О совершенствовании терминологии Федерального закона
"О лекарственных средствах"
В законотворческой деятельности и в правоприменении важны ясность и точность использованных в законе понятий и терминов, а также единообразие их толкования. При характеристике материальных объектов необходимо обеспечить их точную словесную идентификацию и терминологическое единство, что позволит исключить недоразумения, споры, судебные ошибки и т.п. Это, несомненно, относится и к тексту Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах (далее - Закон о ЛС).
За время его действия в него пять раз вносились изменения и дополнения, последние из них - Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Закон N 122), которым были введены и новые обозначения лекарственных средств терминами "фальсифицированные лекарственные средства" и "недоброкачественные лекарственные средства".
Однако, внося новые обозначения лекарственных средств, законодатель не привел в соответствие с ними текст Закона о ЛС, в связи с чем в нем появились дублирующие друг друга термины, содержание которых обозначает одни и те же характеристики предметов, что приводит к затруднениям в применении Закона о ЛС.
Так, в соответствии со ст. 4 Закона о ЛС к группе основных терминов, раскрывающих характеристики различных лекарственных средств, относятся:
лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств;
лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению (фармацевтические субстанции);
иммунобиологические лекарственные средства - лекарственные средства, предназначенные для иммунологической профилактики и иммунологической терапии;
наркотические лекарственные средства - лекарственные средства, включенные в перечень наркотических средств, составленный и обновляемый в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. и законодательством Российской Федерации;
патентованные лекарственные средства - лекарственные средства, право на производство и продажу которых охраняется патентным законодательством Российской Федерации;
незаконные копии лекарственных средств - лекарственные средства, поступившие в обращение с нарушением патентного законодательства Российской Федерации;
оригинальные лекарственные средства - лекарственные средства, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями;
воспроизведенные лекарственные средства - лекарственные средства, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные лекарственные средства;
фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе лекарственного средства;
недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, пришедшее в негодность, и (или) лекарственное средство с истекшим сроком годности.
Из приведенного перечня обозначений лекарственных средств два термина - "фальсифицированное лекарственное средство" и "незаконные копии лекарственных средств" - в соответствии с их законодательным определением относятся к незаконно произведенным лекарственным средствам и имеют одинаковое значение.
Законодатель, вводя в 2004 г. в Закон о ЛС термин "фальсифицированное лекарственное средство", по нашему мнению, допустил ошибку, не исключив из текста закона термин "незаконные копии лекарственных средств", который по своему содержанию идентичен термину "фальсифицированные лекарственные средства".
Как представляется, термин "незаконные копии лекарственных средств" имеет не совсем удачное определение, так как незаконными копиями могут быть не только патентованные лекарственные средства, но и воспроизведенные лекарственные средства, которые чаще называют дженериками. Кроме того, рассматриваемый термин не популярен на практике, его фактически не используют ни в теории (в статьях о лекарственных средствах), ни в практической деятельности, тем более в уголовных делах, в которых фигурируют незаконно произведенные и реализуемые лекарственные средства.
Наряду с этим в тексте Закона о ЛС упоминаются термины, не включенные в ст. 4 и не имеющие законодательного определения. К таким терминам относятся: "лекарственные средства, являющиеся подделками", "лекарственные средства нестандартного качества".
Так, термин "лекарственные средства нестандартного качества" содержится в ст. 31 "Запрещение продажи лекарственных средств нестандартного качества или являющихся незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств". Этому термину нет законодательного определения, а после дополнений, внесенных Законом N 122 в Закон о ЛС, он полностью охватывается понятием "недоброкачественные лекарственные средства" и соответствует ему.
Как нам представляется, при дополнении Закона о ЛС терминами "фальсифицированные лекарственные средства" и "недоброкачественные лекарственные средства" целесообразно было бы изменить текст ст. 31, так как использованный в нем термин "лекарственные средства нестандартного качества", по содержанию его определения, идентичен содержанию термина "недоброкачественное лекарственное средство", а термин "незаконные копии лекарственных средств" идентичен термину "фальсифицированные лекарственные средства".
В связи с изложенным целесообразно внести изменения в ст. 31 Закона о ЛС, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 31. Запрещение продажи недоброкачественных лекарственных средств и фальсифицированных лекарственных средств.
1. Запрещается продажа недоброкачественных лекарственных средств и фальсифицированных лекарственных средств.
2. Недоброкачественные лекарственные средства и фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожению.
3. Порядок уничтожения недоброкачественных лекарственных средств и фальсифицированных лекарственных средств разрабатывается с учетом требований безопасности людей, животных и окружающей природной среды и утверждается федеральным органом контроля качества лекарственных средств".
Одновременно с этим целесообразно внести изменения в п. 9 ст. 20 Закона о ЛС, изъяв из него термин "лекарственные средства, являющиеся подделками", который по смыслу идентичен термину "фальсифицированные лекарственные средства". Текст этого пункта предлагается изложить в новой редакции следующего содержания:
"9. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. При обнаружении таких лекарственных средств таможенные органы Российской Федерации изымают их с целью проведения проверки и решения вопроса в соответствии с действующим законодательством. Последующее их уничтожение осуществляется по постановлению органа, рассмотревшего данное правонарушение, и в порядке, определяемом федеральным органом контроля качества лекарственных средств".
Исключение из Закона о ЛС терминов "лекарственные средства нестандартного качества", "незаконные копии лекарственных средств", "лекарственные средства, являющиеся подделками" повлечет устранение дублирующих друг друга терминов, что будет способствовать стабильности в понимании и применении закона.
Следующая группа терминов, содержащихся в Законе о ЛС, связана с использованием применяемой в научной литературе и в нормативных правовых актах Российской Федерации терминологии, обозначающей внешне схожие по своему фактическому содержанию явления такие пары терминов, как "оборот", "обращение" и "фальсификат", "контрафакт". Эти термины, которые на первый взгляд воспринимаются как синонимы, при более тщательном изучении являются различными по своему содержанию.
Рассмотрим соотношение содержания первой группы терминов: "оборот" и "обращение".
Деятельность по производству, транспортировке, хранению и продаже товаров и продукции в научной литературе и в нормативных правовых актах Российской Федерации обозначается либо термином "оборот" (например, "оборот наркотических средств", "оборот оружия"), либо термином "обращение" (например, "обращение лекарственных средств").
Для обозначения одного и того же понятия должен использоваться определенный и общепринятый для всех термин, а в случаях, когда он имеет несколько значений или иной смысл, отличающийся от обычного, в тексте следует указать, какое содержание придается данному термину в данном значении, с тем чтобы обеспечить правильное, однозначное толкование закона.
Для того чтобы установить схожесть либо различие содержания терминов "оборот" и "обращение", необходимо исходить из общепринятых определений обозначаемых ими понятий в русском языке.
Так, в словаре русского языка*(1) "обращение" означает: процесс обмена, оборота, участие в употреблении.
В Большой советской энциклопедии*(2) "обращение", с точки зрения экономики, - это характерная для товарного хозяйства форма обмена продуктов труда и иных объектов собственности посредством купли-продажи.
В толковом словаре Даля "обращение" означает - быть в обороте; в ходу.
Эти понятия позволяют утверждать, что под обращением понимается оборот готового продукта труда, а не его производство.
Обращаясь к упомянутому словарю русского языка, мы видим, что одно из понятий слова "оборот", содержащихся в этом словаре, означает обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получение прибыли.
Таким образом, здесь термины "оборот" и "обращение" по своему содержанию одинаковы (схожи), так как обозначают одни и те же действия с готовым, т.е. уже произведенным товаром или продуктом.
Несмотря на это, мы должны констатировать, что в современном российском законодательстве, регулирующем производство и реализацию определенных групп продуктов и товаров, при использовании терминов "оборот" и "обращение" им не всегда придается одно и то же значение. Это наблюдается как в законотворческой деятельности, так и в практике правоприменения. При этом при определении содержания этих терминов, кроме таких действий, как обмен, хранение и продажа уже произведенных продуктов и товаров, указывается также на такие действия, как производство и изготовление.
Так, в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" под оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, понимается "культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ".
Таким образом, под оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров здесь понимаются не только указанные в законе действия с изготовленными, произведенными продуктами, но и культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка таких продуктов.
С правоохранительной точки зрения, важно то, что в этом же Законе дано понятие незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" как "оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации".
В развитие этой правовой нормы уголовным законодательством определены виды деяний, образующих содержание понятия уголовно-противоправного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 228, 228.1, 228.2, 231 УК РФ.
Таким образом, в рассматриваемом Законе законодатель дал понятие законному и незаконному обороту наркотических средств, заложив в их понятие "одинаковые действия", т.е. и производство, и изготовление, и переработку, и хранение, и перевозку, и пересылку, и отпуск, и реализацию, и другую деятельность.
В Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимается - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации.
В данном Законе под оборотом также понимается не только продажа, хранение оружия и т.п., т.е. оборот уже готового оружия, но и его производство.
В отличие от этого, в Законе о ЛС действия по производству, изготовлению, хранению и продаже (реализации) лекарственных средств определяются термином "обращение". Так, в ст. 4 этого Закона, в которой сформулированы используемые в нем основные понятия, обращение лекарственных средств определяется как "обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств".
Особенностью Закона о ЛС также является то, что в нем не дано определение незаконному обращению (обороту) лекарственных средств.
Однако в некоторых других законах, регулирующих действия с иными товарами и продукцией, законодатель не включил в понятие "оборот" их производство и изготовление. Под оборотом в этих законах, в соответствии с русским языком, понимаются действия с уже готовой продукцией и товарами, т.е. их хранение, перевозка, пересылка, отпуск и продажа.
Например, в п. 16 ст. 2 Федерального закона 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" дано следующее определение понятия "оборот": закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа".
В этом же Законе отсутствует понятие "незаконный оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Вместе с тем данный термин употребляется в ст. 25 Изъятие из незаконного оборота и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в которой перечислены случаи, когда уполномоченные органы на основании и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право изъять из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, если они производятся (произведены) или реализуются с отступлением от установленных данным законом требований.
При наличии таких нарушений действия лиц, осуществляющих производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, считаются правонарушением, в связи с чем они подлежат административной либо уголовной ответственность.
В связи с вышеизложенным следует констатировать, что в законотворческой деятельности предпочтение отдается термину "оборот", а не "обращение". Учитывая это, полагаем, что в дальнейшем в законотворческой деятельности по правовому регулированию оборота той или иной продукции (товаров) законодателю следует придерживаться терминологии, закрепленной в словарях русского языка, и применять термин "оборот". При этом если под "оборотом" понимается и стадия производства (изготовления) этих товаров, то не следует ограничиваться только этим термином, а конкретизироватьтермины "производство и оборот," что позволит избежать разночтений различных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по производству, а также обороту готовых товаров (продуктов).
Другим законом, в котором понятие "оборот" не включает стадии изготовления и производства, является Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В статье 1 этого Закона термину "оборот" дано следующее определение: "оборот пищевых продуктов, материалов и изделий - это купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки".
В данном Законе также нет определения незаконному обороту пищевых продуктов, материалов и изделий. Вместе с тем в нем введен новый термин "фальсификация", с помощью которого товар или продукция определяется незаконной, за ее производство либо реализацию наступает административная или уголовная ответственности.
В связи с этим целесообразно рассмотреть соотношение содержания второй группы терминов: "контрафакция" и "фальсификация".
Обращаясь к этимологии этих слов, следует отметить, что и контрафакция (фр. сontrefactio - подделка, лат. сontra - против + facere - делать), и фальсификация (лат. falsificatus - поддельный, подложный, от falsus - ложный, неверный и facere - делать, совершать) означают подделку чего-либо подлинного ложным.
Однако значение этих двух терминов нельзя отождествлять, так как действующим законодательством они употребляются в разном значении. Их отличие состоит в том, что "контрафакция" - это, прежде всего, нарушение авторских и смежных прав путем воспроизведения и распространения чужого произведения без разрешения автора либо правообладателя, а "фальсификация"- это изменение качества предметов сбыта в сторону ухудшения при сохранении внешнего вида.
Так, в статье 48 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" установлено, что "контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав".
Что касается контрафактных товаров и продуктов, то в российском законодательстве термин "контрафактный товар" введен Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках), в ст. 4 и 40 которого указано, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак (обозначение, служащее для индивидуализации товара) или незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходное с ними до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Оборот таких товаров (продуктов) запрещен.
Таким образом, в российском законодательстве термин "контрафактный" используется не только при определении товара, продукции, произведенной с нарушением авторских и смежных прав, но и для обозначения товара, незаконно носящего чужой товарный знак или обозначение места происхождения товара, но не для того, чтобы указать на то, что имеется изменение качества предметов сбыта в сторону ухудшения. Действия правонарушителей при наличии указанных в уголовном законе действий квалифицируются в первом случае по ст. 146 "Нарушение авторских и смежных прав" Уголовного кодекса РФ, во втором случае - по ст. 180 "Незаконное использование товарного знака" УК РФ. Однако обозначение товара как контрафактного не указывает на обязательное ухудшение его качества.
Понятие "фальсифицированный товар" ("фальсифицированный продукт") установлено Федеральными законами "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". В Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что под фальсифицированными пищевыми продуктами, материалами и изделиями понимаются: "пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной".
Термин "фальсификат" содержится и в Законе о ЛС. Так, в ст. 4 фальсифицированному лекарственному средству дано следующее определение: "лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе лекарственного средства".
Таким образом, в Законе о ЛС понятие "фальсифицированное лекарственное средство" употребляется в двух значениях: фальсифицированное и контрафактное.
Под фальсифицированным понимается лекарственное средство, произведенное с изменением его качества в сторону ухудшения при сохранении внешнего вида и сопровождаемое ложной информацией о составе лекарственного средства. Действия правонарушителей, связанные с производством и реализацией таких лекарств, при отсутствии в действующем уголовном законодательстве ответственности за фальсификацию, следователями квалифицируются, при наличии условий, предусмотренных уголовным законом, как преступление, предусмотренное ст. 171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ.
Под контрафактным признается лекарственное средство, производство которого осуществляется незаконно под чужим товарным знаком. Сокрытие информации о себе и произведенной продукции и выпуск ее под чужим товарным знаком является нарушением прав интеллектуальной собственности, совершенное путем незаконного присвоения (использования) товарного знака или места происхождения лекарственного средства. Такие действия правонарушителей необходимо квалифицировать, при наличии условий, предусмотренных уголовным законом, по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и ст. 180 "Незаконное использование товарного знака" (незаконное использование средств индивидуализации) УК РФ. В следственной практике уголовные дела за указанные действия возбуждаются в основном по ст. 171, достаточно редко по ст. 180 УК РФ.
При этом в действиях правонарушителя фальсификация и контрафакция могут содержаться одновременно.
Так, если фальсифицированное лекарство по своему составу не соответствует оригинальному (что необходимо подтвердить проведением химической экспертизы) и произведено под чужим товарным знаком без разрешения правообладателя, то оно является одновременно фальсифицированным и контрафактным. Такие действия правонарушителей необходимо квалифицировать, при наличии условий, предусмотренных уголовным законом, по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и ст. 180 УК РФ. Например, в Республике Мордовия по указанным составам преступлений были привлечены к уголовной ответственности и осуждены лица за изготовление и реализацию фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов в форме растворов "ампицилина натриевая соль" и "циклофосфан", на упаковках которых было указано фармацевтическое предприятие ОАО "Биохимик".
Вместе с тем фальсифицированное лекарственное средство всегда представляет собой опасность для жизни и здоровья человека не только по тому, что истек срок их годности или что в нем содержатся опасные вещества, но и потому что оно либо не оказывает помощи больному, либо приводит к обострению его заболевания в связи с отсутствием в нем фармакологически активных веществ. Особую опасность фальсифицированные лекарства представляют для людей, страдающих хроническими заболеваниями и всегда имеющих при себе лекарства, способные снять приступ до прибытия квалифицированной медицинской помощи, принятие в кризисной ситуации подобных лекарственных препаратов представляет реальную угрозу их жизни. Изложенное предопределяет, что действия правонарушителей, производящих с целью сбыта или реализующих фальсифицированные лекарства, необходимо дополнительно квалифицировать как преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ. Следует отметить, что уголовные дела по этой статье возбуждаются либо за реализацию лекарственных средств с истекшим сроком годности, либо при наличии в составе лекарственного препарата опасных для жизни и здоровья человека веществ. Однако уголовная практика свидетельствует, что экспертиза очень редко обнаруживает такие вещества в составе лекарственных средств и, как правило, в лекарственных препаратах в форме спиртосодержащих растворов. Например, прокуратурой г. Нефтекамска (Республика Башкортостан) в отношении гр. Х. возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 159, 180 и 238 УК РФ, который из защитных средств "Роял-Люкс " и "Максимка", антиобледенителя "Мозаика, не пригодных для употребления в пищевых целях, изготавливал "раствор медицинский антисептический 95%" и "настойку перца стручкового", на этикетках которых был указан производитель ООО "Гиппократ".
Контрафактное лекарственное средство также может быть контрафактным и фальсифицированным одновременно. Но если оно по своему составу соответствует оригинальному, но произведено без разрешения правообладателя, то следует говорить только о контрафакции, так как признаки фальсификации отсутствуют. Такие лекарства можно определить (выявить) визуально по маркировке и отличительным признакам, содержащимся на упаковке. Подобные противоправные действия правонарушителей необходимо квалифицировать, при наличии условий, предусмотренных уголовным законом, по ст. 180 УК РФ. Однако в следственной практике, на стадии возбуждения уголовного дела, действия подозреваемых, которые занимались предпринимательской деятельностью без регистрации или соответствующей лицензии и произвели такие лекарства, следователи квалифицируют по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, а в дальнейшем, в редких случаях, и по ст. 180 УК РФ.
Таким образом, несмотря на то, что производство и реализация фальсифицированных лекарств, не отвечающих требованиям безопасности, является преступлением, посягающим на безопасность жизни и здоровья человека, можно констатировать, что при решении вопроса о возбуждении уголовного дела за незаконное производство и оборот лекарственных средств, при отсутствии в уголовном законодательстве ответственности за фальсификацию, безопасность жизни и здоровья человека не берутся во внимание, а обращается внимание на наличие в действиях правонарушителей признаков других составов преступлений. Так, при производстве или реализации фальсифицированных либо контрафактных лекарственных средств без регистрации или без лицензии действия правонарушителей квалифицируют по ст. 171 УК РФ. Например, человека избили, сломали ему руки, ноги, нанесли черепно-мозговую травму, а правонарушителю вменяют то, что он порвал на потерпевшем одежду, разбил часы и очки, т.е. здоровье и жизнь человека во внимание не берется.
Парадокс законодательства о лекарственных средствах состоит еще и в том, что в нем отсутствует не только понятие незаконного обращения (оборота) лекарственных средств, но прямо не предусмотрена возможность применения административной или уголовной ответственности за обращение фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.
В статье 45 Закона о ЛС говорится лишь о материальной ответственности, которая налагается на предприятие-производителя либо на продавца лекарственного средства, в виде возмещения ими ущерба пострадавшему от применения этого лекарственного средства. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статья Закона о ЛС отсылает правоприменителей к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в ч. 2 ст. 68 "Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья" определено, что "возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации " *(3).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Закон о ЛС нуждается в дополнении новым термином "незаконная деятельность в сфере производства и оборота лекарственных средств" с определением его содержания, которое объединило бы незаконные действия не только уже с готовыми лекарственными средствами (хранение, перевозку и продажу), но и их незаконное производство. Определение данного понятия, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом: "незаконная деятельность в сфере производства и оборота лекарственных средств - обобщенное понятие незаконной деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, перемещение через границу, маркировку, рекламу, продажу, фальсифицированных, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности, уничтожение лекарственных средств и иные незаконные действия в сфере оборота лекарственных средств, за которые наступает административная либо уголовная ответственность".
По нашему мнению, внесение в текст Закона о ЛС этого термина создаст базовую основу для установления административной и уголовной ответственности за незаконную деятельность с лекарственными средствами, что, в свою очередь, будет способствовать правоохранительным и контролирующим органам более эффективно противостоять преступности в сфере производства и оборота лекарственных средств.
А.П. Горелик,
начальник отдела ВНИИ МВД России,
специалист в области гражданского права,
кандидат юридических наук
В.Т. Мазеин,
старший научный сотрудник ВНИИ МВД России
"Право и экономика", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1986. С. 372.
*(2) Большая советская энциклопедия. М:. Советская энциклопедия, 1974. С. 665.
*(3) Закон РФ от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (в ред. Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О совершенствовании терминологии Федерального закона "О лекарственных средствах"
Авторы
А.П. Горелик - начальник отдела ВНИИ МВД России, специалист в области гражданского права, кандидат юридических наук
Родился 30 марта 1962 г. в г. Бобруйске (БССР). В 2001 г. окончил ЮИ МВД РФ.
В.Т. Мазеин - старший научный сотрудник ВНИИ МВД России
Занимается исследованием проблем борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики.
Родился 22 октября 1948 г. в г. Владивостоке. В 1981 г. окончил Юридическую академию. Автор ряда публикаций на правовые темы.
"Право и экономика", 2007, N 6