"Личная стратегия успеха длиною в жизнь"
(интервью с М. Вишняковой)
- Как появилась идея книги, и долгим ли был путь ее воплощения?
- Книга появилась благодаря участию моих друзей и коллег, которые, читая мои статьи, не разсоветовали мне на основе собранного материала написать книгу. Я же долгое время не относилась к этому запросу достаточно серьезно, поскольку "книга" в моем понимании - это нечто монументальное, я бы сказала, "труд жизни", а я не признаю монументальность ни в каких ее проявлениях. Да и итоги жизни подводить как-то рановато... К тому же, я довольно ироничный человек, что также не способствует серьезности восприятия мира. Однако прошлым летом, уехав на Корфу, я вдруг взяла с собой ноутбук, что обычно не делаю, и в расслабленно - отпускном состоянии, как-то само собой начали получаться системные тексты. Так сказать, не приходя в сознание... Поэтому моя книга - при всей серьезности рассматриваемых проблем - написана в довольно свободном стиле, со значительной долей ироничного юмора, что, надеюсь, не обидит читателя, а от души по веселит!
Несмотря на то, что мысли о книге долго витали в воздухе, отгоняемые сиюминутными делами и проблемами, написана она была, в общем-то, всего за две недели.
- Еще 50 лет назад даже в развитых странах не было особых проблем в мотивации персонала. Сам факт принадлежности работника к организации уже был мотивирующим фактором. Почему так популярна и обсуждаема эта тема сегодня?
- Не вижу особых проблем в мотивации сотрудников и сейчас. Если человеку изначально присуща мотивация к труду, то он - трудится, а если нет - можно потратить бездну усилий и средств на превращение из бездельника в трудоголика, но тщетно. Другое дело, что даже в случае наличия у человека мотивации к труду, ею (мотивацией) нужно управлять через различные мотивационные схемы и методы. Ибо мотивирование - это процесс побуждения у сотрудника стремления достигать своих целей через достижение целей организации. Сам факт принадлежности к той или иной организации продолжает оставаться мотивирующим фактором в той же Японии, да и не только. Наряду с этим все большую популярность завоевывают так называемые, "американские" модели поведения работников (обобщенное, сленговое название, не имеющее реального отношения именно к США), которые предполагают неоднократную смену места работы в течение жизни - как путь профессионального развития как вертикальной, так и горизонтальной карьеры. Приверженцы второго подхода, вероятно, считают, что жизнь слишком коротка и интересна, чтобы тратить ее целиком на какое-то одно увлечение. В то же время, есть достаточное количество сторонников "японской" (опять - сленг) модели, в том числе и в нашей стране. Для них углубленное изучение какой-то одной специализации внутри одного коллектива - наиболее комфортная среда для самореализации.
Думаю, что причины существования двух подходов не только и не столько в изменении скорости распространения информации и появлении новых, высокодинамичных специализаций, предполагающих широкое знание разных рынков, но и в таких базовых вещах, как: принадлежность людей к различным психологическим типам, социокультурным слоям, исторически сложившимся предпочтениям и пр. Этот аспект мотивации также отражен и на страницах моей книги.
- А что же будет дальше?
- Человеческому обществу, как любому природному явлению, присуща цикличность. Поэтому - подобно постоянным сменам увлечений "физиками" и "лириками" - в мотивационных схемах так же будут периоды строгих технологий и мягких, "биохимических"творений... Может меняться форма, но вряд ли изменится суть (см. определение мотивирования, данное выше). Мотивирование - это динамичный процесс создания иллюзий. По-моему, очень интересное и увлекательное занятие для работодателя...
- В чем красная нить книги, основная сюжетная линия?
- В том, что все - относительно, и нет никаких безусловных истин. Менеджмент - это не формулы (где точно можно рассчитать продукт реакции), это - рецепты. А принимать их во внимание или нет, следовать скрупулезно предписаниям или варьировать методы - это индивидуальный выбор каждого. По этому результаты любых менеджерских усилий всегда будут отличаться разнообразием, подобно тому, как различны одни и те же блюда у разных кулинаров. Оттенки, полутона, переливы - суть искусства менеджмента. Именно по этому это одна из самых интересных сфер деятельности, сочетающая простор для творчества, по явления новых мыслей и идей. Не которые рассуждения на тему этого творчества, палитры его незримых и явных инструментов и представлены в книге.
- Что осталось за кадром?
- Нотации и поучения. Они да же не за кадром, они просто вне жизни.
- Как Вашу книгу приняли знакомые и коллеги?
- Пока говорят, что нравится. Но поскольку это знакомые и коллеги - мне сложно оценить их объективность (тем более что мне и самой нравится)!
Как прошла презентация Вашей книги на выставке "Персонал Москва 2007" в рамках церемонии награждения лучших HR-ob, проводимой журналом "Управление персоналом"?
- Презентация прошла успешно, во многом благодаря теплым словам признанного эксперта в издательской сфере по вопросам управления персоналом, главного редактора журнала "Управление персоналом", А.Н. Гончарова.
- Что Вам нравится в успешных топ-менеджерах и что, напротив, раздражает?
- В успешных - нравится все и ничего не вызывает раздражения. Раздражают, вернее, огорчают - неуспешные... Другое дело, что у меня свои критерии успеха, впрочем, как и у каждого из нас. Успешный топ-менеджер это, прежде всего, - эффективный топ-менеджер. А параметры эффективности менеджера подробно описаны в книге. Замечу, что далеко не всегда это известность!
- Вас предавали в жизни?
- Ваш вопрос звучит даже как-то романтично... Предательство в обычной жизни (т.е. не связанное, например, с военной или государственной тайной и пр.) - это очередная иллюзия. Что мы считаем предательством? Обычно тот факт, что человек, на которого мы возлагали определенные надежды или пытались связать какими-то обязательствами, разрушил все наши тщательно выверенные планы относительно него. А это означает только одно: созданный в нашем воображении образ данного человека не соответствует реальному, живому воплощению. Вывод, как всегда прост: жизнь богаче наших представлений о ней. А я всегда - на стороне многоцветия жизни, хотя и очень люблю создавать образы.
- Расскажите о себе и своей карьере? О Вашей команде?
- Про карьеру - сложный вопрос. Если отвечать формально, то достаточно привести резюме, а если по существу, то требуются пояснения...
Когда я начала работать по найму, то даже в совсем юные годы сразу заняла позицию топ-менеджера: после аспирантуры моя первая работа - декан факультета региональной политики в университете российской академии образования. Мне было 26 лет, моим студентам-заочникам часто за 30, а профессорам-сотрудникам, порой и за 60.... И далее все мои должности важно именовались, как директор или эксперт, советник... Однако я как-то не склонна считать собственное перемещение по высоким должностям намеренно выстраиваемой карьерой. Я просто очень любопытный человек, и мне особенно интересны принципы и неожиданности, которые заставляют чью-то идею вдруг овеществляться в предметы, здания, сооружения, людей - и приносить деньги на выходе, как подтверждение принятия идеи обществом. Обычно всю эту цепочку принято называть бизнесом. А с какой позиции лучше всего наблюдать за процессом, и какая позиция позволяет во всем этом участвовать..., правильно, "директорская". Поэтому все так и получилось. Вдобавок, природная подвижность завела еще и в большое количество различных международных программ, общественно-политические движения, неформальные объединения. Сейчас у меня свой бизнес, и не один. Основное "директорское любопытство" я сейчас вкладываю в компанию РМ BUREAU, и получаю от этого большое удовольствие! У нас с партнерами большие планы относительно интересных совместных дел. Команды, с которыми я работаю (мои коллеги из РМ BUREAU) славные, симпатичные, профессиональные люди разного возраста и специализаций, с частью из которых я встречалась в рамках других проектов, с некоторыми познакомилась недавно. Я очень надеюсь, что наше любопытство и удовольствие взаимно, потому что в бизнесе, как и вообще в жизни, один в поле не воин.
Спасибо за беседу.
"Управление персоналом", N 9, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.