Аутсорсинг как форма опосредованного инвестирования
сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне
С развитием рыночных отношений сельскохозяйственным предприятиям необходимо постоянно искать новые каналы реализации своей продукции и приобретения относительно дешевых материалов. Как правило, в небольших хозяйствах данная функция ложится на руководителей, которые постоянно перегружены производственной работой. Действующие в более крупных предприятиях отделы снабжения и сбыта в силу ограниченности возможностей исследуют в основном только местный рынок.
Более того, существующая информационная разобщенность сельскохозяйственных предприятий приводит к дублированию собранных данных. Каждое хозяйство несет издержки, связанные с изучением практически одних и тех же рынков. Разобщенность предприятий является также одной из причин высокой стоимости приобретаемых материалов, необходимых для сельскохозяйственного производства, что приводит к удорожанию производимой продукции.
В связи с этим автором предлагается как вариант активное использование аутсорсинга, то есть целенаправленного выделения хозяйствами района функций, не являющихся основными, и делегирование их реализации стороннему исполнителю-аутсорсеру (органам местного самоуправления).
Аутсорсинг (outsourcing: out в переводе с англ. - "вне", source - "источник") широко применяется в крупных производственных корпорациях, как зарубежных стран, так и России. На принципы аутсорсинга в 1998 г. перешло старейшее отечественное мясоперерабатывающее предприятие - ЗАО "Микояновский мясокомбинат". Данное общество переложило на акционерную корпорацию "Эксима" поиск рынков сбыта продукции, подбор кадров и при тесном сотрудничестве с Московским государственным университетом прикладной биотехнологии (МГУПБ) осуществление разработки и внедрения современных технологий [1, с. 34].
На современном этапе аутсорсинг находит широкое применение в области как государственного, так и муниципального управления. Д.Е. Амелин, указывает на необходимость передачи ряда муниципальных функций частному сектору [2]. Н. А. Игнатюк рассматривает аутсорсинг как вариант "сорегулирования бизнеса и власти" [3, с. 15].
Безусловно, сельскохозяйственное предприятие может создать собственный маркетинговый отдел (или подобную службу) и пытаться самостоятельно продвигать произведенную продукцию на рынки, а также находить относительно дешевые материалы и оборудование, то есть быть организацией инсорсингового типа.
Примерные издержки предприятия на создание и функционирование маркетинговой службы в течение одного года выглядят следующим образом (расчеты произведены на основании затрат маркетинговых отделов сельскохозяйственных предприятий Ярославской и других областей):
- заработная плата (4-5 человек): 310-390 тыс. рублей;
- отчисления от фонда заработной платы (26%): 80-100 тыс. рублей;
- затраты на приобретение оборудования для каждого сотрудника: 80-100 тыс. рублей;
- затраты на подключение и пользование Интернетом: 40-60 тыс. рублей;
- расходы на вознаграждение привлеченных специалистов: 30-100 тыс. рублей;
- затраты на переговоры, заключение сделок и т.д.: 20-30 тыс. руб лей.
Следовательно, если сельскохозяйственное предприятие примет решение о создании собственного маркетингового отдела, то его ежегодные затраты в среднем составят 560-780 тыс. рублей.
В табл. 1 рассмотрены положительные и отрицательные стороны деятельности маркетингового отдела (или подобной службы) предприятия и аутсорсера (муниципальной службы).
Таблица 1. Сравнительный анализ деятельности маркетингового отдела
предприятия и органа местного самоуправления (аутсорсера)
Маркетинговый отдел предприятия (или аналогичная служба) |
Орган местного самоуправления (аутсорсер) |
Положительные стороны | |
Максимально владеет информацией о деятельности предприятия для реализации поставленных целей |
Работа со многими предприятиями дает большой опыт |
Возможность быстрого реагирования на возникающие проблемы |
Независимое суждение, мнение, подход |
Заинтересованность в соблюдении конфиденциально- сти |
Аккумулирование инновационных технологий, профе- ссионализм, эффект "пчелы" |
Отрицательные стороны | |
Минимальный опыт деятельности на рынках | Необходимость в инвестировании |
"Затертый" взгляд изнутри | - |
Часто не имеет профессиональных ресурсов для реализации идей |
- |
Затраты на содержание отдела, которые не всегда оправдывают себя |
- |
Находясь внутри компании, отдел зачастую скаты- вается на "тушение пожаров" и "затыкание дыр" |
- |
Из приведенных в таблице материалов следует, что аутсорсинг в плане передачи аутсорсеру не свойственных сельскохозяйственным предприятиям функций является наиболее выгодным, чем содержание собственных служб.
Алгоритм процесса аутсорсинга имеет следующий вид (рисунок).
Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального района заключают договор аутсорсинга |
|
| /---------------------------------------------------------\
| | Сельскохозяйственные предприятия выставляют заявку на|
| | приобретение необходимых материалов |
| | (семена, ГСМ, удобрения и т.д.) |
| \---------------------------------------------------------/
Органы местного самоуправления изучают рынок спроса на сельскохозяйственную продукцию и предложения необходимых материалов |
/--------------------------------------------------\ /--------------------------------------------\
| Находят организации, желающие приобрести крупные | | Находят организации, поставляющие крупные |
| партии сельскохозяйственной продукции | | партии необходимых материалов |
\--------------------------------------------------/ \--------------------------------------------/
Предлагаемые заказчиком/поставщиком условия (цена, необходимый объем продукции, сроки поставки и т.д.) обсуждаются с руководителями хозяйств |
Сельскохозяйственные предприятия и администрация муниципального района заключают договора поручения на поставку/приобретение определенного объема продукции |
Администрация муниципального района заключает договор купли-продажи с заказчиком/поставщиком, выступая при этом гарантом выполнения условий |
/--------------------------------------------------\ /--------------------------------------------\
| Хозяйства отгружают произведенную | | Хозяйства получают поставленные материалы и|
| сельскохозяйственную продукцию заказчику | | оборудование |
\--------------------------------------------------/ \--------------------------------------------/
Рисунок. Алгоритм процесса аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий
Ключевым моментом в данном алгоритме является система договоров, заключаемая органами местного самоуправления сначала с сельскохозяйственными предприятиями, затем с заказчиком или поставщиком (табл. 2).
Таблица 2. Договора, применяемые в процессе реализации аутсорсинга
сельскохозяйственных предприятий
Последовательность заключения/ наименование договора |
Стороны, между которыми заключается договор |
1. Договор аутсорсинга | Заказчик - сельскохозяйственное предприятие Исполнитель - администрация муниципального образования |
2. Договор поручения | Доверитель - сельскохозяйственное предприятие Поверенный - администрация муниципального образования |
3. Договор гарантии | Гарант - администрация муниципального образования Кредитор - поставщик/заказчик |
4. Договор купли-продажи | Вариант 1: Продавец - поставщик Покупатель - администрация муниципального образования, действующая на основании договора поручения Вариант 2: Продавец - администрация муниципального образования, действующая на основании договора поручения Покупатель - заказчик |
Необходимым требованием в договоре купли-продажи, по нашему мнению, является обязательное перечисление платежей на счета самих хозяйств. Что сократит процесс поступления оплаты и уменьшит вероятность использования денежных средств различными структурами не по назначению.
Аналогичным образом должен происходить процесс оплаты приобретенных у поставщиков материалов. Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно перечисляют денежные средства на счета поставщика.
Осуществить данные требования возможно при условии закрепления их в договорах.
Таким образом, применение аутсорсинга есть форма скрытого (опосредованного) инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства. С внедрением аутсорсинга органы местного самоуправления снимают с предприятия издержки, связанные с продвижением продукции и нахождением относительно недорогих материалов и оборудования. Проведенные российскими и зарубежными учеными исследования доказывают, что на аутсорсинге предприятие экономит от 15% до 25% затрат.
Реализация аутсорсинга сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне будет способствовать осуществлению выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, обеспечению своевременности оплаты и постоянной загруженности производства при работе с крупными фирмами, а также налаживанию тесных связей с крупными предприятиями, основанных на выступлении администрации муниципального района гарантом при заключении договоров.
Резюме:
В статье исследуются проблемы выхода сельскохозяйственных предприятий на новые рынки, а также затраты, связанные с данной деятельностью. Предлагается в качестве варианта возможных решений данных проблем применение аутсорсинга на муниципальном уровне.
Литература
1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. М.: "Омега - Л", 2004. 472 с.
2. Амелин Д.Е. Аутсорсинг муниципальных функций [Электронный ресурс]. http://www.vscc.ас.ru/.
3. Игнатюк Н. Государство - частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. N 8.
А. Суховская
"Управление персоналом", N 8, апрель 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.