"Российское бизнес-образование: от лицея до Гарварда!"
(интервью с И.В. Колесниковой, деканом Факультета международного
бизнеса и делового администрирования
ИБДА АНХ при Правительстве РФ, доктором философских наук, профессором,
зав. кафедрой бизнеса и управленческой стратегии)
Я знаю ИБДА уже 10 лет. В далеком 1997 году его мне порекомендовала известная экономист Л. Павлова, как лучший ВУЗ где и получила образование моя дочь. Годы тесного сотрудничества, совместное издание деловых книг раскрыли целеустремленность руководства ИБДА на достизкение высшего качества. ИБДА - это сегодня одна из лучших команд преподавателей, совместные зарубежные проекты, индивидуальный подход к каждому студенту, современнейшая техническая база и великолепная инфраструктура АНХ. ИБДА - это качество во всем.
Ирина Владимировна! Когда-то Ваш ректор, г-н Мясоедов сравнил ИБДА с Царскосельским лицеем. Это сравнение по-прежнему актуально?
- Спасибо! Хороший вопрос. Идея такого сравнения возникла 7-8 лет на зад. В такой форме мы обозначили свои ценностные ориентации и приоритеты. Они не изменились. Мы верны своей миссии - готовить профессионалов-личностей, способных не только цементировать деловое сообщество России, но и вести его вперед, к процветанию России. Мы не боимся назвать свои цели - формирование элиты российского менеджмента и предпринимательства - амбициозными. У нас по-прежнему обозримый контингент студентов, не поточное производство, а, так сказать, бутик. Мы знаем всех своих студентов и их родителей по имени-отчеству. Фактически мы реализуем личностный подход к каждому студенту. (Прошу обратить внимание: именно личностный, а не индивидуальный. На мой взгляд, понятие "индивидуальный подход" несколько дискредитировано, и не только от частого употребления. В контексте популярной сегодня политкорректности под индивидуальным подходом зачастую имеют в виду "подгонку" общих требований под индивидуальные способности. Таким образом камуфлируется реальное понижение уровня требований. Это не наш стиль.) Одним словом, в смысле целей, уровня требований, внимания и уважения к личности студентов мы верны образу Царскосельского лицея.
Однако жизнь меняется, что, естественно, вносит свои коррективы и в практику образования. Хорошо в Лицее, но мы еще и идем в Европу, европеизируемся. Это означает более высокий уровень дисциплинированности, формализации отдельных процедур, прозрачности учебного процесса во всех аспектах.
Плюс в информационную эпоху происходит известная десакрализация знаний. Это кардинально меняет задачи и роль преподавателя. Сегодня традиционного административного ресурса, обусловленного некогда приобретенными знаниями и защищенными диссертациями, уже недостаточно. Преподаватель должен постоянно учиться сам, чтобы быть (оставаться) примером и авторитетом для студентов. Это занимает много времени и сил. Поэтому что-то важное уходит из их отношений. Но приходит новое важное...
То есть вы и с Лицеем себя сравниваете, и идете вперед, взяв все лучшее от прошлого?
- Так не бывает, чтобы можно было интегрировать только лучшее. Не возможно интегрироваться в европейское образовательное пространство и ничего не потерять, не поступиться чем-то. Цена более высокой эффективности учебного процесса (европеизация) - понижение градуса теплоты, если хотите, семейственности (российская традиция) в отношениях между преподавателями и студентами, между студентами и администрацией, в от ношениях студентов друге другом. В наших силах лишь минимизировать издержки.
А вообще-то путь к Европе в области образования - это прежде всего работа над собой. И вместе со студентами мы стремимся и учимся доводить до конца все начинания, неукоснительно следовать принятым правилам, лично отвечать за результаты порученных дел и многое, многое другое.
Еще совсем недавно бизнес был очень недоволен тем, что вузы выпускают молодых специалистов, вооруженных только теоретическими знаниями, без навыков, опыта, работоспособности и т.д. Что в этом плане у вас?
- Нас в таких грехах никогда не обвиняли. Почему можно так смело это утверждать? Повторюсь: мы - бутик. И мы имеем возможность работать предельно адресно, точечно. В рамках реализуемого нами личностного подхода мы достаточно хорошо знаем каждого нашего студента, и это позволяет достаточно рано начинать - совместно со студентом - планирование его карьеры. Мы гордимся тем, что уже три года направляем на практику всех студентов уже после 2-го курса (хотя по стандарту это полагается делать после 3-го). В этом вопросе у нас есть помощники: выпускники "взрослого" образования, родители наших студентов, "независимые" работодатели, вошедшие во вкус сотрудничества с нами, и, наконец, наши собственные выпускники, укрепляющие с каждым годом свою профессиональную "мускулатуру".
Идея здесь такая. После 2-го курса помогаем определиться с практикой всем. После 3-го - некоторым студентам. На 4-м и после 4-го курса студенты сами находят и практику, и работу. Конечно, в деканат часто поступает информация об очень заманчивых вакансиях. И тут уж все зависит от деловой репутации конкретных студентов.
Вообще практике мы придаем очень большое значение. После каждой стажировки студенты пишут отчеты. В нашей стилистике отчет о практике - очень специфический жанр. Помимо констатации (где работал, что делал, чего добился) он включает в себя и аналитику, и экспертизу. Практика - это возможность сопоставить реальный бизнес с теоретическими представлениями о нем, вывести коэффициент корреляции между ними. Это возможность почувствовать вкус самостоятельности и заложить фундамент доверия к себе в будущей профессии, что существенно повышает эффективность дальнейшего обучения.
Кроме того, даже если это практика после 2-го курса, ее проходит будущий руководитель. А руководитель - это совершенно особый уровень ответственности за свое поведение, особый образ жизни и образ мыслей: даже решая локальные задачи, он не может не думать о "великом". И потому в своих отчетах студенты должны рассказать о сильных и слабых сторонах компании, об обнаруженных проблемах и возможных путях их решения, оценить качество менеджмента и перспективы компании, предложить свою стратегию ее развития. (Это, кстати, интересно и работодателю: свежий взгляд в сочетании со свежими знаниями и молодой креативностью. Очень часто практиканты и компании настолько нравятся друг другу, что уже не расстаются.) Все свои выводы и предложения студенты должны обосновать и отстоять в процессе публичной презентации и отчета о практике. Те ребята, которые делают это лучше других, выступают перед младшими коллегами в рамках нашего ежегодного мероприятия "Презентации лучших отчетов о практике". А это. как вы понимаете, аплодисменты, слава... Ну что же, народ должен знать своих героев. Тем более что ему - народу - предстоит проделать тот же путь.
Но и это еще не все. Далее мы учим студентов структурировать их практический опыт и предлагаем сосредоточиться на анализе наиболее интересной для них проблемы. Осмысление, обобщение опыта происходит уже в жанре аналитической записки. Фактически осуществляется переход от практики к теории, и выводы имеют реальное научно-практическое значение. Авторы лучших аналитических текстов участвуют в конференциях, публикуются.
Разумеется, готовность выпускников к реальной работе обеспечивается не только стажировками. Стажировки - это уже начало карьеры, и это уже определенный результат учебного процесса. Что же касается учебного процесса, то в нем, конечно, самое главное - это кто и как работает.
Наше движение к Европе проявляется, в частности, в том, что, не отказываясь от теории, главный акцент мы делаем на ее инструментальных функциях. Нет ничего практичнее хорошей теории. Но (!) только в том случае, когда теоретические знания превращаются в инструмент реальной практической деятельности. Применительно к учебному процессу это вопрос методов преподавания - это и проектное обучение, и кейсы, и деловые игры, и тренинги практически по всем дисциплинам управленческого цикла, от самоменеджмента до этики бизнеса.
Кроме того, мы сделали обязательной частью учебной программы групповые проекты по заданиям "живых" работодателей. Например, после курса "Маркетинговые исследования", в рамках которого использовались и деловые игры, и кейсы, и проекты, приходит к студентам конкретный бизнесмен (ну как - приходит... с ним работать надо, чтобы он пришел) и ставит перед ними реальные задачи. Например, составить портрет потребителя такого-то продукта или сформулировать предложения по оптимизации ассортиментной политики компании в точках розничной продажи и т.п. Чтобы решить такие задачи, надо выдвинуть гипотезу, собрать информацию, структурировать, проанализировать ее. сделать выводы и презентовать результаты. При этом, как вы понимаете, ни административных, ни финансовых ресурсов у студентов нет. Ничего, справляются. Сначала, правда, сердятся на первом проекте, а потом начинают получать удовольствие. Понимают, насколько ценный опыт приобретают. Плюс навыки командной работы.
Так что к работе наши студенты готовы задолго до выпуска. Многие и начинают работать уже на 3-4 курсе. Как правило, кто успевает работать, у того и с учебой все в полном порядке.
И среди наших выпускников безработных нет. Год назад их из стартовая зарплата составляла порядка 800 у.е. Сейчас, возможно, больше. Наверное, надо вводить новый параметр - динамику зарплаты выпускников. Хотя тут есть сложности. По большей части это уже коммерческая тайна. Но в целом за 3-5 лет после окончания вуза зарплата увеличивается тоже в 3-5 раз. Это факт. Некоторые выпускники уже могут позволить себе спонсировать наши мероприятия, оказывать нам помощь. А ведь это молодые люди, им самим многого хочется.
Какой у вас набор? Вы говорите о бутике - значит, набор не может быть большим?
- А он и не большой. Мы принимаем ежегодно 50-55 человек на коммерческой основе. Плюс уже 3 года, как у нас есть 10 мест, финансируемых из государственного бюджета. Эти скромные цифры - наша концептуальная установка. Если студентов будет больше, мы не сможем обеспечить тот уровень качества образования, который позволяет нашим выпускникам уверенно смотреть в завтрашний день. Кстати, малый набор не мешает отчислять нерадивых и немотивированных студентов. Так что и при таком наборе до финиша доходят отнюдь не все.
Мы проверяем, оцениваем себя по другому количественному показателю - по числу абитуриентов, участвующих в конкурсе. Вот их с каждым годом все больше и больше. Процедура отбора у нас очень строгая. Помимо традиционных экзаменов это и творческий конкурс, и психологическое тестирование, и собеседование. Но конкурс растет, критерии отбора ужесточаются. В прошлом году около 100 человек сражались за 50 платных мест и около 120 - за 10 бюджетных мест.
Какие качества вы стараетесь привить студентам, чтобы со спокойной душой отпустить их в профессию, в жизнь?
- Самостоятельность, ответственность, интеллект. Хотя интеллект, конечно, зависит от мамы с папой и от Господа Бога. Мы можем только развивать то, что есть. Потому-то так подробно и занимаемся с абитуриентами, чтобы не ошибиться с одной стороны и не пропустить - с другой. Экзаменационные оценки в этом смысле недостаточно информативны.
Еще очень важна адекватная самооценка. При наших ценах студенты - это дети из весьма обеспеченных семей, и очень часто их самооценка нуждается в корректировке. Она или завышена в случае, если родители устали бороться за благосостояние семьи и считают, что детей напрягать не надо, или занижена, если родители очень устали и ставят перед детьми невыполнимо высокие требования.
Но вот за год-полтора мы добиваемся искомой адекватности, когда каждый понимает, чего он стоит. Без этого ничего не бывает. Знание своих сильных и слабых сторон - это основание для того, чтобы свою жизнь устраивать. Если резюмировать - конечно, самостоятельность, конечно, адекватность, конечно, здоровая амбициозность. То есть если ты себя правильно оцениваешь, ты знаешь, на что можешь претендовать, чтобы это было не пустыми амбициями, а руководством к действию, ресурсом достижения успеха. Конечно, активность - и профессиональная, и социальная, и человеческая. Под лежачий камень вода не течет. Мы стремимся научить студентов самоорганизации, чтобы они всегда соображали, как, чему и где можно учиться. С первого дня обучения лейтмотивом звучит: "Господа, ваше представление о мире - это не истина в последней инстанции. Если вы будете закрытой системой, то вы обречены на неудачу. А быть открытой системой - значит обмениваться информацией с внешней средой, адекватно реагировать на изменения, тогда - только вперед и вверх".
Какие международные программы вы реализуете?
- Международная программа на бакалавриате "Двойной диплом" - это уже достаточно известная вещь. Хотя оказывается, что разные вузы вкладывают в это понятие разный смысл. Где-то двойным дипломом завершается такого рода практика: приедут 2 раза в год иностранные профессора, поговорят со студентами - и все. Мы в этом смысле отра батываем все честно. Двойной диплом - это двойная работа. У нас 2 отделения: международного бизнеса и делового администрирования. Студентов отделения международ ного бизнеса после 2-го курса - если они хорошо учатся, если у них свободный английский, если они себя зарекомендовали как работоспособные, ответственные люди - мы с легкой душой отправляем по одному из трех адресов к нашим зарубеж ным партнерам: в Англию (Лютен), в Голландию (Роттердам), во Францию (Париж). Студенты получают с собой учебно-методические материалы по тем предметам, которые не перекрываются дисциплинами в университетах-партнерах. Они высылают сюда выполненные задания с тем. чтобы потом, приезжая сюда на каникулы или летом, сдавать наши дисциплины, то есть они реально работают на два диплома в течение двух лет.
Это на бакалавриате. А в магистратуре есть такие программы?
- На магистерском уровне мы фактически реализуем модель, предусмотренную Болонскими соглашениями. ИБДА является равноправным партнером альянса International business school alliance наряду с Бизнес-школой Хэрроу Вестминстерс кого университета (Великобритания), Школой менеджмента университета "Евромед" в Марселе (Франция), Бременским университетом (Германия) и Университетом Валенсии (Испания). Это партнерство отличается от программы "Двойной диплом" на бакалавриате. В рамках альянса международная мобильность магистрантов является обязательным условием. Соответственно, мы выступаем здесь не только как отправляющая сторона, но и как принимающая. Впрочем, не только это. Международная составляющая нашей магистратуры - это не опция, не бонус, а одна из ее несущих конструкций. По существу, на рынке образовательных услуг мы создали совершенно новый продукт, такого еще не было. В российскую магистерскую программу органично включен зарубежный цикл. То есть, с одной стороны, это программа, которая осуществляется нами совместно с университетами-партнерами. Европейская магистратура рассчитана на календарный год: 2 учебных семестра плюс лето для написания диссертации.
С другой стороны, это зарубежный цикл, который встроен в российскую программу. Наша магистратура рассчитана на 2 года по российским стандартам. Для нас это означает возможность соединить преимущества того и другого подхода к магистерскому образованию. Смысл партнерства заключается в следующем. В первом семестре читается так называемый корневой курс, одни и те же дисциплины во всех университетах-партнерах: международные финансы, международный маркетинг, стратегии международного бизнеса, международное бизнес-законодательство, человеческие ресурсы - одним словом, дисциплины международного цикла. Все то, что имеет прямое отношение к глобализирующемуся миру, к модернизации, интеграции и т.д.
Обучение ведется по самым современным англоязычным учебникам. А второй семестр - семестр специализации. В каждом университете - своя специализация. В Англии - электронный бизнес, во Франции - финансы, в Германии - предпринимательство, в Испании - маркетинг. Мы даем международный менеджмент в переходной экономике - специализацию, имеющую в том числе и экспортную ценность.
Магистрант, желающий участвовать в международной программе, обязательно должен проучиться в двух университетах. В нашем случае, по усмотрению магистранта, или первый, или второй семестр он должен провести в одном из университетов-партнеров и выполнить предусмотренный там учебный план. Диссертация пишется в том университете, где проходила специализация, на английском языке, чтобы быть доступной для всех партнеров. Двое наших магистратов в этом году отучились первый семестр в Валенсии. Соответственно, специализацию они проходят в ИБДА. Летом они будут работать над магистерскими диссертациями, а в сентябре защищать их. В случае успешной защиты они получат диплом Университета Валенсии. Еще через год, завершив российскую часть программы, они получат Государственный диплом АНХ при Правительстве РФ о присвоении им степени магистра.
У нас есть еще один зарубежный партнер на магистерском уровне, не входящий в альянс. Это Высшая коммерческая школа Дижона-Бургундии (Франция). Схема взаимодействия с ним такая же, как и в рамках альянса. Но, поскольку здесь двустороннее партнерство, сроки прохождения зарубежного цикла могут варьироваться. В настоящее время двое наших магистрантов покоряют Францию уровнем своей профессиональной и лингвистической подготовки.
Если наш, российский магистрант никуда не захотел поехать, он все равно учится первый год по европейской программе и по завершении второго года получает один диплом - Государственный диплом Академии народного хозяйства при Правительстве РФ о присвоении степени магистра.
То есть у вас тут постоянная миграция?
- Ради этого и принималось Болонское соглашение. Альянсы для того и создаются, чтобы стимулировать мобильность молодежи, которой предстоит жить в глобальном, мобильном мире, чтобы подготовить молодежь и к любым переменам, и к конструктивному взаимодействию с представителями других стран и культур.
Какие у вас планы?
- В планах дальнейшее повышение качества нашего образования на всех уровнях. В планах завершение подготовки нашего бакалавриата к полномерному участию в Болонском процессе. В этом вопросе мы идем не от школьников к магистрам, а на оборот - от магистратуры к абитуриентам, поднимая каждый предыдущий этап образования до уровня требований следующего. В планах много интересных проектов. В частности, победить в Гарварде.
В Гарварде?
- В этом году наши студенты приняли участие в ежегодной имитации Организации Объединенных Наций, проводимой Гарвардской школой бизнеса. Мы делали это впервые и были единственной делегацией от РФ на этом представительном форуме. Согласно жребию, ребятам довелось представлять позиции Белоруссии и Казахстана. Россию представляли американцы. Игра собрала 2,5 тысячи человек со всего мира. Ребята наши не посрамили отечество и показали себя вполне достойно. Но первое место заняли голландцы.
На следующий год поедете?
- Студенты говорят - да, мы, говорят, теперь знаем, что надо делать, поедем обязательно.
Желаем Вам Удачи!
- Спасибо!
А. Гончаров,
главный редактор журнала
"Управление персоналом", N 7, апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.