Учтем затраты на охрану труда
Если в штате вашей компании более 50 человек, и вы ведете производственную деятельность, то в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса вы обязаны создать службу охраны труда. Многие создают такие службы по собственному желанию. А как оформить все по правилам, как отразить на счетах бухгалтерского учета?
Руководитель организации или индивидуальный предприниматель имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию. Заметим, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно осуществляться в размере не менее чем 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 ТК РФ).
Создаем
Создавая службу охраны труда (СОТ) нужно руководствоваться рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации (утверждены постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14). Для начала следует определить круг задач, которые будет решать служба (специалист). Далее нужно установить численность штатных сотрудников и организационной структуры службы, подготовить нормативную и методическую базу для обеспечения работы службы.
Оборудуем рабочее место
Конечно, нужно обучить специалистов в области охраны труда и создать для них рабочие места. Они, как и рабочие места остальных сотрудников, должны отвечать некоторым требованиям. Поскольку сейчас без компьютера никто не работает, список требований можно найти в "Гигиенических требованиях к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03". Так, помещения для эксплуатации ЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейным терминалом (ВДТ) на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 кв.м. В помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллических, плазменных) соответствующий показатель составляет 4,5 кв.м.
Рабочие столы нужно ставить таким образом, чтобы ВДТ был ориентирован боковой стороной к световым проемам, а естественный свет падал преимущественно слева.
При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм. При отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
Помимо правильно оборудованного компьютерного места, у сотрудников должно быть место, где они спокойно могли бы принимать пищу. Следует помнить, что, например, микроволновая печь принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (письмо Минфина России от 21 апреля 2005 г. N 03-06-01-04/209). Заметим также, что для целей налогообложения расходы по приобретению микроволновой печи можно учесть либо в составе материальных расходов либо в качестве расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Ведь если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). По нашему мнению, удобнее это сделать в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса.
Еще о бухгалтерском учете
Для целей бухгалтерского учета расходы на оплату услуг, оказанных в области охраны труда, являются расходами по обычным видам деятельности и признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60.
Если организация обращается к специализированной охранной фирме, то сумма НДС, предъявленная ею, отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленную сумму НДС организация имеет право принять к вычету после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 19.
Справка
Для создания СОТ работодателю нужно издать (утвердить) ряд документов:
- Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда).
- Положение о службе охраны труда. В нем прописываются цели, задачи, функции, права и обязанности службы, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, распределяются функциональные обязанности между сотрудниками службы охраны труда.
- Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда.
- Инструкции по охране труда. Инструкции разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда.
- Перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации.
- Журналы регистрации инструктажа: вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого.
- Личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты.
- Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
- График периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными).
Внимание
Для целей налогообложения прибыли расходы по оплате оказанных специализированной охранной фирмой услуг в области охраны труда, покупку кулера и, в некоторых случаях, кондиционеров, затраты на предписанное в установленном порядке техническое обследование (экспертизу промышленной безопасности) производственного здания относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма УФНС по городу Москве от 6 октября 2006 г. N 20-12/89225).
А. Бунина,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.