Нужные люди в нужном месте.
Роль кадровой службы в системе управления человеческими ресурсами
На рубеже XXI века в экономически развитых странах родилась характерная для новой эпохи постиндустриального развития новая стратегия управления предприятиями, краеугольным камнем которой является решающая роль человека в их деятельности.
Управление персоналом уступает место управлению человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы компании - это один из главных приоритетов менеджмента. Главная задача управления на современном этапе - добиться, чтобы люди могли совместно заниматься одним и тем же делом, будучи объединенными общими целями, интересами и ценностями, а также соответствующей структурой, подготовкой и развитием, необходимыми для того, чтобы выполнять свою работу и реагировать на перемены. Направления и общие принципы решения этих задач определяют принятые в компании стратегии управления персоналом.
Исходя из двух точек зрения на персонал (как на ресурс и как на объект управления) их можно отнести к "ресурсным" и к "управленческим" стратегиям, которые рассматриваются в контексте всех корпоративных стратегий. Все стратегии компании взаимосвязаны, как взаимосвязаны все стороны ее деятельности. Поэтому на выбор актуальных для компании компонентов управления персоналом существенное влияние оказывают общие тенденции в изменении характера современного бизнеса (табл.1).
Эти перемены привели и к смене подходов в области управления персоналом (табл. 2).
Таблица 1
Смена парадигмы менеджмента
Середина XX века | Конец XX века |
Индустриальное общество | Информационное общество |
Долгий жизненный цикл товара | Быстрое устаревание продукции и услуг |
Специализация, рост масштабов производства и продвижения |
Индивидуализация и рост качества производства и продвижения |
Предприятие - закрытая система | Предприятие - открытая система |
Работник - исполнитель | Работник - инициатор |
Таблица 2
Смена подходов к управлению персоналом в 90-х гг.
Середина XX века | Конец XX века |
Персонал как затраты | Персонал как ресурс |
Набор и учет кадров | Наращивание кадрового потенциала |
Планирование кадров в соответствии с производст- венными планами |
Интеграция планирования человеческих ресурсов и корпоративного планирования |
Тотальный контроль | Координация целей |
Оценка деятельности | Оценка результата |
Централизованное вертикальное управление | Децентрализованное горизонтальное управление |
Основная целевая функция: обеспечение нужных людей в нужном месте |
Основная целевая функция: эффективность взаимо- действия человека и организации |
Можно выделить следующие принципы управления человеческими ресурсами в современных системах управления:
комплектование компаний кадрами, способными по своим качествам обеспечивать его устойчивость и постоянно поддерживать оптимальный уровень трудового потенциала компании;
формирование в компании системы профессионально-квалифицированного продвижения и всестороннего развития работника;
создание условий, способствующих адаптации работника в компании и формированию его разнообразных связей с компанией;
осуществление мер, предотвращающих появление неудовлетворенности работника своим положением, с целью сокращения текучести кадров и уменьшения тех отрицательных последствий, которые ею обусловлены;
развитие профессионального самосознания работников на основе учета экономико-психологических условий и их интересов;
усиление трудовой мотивации работников, их отношения к труду как к первоисточнику материального и духовного развития, становление жизненной позиции, включая позиции преданности компании;
развитие качественных характеристик человеческих ресурсов компании, таких как творческая и социальная активность, предприимчивость и инициативность;
формирование системы целенаправленных воздействий на все факторы, которые участвуют в формировании человеческих ресурсов компании;
установление связи текущего планирования с перспективным, чтобы сделать будущее состояние человеческих ресурсов результатом целенаправленного развития, скоординированного с изменениями в техническом базисе производства;
достижение наиболее полного соответствия (а порой и опережения) характеристик рабочей силы тем требованиям, которые предъявляют к ней производство и рынок.
Необходимо также отметить, что в сложившихся условиях бизнес сталкивается с противоречием между объективной необходимостью предоставить работникам большую свободу творчества и административно-политической необходимостью сохранять над ним контроль. Поэтому, основное, что отличает современные подходы к управлению человеческими ресурсами компаний - это стремление добиться правильного выполнения нужных функций, прежде всего за счет приведения к единому знаменателю целей организации и целей ее сотрудников. И одним из факторов, оказывающих влияние на этот процесс, является корпоративная культура компании.
На основании анализа работ, посвященных функциям корпоративной культуры, мы выделяем следующие укрупненные блоки ее основных функций: а) формирование, накопление и передача ценностей, миссии и стратегических целей корпорации; б) формирование и развитие системы внутренних коммуникаций корпорации; в) формирование и развитие системы внешних связей и коммуникаций;
г) формирование и развитие норм отношений в трудовом процессе;
д) обеспечение самоорганизации, сплоченности коллектива, укрепление чувства коллегиальности и корпоративности;
е) интегральная функция - повышение конкурентоспособности корпорации.
/----------------------------------\
|Корпоративная культура предприятия|
\----------------------------------/
/----------------------------------\
/--------\ /---------\ /----------------\
|Формы КК| |Уровни КК| | Содержательные |
\--------/ \---------/ | элементы КК |
\----------------/
| |
/----------\ /--------------\ /-----------------\
|Внутренняя| |общая культура| |Ценности, миссия,|----\
|КК | |организации | |стратегические | |
|Система | \--------------/ |цели корпорации | |
|внутренних| \-----------------/ |
|коммуника-| | |
|ций корпо-| /--------------\ /-------------------\ |
|рации | |культура нап-| |Традиции, ритуалы,| |
\----------/ |равления | |знаки корпоративной| |
\--------------/ |принадлежности, | |
|дресс-код | |
\-------------------/ |
/--------------\ | |
|культура груп-| /---------------\ | |
|пы | |Деловая этика -| | |
\--------------/ |отношения с | | |
/--------------\ |руководством, | | |
|культура сот-| |со смежниками | | |
|рудника | |(коллегами), | | |
\--------------/ |с подчиненными | | |
/----------\ /--------------\ \---------------/ | |
|Внешняя КК| |культура отно-| | | |
|Система | |шений с госу-|
|внешних | |дарством | /----------------------------------\
|коммуника-| \--------------/ |Организационно-экономическое, до-|
|ций корпо-| /--------------\ |кументационное обеспечение корпо-|
|рации | |культура отно-| |ративной культуры предприятия |
\----------/ |шений с конку-| \----------------------------------/
|рентами |
\--------------/
/--------------\
|культура отно-|
|шений с парт-|
|нерами |
\--------------/
/--------------\
|культура отно-|
|шений с потре-|
|бителями |
\--------------/
/--------------\
|культура отно-|
|шений с об-|
|щественностью |
\--------------/
Рис. 1. Составляющие системы корпоративной культуры предприятия
Исходя из указанных функций можно выделять следующие формы, уровни и содержательные элементы корпоративной культуры промышленного предприятия (рис. 1).
На основе изучения сущности корпоративной культуры и ее системного анализа можно сформулировать следующие принципы формирования сильной корпоративной культуры
1. Системности - предполагает рассмотрение формируемой корпоративной культуры как системы взаимосвязанных элементов, изучение которой возможно только за счет изучения каждого.
2. Комплексности - предполагает рассмотрение культуры с учетом влияния социально-психологических, экономических и организационно-распределительных факторов.
3. Историчности - предполагает необходимость соответствия системы ценностей предприятия и практики межличностных отношений, отвечающим современным человеческим ценностям; учет их динамики во времени.
4. Научности - предполагает необходимость использования научно-обоснованных методов и решений при формировании сильной корпоративной культуры.
Таблица 3
Создание единого коммуникационного пространства
(разработка единых стандартов и процедур ведения бизнеса)
Наименование корпоративных стандартов, правил и процедур |
Комментарии |
Кодекс корпоративной этики, сотрудни- ков; справочник сотрудника и т.п |
Данные документы содержат свод основных корпоративных норм, регламентирующих: - правила поведения сотрудников в компании; - внешний вид, дресс-код; - трудовую дисциплину; - орпоративные традиции. В корпоративном кодексе содержится информация, рассказыва- ющая об истории создания, основных ценностях и мисси ком- пании. |
Единая система деловой документации (инструкции, стандарты, регламенты до- говоры, бизнес-планы и т.д.) |
Правильное организованное делопроизводство - один из факторов делового успеха. Стандартизация деловых докумен- тов позволяет предоставить специалистам единую форму пода- чи информации, единый деловой язык, лексику, что обеспечи- вает точное понимание друг друга, т.е. способствует повы- шению эффективности внутренних бизнес-коммуникаций компа- нии. |
Разработка стандартов ведения бизнеса | Внедрение унифицированных систем ведения документации, содержащей информацию, необходимую для управления в опре- деленной сфере деятельности компании: - едения управленческой отчетности; - ведения финансовой, первичной и отчетной банковской документации; - ведения плановой документации; - ведения документации по труду и социальным вопросам. |
5. Эффективности - предполагает необходимость целенаправленного воздействия на элементы корпоративной культуры с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала предприятия и его успеха.
Особенно хотелось бы отметить роль кадровых служб предприятия, которые непосредственным образом занимаются созданием и развитием корпоративной культуры предприятия. Создание корпоративной культуры необходимо начинать с создания единого коммуникационного пространства, что подразумевает разработку единых стандартов и процедур ведения бизнеса (табл. 3).
Таким образом, разрабатывая единые стандарты и процедуры ведения бизнеса, создавая единое коммуникационное пространство с использованием принципов формирования сильной корпоративной культуры, кадровые службы предприятия создают корпоративную культуру, которая в свою очередь обеспечивает самоорганизацию, сплоченность коллектива, укрепляет чувство коллегиальности и корпоративности. И в результате способствует повышению конкурентоспособности предприятия.
Д. Репников
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107