включающие большое количество компаний, построены с использованием достаточно сложных схем и отношений собственности.
Поэтому перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми расширяется за счет дополнительных случаев, в законодательство вводится порядок определения долей прямого и косвенного участия организации.
Также сохраняется возможность признания лиц взаимозависимыми на основании судебных решений.
Организации, совершающие контролируемые сделки, обязаны будут уведомлять налоговые органы о фактах совершения таких сделок и их основных параметрах.
Вместе с тем, перечень сделок, цена которых в целях налогообложения может быть скорректирована налоговыми органами, должен быть закрытым. Речь идет, в первую очередь, о сделках между взаимозависимыми лицами, а также о сделках между лицами, взаимная зависимость которых может презюмироваться в силу особых условий заключения таких сделок - внешнеторговые сделки с компаниями, являющимися налогоплательщиками в низконалоговых юрисдикциях, а также товарообменные (бартерные) сделки. От такого основания контроля как колебание цен в пределах непродолжительного периода предполагается отказаться.
Кроме того, возможно введение института предварительных соглашений о ценообразовании.
В случае полного выполнения условий таких соглашений цена сделки в целях налогообложения признается рыночной без дополнительных оценок.
Имеются и другие предложения по противодействию избежанию налогообложения.
- Например?
Не распределяемый между учредителями доход иностранной дочерней компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль как доход ее материнской компании. Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.
В главе 25 НК РФ должен указываться ряд условий, которые будут обуславливать возникновение налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями.
В тесной связи с проблемой налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний находится определение в налоговом законодательстве понятия налогового резидента применительно к налогоплательщикам-юридическим лицам.
Критериями резидентства выступают место управления и резидентство участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом.
В случае признания организации налоговым резидентом РФ на том основании, что она контролируется налоговыми резидентами РФ, указанная организация в отношении полученных доходов должна будет доплатить в российский бюджет налог на прибыль по ставке, составляющей разницу между ставкой налога на прибыль в государстве, где она зарегистрирована, и российской ставкой.
- Сергей Викторович, с 2007 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, которые направлены на совершенствование налогового администрирования. Вместе с тем, одним из наиболее актуальных является налоговое администрирование НДС. Какие изменения возможны в этой части?
- Следует отметить, что для предотвращения неправомерного возмещения НДС из бюджета необходимо закрепление дополнительных требований к регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поскольку значительная доля организаций регистрируется без намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность, следующим уровнем должны стать требования, предъявляемые к лицам, представившим заявления о регистрации в качестве налогоплательщиков НДС.
Иными словами, предполагается отдельная система регистрации в качестве налогоплательщиков НДС лиц, выручка которых превышает некоторую законодательно установленную величину (от 4 до 20 миллионов рублей в год). При регистрации новой компании необходимо установить срок, в течение которого налогоплательщик должен достигнуть этот объем выручки для того, чтобы регистрация в качестве налогоплательщика НДС стала для него обязательной.
В рамках указанной системы будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре.
Особое значение приобретает активизация отношений с зарубежными налоговыми и финансовыми органами стран, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, по эффективному обмену информацией в области косвенных налогов.
- Незавершенной остается глава Налогового кодекса о налоге на недвижимость...
- Введение налога на недвижимость должно быть связано не только с принятием соответствующей главы НК РФ. Остаются неурегулированными механизмы введения данного налога.
Объектом налогообложения признается единый объект недвижимости, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения. Таким образом, одной из основных задач при введении нового налога должно стать формирование и регистрация права на единый объект недвижимости, а также оценка его стоимости в целях налогообложения.
Так, оценка налоговой базы предполагает, во-первых, определение уровня, на котором должна происходить данная оценка.
Опыт кадастровой оценки земли федеральной структурой показал, что подобный подход является чрезмерно централизованным, не позволяет учитывать местные особенности. Применительно к оценке недвижимости целесообразно осуществление оценки либо специализированными структурами регионального уровня, либо муниципальными образованиями в соответствии с централизованно устанавливаемыми методиками. Возможно, на первом этапе может быть предложено несколько альтернативных методик, адаптированных к разным типам муниципальных образований с различным уровнем развития рынка недвижимости.
В этом случае выбор конкретной методики должен оставаться за органами местного самоуправления.
- Что изменится в налогообложении доходов физических лиц?
- Изменения, в основном, связаны с совершенствованием системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.
Социальные налоговые вычеты на сумму расходов на собственное обучение, а также на сумму расходов на лечение, могут быть объединены с соответствующим увеличением предельной общей суммы такого вычета до 100 тысяч рублей.
Налогоплательщик, таким образом, помимо увеличения абсолютной суммы вычета получит возможность использовать вычет по своему выбору.
- Будет ли изменен единый социальный налог?
- Какие-либо изменения возможны одновременно с принятием концептуальных решений о развитии системы пенсионного и социального обеспечения, пенсионного, социального и медицинского страхования в долгосрочной перспективе.
По нашему мнению, следует создавать условия для развития добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, налоговый вычет по НДФЛ может быть распространен на сумму отчислений налогоплательщика на осуществление добровольного пенсионного страхования.
Существующий порядок налогообложения, при котором пенсионные взносы облагаются налогом на доходы физических лиц "на входе", то есть при осуществлении таких взносов, является препятствием для развития рынка добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.
При этом облагается налогом инвестиционный доход и не облагаются налогами пенсионные выплаты и выкупные суммы. Оправданным выглядит переход к системе налогообложения, при которой налогообложению подлежат только пенсионные выплаты.
Необходимо освобождение от налогообложения на входе в систему (уплата взносов) и внутри системы (получение инвестиционного дохода).
В целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц.
- Что можно отметить из иных поправок?
- В настоящее время Государственной Думой рассматривается законопроект о налогообложении инновационной деятельности.
Предлагается освободить от налогообложения НДС реализацию любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к новой или усовершенствованию производимой продукции. В состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль научных организаций, включить средства, получаемые из различных фондов научных исследований.
В отношении основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, к основной норме амортизации установить повышающий коэффициент (не более 2).
Предполагается, что эти меры вступят в силу с 1 января 2008 года.
В рамках особых экономических зон портового типа предполагается создание на их территории режима свободной таможенной зоны.
Начиная с 1 июля 2009 года размещение объектов игорного бизнеса вне специально отведенных зон, расположенных на территориях пяти субъектов РФ, будет запрещено. Соответственно, к этому моменту необходимо, с одной стороны, компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов, которые не будут получать доходы от налога на игорный бизнес в силу отсутствия на их территориях объекта налогообложения, а с другой стороны, - возможно, изменить сам налог.
Представляется, что по своей правовой природе налог на игорный бизнес является разновидностью единого налога на вмененный доход.
Физическими показателями данной деятельности выступают игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.
- И все же, когда, по Вашему мнению, будет достигнута определенная стабильность в налоговом законодательстве?
- Стабильность - одно из конкурентных преимуществ налоговой системы. Обратите внимание, что статья 5 НК РФ предусматривает определенные гарантии от внезапных изменений в законодательстве о налогах и сборах.
Дополнительные условия внесения изменений закрепляет новая редакция Бюджетного кодекса - должны быть скорректированы бюджет текущего года и бюджеты планового трехлетнего периода.
Важное значение имеют программные документы Президента и Правительства, в которых заявляется политика на год или более длительный - трехлетний период. В частности, в Бюджетном послании Президента 2007 года подтверждена неизменность 13 процентной ставки по НДФЛ.
"БУХ.1С", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667