Зарядись энергией!
Часто менеджеры по персоналу жалуются, что отдают себя работе без остатка, каждый день буквально с ног валятся, а ничего не успевают. Как перестать жить на автопилоте и при этом не дать работе поглотить себя без остатка - об этом сегодня задумываются многие. Специально для читателей журнала "Кадровый менеджмент" Зоран Тодорович (Zoran Todorovich), президент компании TNM Coaching (Швеция), дает свои советы.
Чтобы получить как можно больше пользы от этой статьи, проработайте ее. Проделайте все упражнения и немедленно начните применять то, чему научились. Не допускайте, чтобы она стала еще одной статьей, наполненной отличными идеями, которые вы никак не использовали. Станьте человеком, настолько ценящим себя, чтобы проделать все это. Если то, о чем пойдет здесь речь, найдет в вас живой отклик, то не жалейте времени на регулярное чтение этой рубрики и откройтесь ей навстречу, чтобы она могла стать для вас коучем. Итак, к делу.
Меньше делать? Больше быть!
Ситуация вызова: "Я хочу быть отличным другом, супругом, родителем, коллегой, партнером по бизнесу... Но каким-то образом каждый мой день разрастается как снежный ком и переполняет мыслями обо всем том, что мне нужно сделать. Меня постоянно преследует чувство вины и ощущение того, что я недостаточно делаю и достигаю!"
Анна - рекрутер, занимает топ-позициями, она привыкла изо всех сил поддерживать контакты практически со всеми, с кем ей пришлось когда-либо встречаться по работе. Она проводила немыслимо много времени за телефонными разговорами с нужными людьми, но при этом жалела о каждой потраченной минуте. Она позволила работе поглотить себя без остатка, поскольку всегда стремилась сделать больше и больше заработать: ее оплата напрямую зависела от выработки. Она была раздавлена чувством вины и стрессом недостаточной успешности. Ей все не удавалось внести в собственную жизнь состояние сбалансированности. Она привыкла жить на пределе возможностей, с избытком адреналина, который подгонял ее, заставляя мчаться на все парах и рваться до предела вверх так, что приходилось жить на автопилоте.
Хорошо, что она верила, что мысли однажды упорядочатся, впрочем, хотя это и не вредно, но и пользы почти никакой. Самым трудным для нее было прекратить истязать себя из-за того, что она постоянно не успевала сделать что-то из намеченного на день. Я учил ее осознавать, что она боролась с симптомами, а настоящая проблема в том, что она не создала структуру, в рамках которой возможно реализовывать намеченное. Поэтому первым нашим шагом стала разработка ежедневных рамок, которые должны были поддерживать ее повседневную жизнь. Я попросил Анну составить перечень конкретных ежедневных действий, которые обеспечивали бы выполнение того, к чему она стремилась, и выбрать из них столько, сколько она реально может осуществить за день.
Она выделила первые 45 минут на все необходимые телефонные звонки, чтобы застать нужных людей на рабочем месте или знать, что может рассчитывать на их звонок в течение дня. Последние 45 минут рабочего дня она отвела на расчистку письменного стола и составление списка дел на завтра. В промежутке она должна осуществить все свои ежедневные встречи с людьми, причем выделила время, когда ее никто не должен отвлекать. Она стремилась увеличить продажи, поэтому решила, что в своих ежедневных планах должна прописать, сколько звонков должно быть для этого сделано. Она хотела быть более заметной в компании и в ежедневный план включила количество встреч с ключевыми сотрудниками. При разработке ежедневных рамок рабочего дня Анна совершила важный сдвиг: ее служебные привычки должны были быть увязаны воедино с ее личными привычками, дававшими ей ощущение комфорта, чтобы навести порядок в обеих частях своей жизни. В результате выстраивания этих ежедневных рамок, на которые она ориентировала каждый свой день, ей удалось создать процедуры, обеспечивавшие выполнение всех ее целей. Ей удалось прекратить это ежедневное накатывание лавины дел, избавиться от чувства вины - и дело пошло отлично! После трехмесячной совместной работы Анна пришла на нашу очередную сессию коучинга со словами: "Зоран! Я сделала то, что мы обсуждали, выстроила структуру и рамки, я все это понимаю, но почему же я не выполняю этого?"
Ведь даже лучшие намерения не приносят плодов, когда мы придерживаемся только того, что хотим сделать для получения конкретного результата, поэтому я ответил: "Анна! Теперь, когда структура для достижения твоих целей нами построена, кем ты собираешься стать, чтобы осуществить это?"
* * *
Конечно, важно, что ты хочешь делать, но кем ты хочешь быть, нужно определить сразу, чтобы все это заработало. А здесь-то и обнаруживается огромный пробел в самосознании. У Анны загорелись глаза, и она сказала: "Чтобы достичь цели, я должна стать тем, кто обладает самоуважением, как следует заботиться о себе и своих потребностях, тем, кто радуется, щедро уделяя свое время, внимание и похвалы кандидатам, даже тем из них, кого не удастся принять на работу прямо сейчас, я должна стать тем, кто великодушен и неотразим, кто умеет выстроить правильный энергообмен в отношениях с клиентами и открыт к получению плодов своих усилий в виде отзывов об отличной работе или появления новых клиентов".
Она знала, что могла бы делать больше, чтобы изменить ситуацию, но все переменилось, когда она осознала, что для настоящего преобразования ее жизни ей нужно не повысить производительность своего труда, а поверить в себя. Чудо здесь в том, что нечто (цель или ситуация, или задача, или действие) потеряет эффективность, вызвав ваше разочарование, но некто (вы сами) бросает вам вызов выйти из зоны комфорта и соблазняет, провоцирует вас на большее и в то же время поддерживает вас в достижении целей. Вы почувствуете больше воодушевления благодаря видению собственного становления, чем благодаря действиям, которые нужно для этого совершить. Поэтому, дорогие друзья, когда вы обнаружите, кем вы хотите быть, вам нет нужды ждать ситуации, чтобы начать совершать поступки по-иному, вы сможете начать жить по-другому и быть совершенно иным прямо сразу.
Подсказки для создания мощного перечня предстоящих дел
Списки, списки и еще раз списки. Являются ли списки предстоящих дел мощным инструментом для обеспечения максимальной эффективности или они всего лишь эфемерное напоминание обо всех тех делах, которые вы должны бы делать, но не делаете? Попробуйте внести некоторые из этих небольших видоизменений в ваш испытанный и настоящий список, чтобы подтолкнуть вас к личной эффективности.
1. Соберите все в одном месте
Задача N 1 из списка предстоящих дел состоит в том, чтобы принести мир вашему разуму и уверенность в том, что все, что нужно делать, отслеживается и не проваливается в тартарары. Если вы большую часть дел занесли на бумагу, но позволяете другим влезать в ваши мысли, то вы снижаете эффективность вашего списка. Выделите время на регулярной основе (ежедневно или еженедельно), чтобы выгружать все из головы на бумагу в этот список.
2. Определите, сколько нужно времени
В правой колонке вашего списка обозначьте время, отведенное на выполнение каждой задачи. Часто вы обнаруживаете, что выполнение задач, которых вы избегали, требует всего пару минут. Выполните их и выкиньте из списка! Если, по вашей оценке, какое-то из дел займет больше 30 минут, подумайте, нельзя ли разбить его на более мелкие части.
3. Проверяйте реально потраченное время
Добавьте в список справа еще одну колонку и периодически возвращайтесь к выполненным делам и записывайте, сколько на самом деле ушло времени на выполнение конкретного дела. Это поможет вам отточить навыки оценки. Чем точнее вы станете судить о продолжительности своих дел, тем эффективнее вы сможете составлять свой распорядок.
4. Отметьте флажком эти докучливые двухминутные задачки
Отметьте каждый пункт, на выполнение которого потребуется не больше двух минут. А затем просто выполните их все. Скоро у вас войдет в привычку справляться с ними, как только они появляются у вас в поле зрения. Таким образом, список ваших предстоящих дел будет гораздо короче, а мир в душе будет куда прочнее.
5. Пересматривайте, пересматривайте, пересматривайте
В конце недели просматривайте список выполненных дел. Если бы вам предстояло продолжать выполнять подобные дела еженедельно в течение еще 10 лет, приблизитесь ли вы к своим истинным целям? Если так, отлично! Если нет, что можно сделать, чтобы внести в список реально важные пункты и затем выполнить их. Возможно, для начала хорошо бы выделить час в неделю на то, чтобы просто справиться с тем, что наиболее важно.
6. Чувствуете в себе творческие порывы? Не нравятся вам обычные списки? Тогда постарайтесь нарисовать карту дел
Если составление обычных списков кажется вам слишком банальным, попробуйте нарисовать на карте все предстоящие дела. Напишите в центре пустого листа "сделать", а потом начните разбрасывать все, что приходит в голову, по этому листу в совершенном беспорядке. Можно обвести главные дела кружочками, соединить линиями связанные между собой задачи или идеи, использовать маркеры, чтобы добавить краски (например, отметить высокоприоритетные задачи красным, средние - синим и низкоприоритные - зеленым).
7. Некоторые задачи "висят" слишком долго?
Пройдитесь по своему списку и отметьте любой пункт, который висит в списке не меньше месяца. Чего вы избегаете? Осталось ли это все еще важным? Можно ли делегировать это дело? Не разбить ли его на меньшие части? Точно определите, что нужно, чтобы выполнить это дело.
8. Избегайте нецеленаправленных бумаг
Носите список всегда с собой, чтобы легко можно было добавить задачу, как только она возникнет. Не следует записывать идеи и задачи на случайных бумажках, оборотной стороне визиток, салфетках или прочей макулатуре. Помните, если у вас не будет уверенности в том, что список отслеживает все, что нужно сделать, то вы подвергаете себя стрессу, которого легко можно было избежать.
9. Ведите отдельные конкретные списки
Может оказаться полезным вести отдельные списки для различных мест или ситуаций. Например, можно вести список дел, которые нужно сделать дома, другой - для офиса, третий - для дел, которые нужно сделать, когда вы за рулем своего автомобиля (например, выполнить какие-то поручения), четвертый - для дел за компьютером и т.д. Это уберегает от необходимости перечитывать пункты, с которыми вы в данный момент ничего не можете поделать. Только не забудьте держать все эти списки вместе.
10. Сделайте заботу о себе приоритетом N 1
Ваша способность достичь желаемых результатов прямо пропорциональна количеству заботы о себе, которое вы себе позволяете. Не попадайтесь на удочку желанию вычеркивать поскорее пункты из вашего списка, чтобы не забыть жить. Тратьте время на то, чтобы играть, расслабиться, получить новый заряд энергии, помолодеть и вдохнуть в себя жизнь, а также заново соединиться с другими в той форме, которая для вас лучше.
З. Тодорович,
президент компании и TNM Coaching (Швеция)
10 лучших способов быстрее достичь цели
1. Установите последовательность действий, которая действительно работает.
2. Наймите на краткий срок коуча, который будет этому способствовать.
3. Разбейте задачу на важные части и радуйтесь мгновению, когда осуществите каждую из них.
4. Привяжите цель к одной из собственных ценностей, чтобы удалось выразить себя, а не просто сделать дело по работе.
5. Знайте следующую цель, которую вы собираетесь достичь, еще до того, как полностью будете готовы к достижению ближайшей цели; это создает перспективу и контекст, благодаря чему нынешняя цель выглядит куда проще.
6. Постарайтесь найти способ получать вознаграждение по ходу дела.
7. Начните чувствовать и действовать так, будто цель уже достигнута, и потом делайте все, что нужно, для реального завершения.
8. Уничтожьте следы бездействия и продумайте повседневные дела, а потом просто выполняйте дела и получайте удовольствие от самих действий, приближающих вас к цели.
9. Определите самый близкий срок завершения и ориентируйтесь во всем на достижение цели к этому сроку.
10. Поменяйте цель так, чтобы ее можно было легко достичь. Кто сказал, что вы должны штурмовать только суровые вершины?!
Подсказки для составления ежедневных рамок
(мысли, которые отброшены из-за того, что вам кажется, что не
хватает времени)
Сделайте себя самого своим приоритетом N 1.
Делайте ежедневно пять звонков для развития бизнеса. Они могут стать решающими.
Предавайтесь медитации хотя бы по 5-15 минут в день. (Делайте глубокие вдохи и выдохи хотя бы 5 минут.)
Ежедневно связывайтесь со своими менеджерами и сотрудниками по электронной почте.
Выпивайте в день литр воды.
Потягивайтесь всем телом три раза в день.
Определите, кто относится к важным для вашей жизни людям.
Проводите свободное время со своими супругами.
Читайте профессиональную литературу, но не забывайте читать что-то забавное, креативное и вдохновляющее.
Каждое утро занимайтесь йогой или прогуливайтесь хотя бы 30 минут.
Отводите ежедневно 1-3 часа, чтобы ответить на все деловые звонки.
Расчищайте свой стол в конце рабочего дня.
Уходите каждый день из офиса ровно в момент официального окончания работы.
Добирайтесь до дома пешком или на велосипеде.
"Кадровый менеджмент", N 4, май-июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811