Все о водном налоге
Все организации платят налоги: НДС, налог на прибыль и т.д. Меньшее количество компаний должно уплачивать и "необычные" налоги. Такие как лесной налог, водный. В данной статье речь пойдет о последнем.
С 1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс. Он предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование. За пользование водным объектом на основании договора взимается плата (ст. 20 ВК РФ). Поэтому в статье 333.8 Налогового кодекса уточняется, что организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после введения в действие нового Водного кодекса (то есть после 1 января 2007 года), водный налог не уплачивают (п. 2 ст. 333.8 НК РФ).
А уплачивают его те предприятия, которые пользуются водными объектами и осуществляет специальное или особое водопользование (используют водные объекты для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, лесосплава и других отраслей народного хозяйства, для сброса сточных вод).
Постановка на учет
Организации должны встать на учет в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности (ст. 83 НК РФ). Специальное водопользование осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств. Как правило, такая техника (например, артезианские скважины или иные водозаборные сооружения) относится к объектам недвижимого имущества. Получается, что если техническое средство водопользования (недвижимость) находится вне места постановки на учет организации или ее обособленного подразделения, то им следует встать на учет в налоговой инспекции и по месту нахождения имущества.
Про ставки
В статье 332.12 Налогового кодекса приведены ставки водного налога для конкретных объектов природопользования (по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, при использовании акватории, водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, при использовании водных объектов для целей сплава древесины на плотах и кошелях). Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Забор воды осуществляется на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом (письмо УФНС по Московской области от 2 февраля 2007 г. N 20-20/0226 "О водном налоге").
Заметим, при подтверждении в органе лицензирования сведений о том, что целью забора воды является в том числе и водоснабжение населения, в лицензии делается соответствующая запись. Если в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды или водопользование в указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанными с забором воды для населения, в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров не применяются и налогообложение производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса.
Учет
Пример 1
Организация осуществляет сплав древесины в плотах по реке Енисей. Во II квартале 2007 года объем сплавляемой древесины составил 2 300 000 куб.м, расстояние сплава - 2000 км.
В данном случае база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой на плотах и кошелях за налоговый период (квартал), выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 (п. 5 ст. 333.10, ст. 333.11 НК РФ). Налоговая ставка при сплаве древесины по реке Енисей установлена подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса - 1585,2 руб. за одну тысячу куб.м древесины на каждые 100 км сплава.
Организация начисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки (п. 1, 2 ст. 333.13 НК РФ).
В нашем случае сумма водного налога будет равна 72 919 руб. (2300 тыс. куб.м х 2000 км / 100 х 1585,2 руб. / (1000 тыс. куб.м х км)).
Сумма водного налога, исчисленная в связи с лесосплавом, является расходом по обычным видам деятельности.
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68 субсчет "Расчеты по водному налогу"
- 72 919 руб. - начислен водный налог за II квартал 2007 года;
- 72 919 руб. - уплачен водный налог.
Заметим, для целей исчисления налога на прибыль сумма водного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в полном объеме.
Пример 2
Производственная организация, расположенная в Центральном районе России и имеющая лицензию на водопользование, производит забор воды из поверхностных вод реки Дон для технологических нужд. Лимит водопользования на 2007 год для организации установлен в размере 100 000 куб.м воды; квартальный лимит не установлен. По данным журнала первичного учета использования воды объем забранной воды составит 28 000 куб.м.
Объем воды, забранный сверх установленного лимита: 28 тыс. куб.м - 1/4 х 100 000 куб.м = 3000 куб.м.
Сумма водного налога составит 11 520 руб. (288 руб. / 1000 куб.м) 1/4 ) 100 000 куб.м + 288 руб. / 1000 куб.м ) 5 ) 3000 куб.м).
Налоговая база при заборе воды из водного объекта определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период, которым признается квартал (п. 2 ст. 333.10, ст. 333.11 НК РФ). Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливают по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам (п. 1 ст. 333.12 НК РФ). В данном случае ставка налога составляет 288 рублей за одну тысячу куб.м забранной воды (подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ).
При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Заметим, для целей налогообложения такие суммы учитывают в полном объеме (письмо Минфина России от 21 апреля 2005 г. N 07-05-06/114).
Бухгалтерский учет будет аналогичен рассмотренному в примере*(1).
А. Бунина,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень видов специального водопользования подземными водными объектами определен письмом Минприроды России от 19 марта 1998 г. N 11-2-19/55. Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам, виды деятельности, связанные со специальным водопользованием, перечень специальных сооружений, технических средств и устройств установлены приказом Минприроды России от 23 марта 2005 г. N 70.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.