"Минфин готовится к ратификации"
(интервью с О. Цибизовой, начальником отдела косвенных налогов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России)
В настоящее время Минфин готовит необходимые документы для ратификации протоколов, подписанных между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 23 марта 2007 года. Такие изменения ждут нас после сентября 2007 года. Выразить свою официальную позицию по этому вопросу мы попросили Ольгу Цибизову, начальника отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
- В настоящее время налоговые отношения, касающиеся косвенных налогов, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг". Согласно статье 5 Соглашения, Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь должны заключить между собой дополнительный протокол о порядке применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Статья 8 этого Соглашения уточняет, что стороны могут вносить в него изменения или поправки, которые должны оформляться отдельным протоколом. Рассмотрим, какие поправки были внесены международными договорами, которые дополнили действующее Соглашение между Россией и Республикой Беларусь.
- 23 марта 2007 года был подписан протокол между Россией и Республикой Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Ольга Федоровна, в чем суть заключенного протокола и что лежит в его основе?
- В основу этого протокола положена действующая статья 148 Налогового кодекса. Заметим, что при применении указанного протокола возникают некоторые отличия от действующего налогового законодательства. Так, по протоколу в перечень работ, услуг, согласно которому, местом реализации работ, услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если эти работы приобретает хозяйствующий субъект Российской Федерации, не вошли (в отличие от ст. 148 НК РФ) услуги по созданию программ для ЭВМ, их адаптации и модификации. Поэтому в случае, если у белорусской фирмы приобретаются услуги по созданию программ для ЭВМ, их адаптации, модификации, то покупатель этих услуг не платит НДС. И, наоборот, если российская фирма оказывает эти услуги белорусам-контрагентам, то ей придется платить НДС.
- Какой порядок налогообложения НДС аудиторских услуг, если услуги белорусской фирме оказывает российская организация и наоборот?
- В настоящее время в статье 148 Налогового кодекса аудиторские услуги напрямую не перечислены. Существуют два различных мнения по поводу того, как облагаются НДС аудиторские услуги: Минфина и ФНС. Замечу, что по протоколу, заключенному с белорусской стороной в случае, если российская организация оказывает услуги по аудиту белорусской фирме, то она налог не платит. И наоборот, если российская фирма приобретает эти услуги у белорусской фирмы, то она уплачивает НДС.
- По Соглашению НДС уплачивается при ввозе товаров на территорию России с территории Республики Беларусь. Пользуясь этой нормой, многие российские фирмы заключали договоры не на поставку товаров с территории Беларусь, а договоры на работы по производству какого-либо товара. Уточняется ли в протоколе данная норма?
- Действительно, при наличии такого договора налоговые органы не могли взимать НДС по результатам выполнения таких работ, если они ввозились на территорию России. Статьей 4 протокола о взимании налога при оказании работ, услуг предусмотрено положение, согласно которому, при ввозе товаров на территорию России в рамках выполнения белорусской фирмой работ по созданию товара, в отношении таких товаров НДС взимается в порядке, установленном общими нормами соглашения. Соответственно стороны, которые выполняют эти работы, в отношении таких работ применяют нулевую ставку НДС. Соглашением предусмотрена нулевая ставка НДС в отношении услуг по переработке товара в том случае, если сырье вывозится с территории государства - участника соглашения, там перерабатывается и ввозится обратно на территорию России (т.е. в страну, которая поставляла сырье для переработки).
- Ольга Федоровна, облагаются ли нулевой ставкой НДС услуги по переработке товаров в России, сырье для которых ввозится с территории Республики Беларусь?
- Такие услуги не могут облагаться нулевой ставкой НДС, согласно нормам главы 21 Налогового кодекса, поскольку статьей 165 Налогового кодекса не предусмотрен перечень документов, которыми можно подтвердить применение нулевой ставки по таким услугам. Соответственно статьей 6 протокола предусмотрен перечень документов, которыми налогоплательщик может обосновать право на применение нулевой ставки при оказании таких работ, услуг.
- Хотелось бы задать вопрос по содержанию второго протокола, подписанного между Россией и Республикой Беларусь. Какие поправки внесены данным протоколом?
- Протокол в некоторой степени изменяет порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте товара на территорию Республики Беларусь. Согласно действующим нормам, нулевая ставка НДС применяется в отношении товаров, реализуемых Россией, которые на территории Республики Беларусь при ввозе облагаются НДС. Если на территории Республики Беларусь для каких-либо товаров установлено освобождение от НДС при ввозе, то на территории России при экспорте этих товаров нулевую ставку применять нельзя. В этом случае применяется порядок налогообложения НДС, установленный действующим законодательством Российской Федерации. То есть, либо этот товар освобождается от уплаты НДС (если он входит в перечень товаров, предусмотренных статьей 149 Налогового кодекса), либо по нему применяется ставка 10 процентов или 18 процентов.
Осенняя ратификация
После ратификации протокола нулевая ставка НДС будет применяться независимо от того, какой порядок налогообложения товаров действует на территории Республики Беларусь при ввозе. Например, если на территорию Республики Беларусь ввозятся средства реабилитации инвалидов, которые при ввозе освобождаются от уплаты НДС, то после ратификации протокола фирмы, реализующие эти товары, смогут применять нулевую ставку НДС. Напомним, что фирмы были вынуждены по таким товарам применять освобождение по статье 149 Налогового кодекса, то есть не возмещать входной НДС.
Такие поправки сделаны с целью того, чтобы повысить конкурентоспособность наших российских товаров, по сравнению с товарами, происходящими из третьих стран, в том числе из Польши.
Добавлю, что такие изменения ждут нас после сентября 2007 года. В настоящее время Минфин готовит необходимые документы для ратификации этих двух протоколов.
НДС в особых экономических зонах
Кроме того, данным протоколом предусмотрен порядок налогообложения НДС в отношении товаров, ввозимых в особые экономические зоны. Актуально это сейчас для Калининградской особой экономической зоны. В настоящее время заканчивается создание еще шести особых экономических зон, для которых этот вопрос будет также актуален.
Согласно нормам протокола, товары, ввозимые на территорию особых экономических зон, освобождаются от уплаты НДС.
В то же время протоколом оговаривается вопрос взимания НДС в случаях, когда товар, ввезенный на территорию особой экономической зоны, вывозится на остальную территорию России или реализуется на территории особой экономической зоны нерезидентом этой зоны.
Внимание
После ратификации протокола нулевая ставка НДС будет применяться независимо от того, какой порядок налогообложения товаров действует на территории Республики Беларусь при ввозе.
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.