От конфронтации к сотрудничеству
Бухгалтерия и юридическая служба - ключевые подразделения любой современной компании. От компетенции и квалификации их сотрудников в значительной степени зависит успех организации. При этом особенно важны взаимоотношения данных подразделений, умение найти общий язык при решении текущих вопросов бизнеса. Как же добиться взаимопонимания?
Порой на практике схемы, которые предлагают юридические службы без учета мнения бухгалтерии, или не реальны или же воплощаются в жизнь с большим трудом и очень дорого стоят (даже не в плане финансов, а в плане времени, эффективности использования ресурсов и т.п.). Добавим, что и бухгалтеры не всегда полностью компетентны в своей работе. Рассмотрим случаи из опыта.
Ситуация 1
На фирму приходит исковое заявление от контрагента о взыскании долга по договору, денежные обязательства по которому предприятие давно считало прекращенными в связи с ранее произведенным зачетом.
В этой ситуации юрист предприятия начинает подготовку к процессу, бухгалтерия представляет ему акт сверки по совокупности сделок, подписанный только главными бухгалтерами предприятий и не содержащий никаких ссылок о зачетах по конкретным обязательствам. Иными словами, формально зачета по сделке с контрагентом-истцом фактически нет. На практике бывает, что зачетное письмо хотя и направлено контрагенту, но из его текста невозможно определить прекращаемые обязательства. Если зачетное письмо и не имеет правовых дефектов, то невозможно доказать факт его направления контрагенту.
В итоге юрист предприятия проигрывает "беспроигрышное", по мнению бухгалтерии, дело, а предприятие выплачивает контрагенту сумму долга. В то же время фирма не может фактически получить от контрагента долг по другому непрекращенному обязательству, так как наш хитрый контрагент к тому времени - фактически безденежный и безымущественный.
Часто проблемы между двумя службами возникают из-за того, что бухгалтерия не хочет вносить в документы (накладные, счета-фактуры) лишние, по их мнению, сведения по идентификации сделки, раскрывать в зачетных письмах каждое обязательство в отдельности, к тому же посылать такие зачетные письма контрагентам заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении. Заметим, что юрист имеет все основания для предъявления данных требований.
Пересечение интересов
Очень часто многие бизнес-процессы, протекающие в организации, являются предметом воздействия как бухгалтерской, так и юридической службы организации. Иными словами, компетенции отделов пересекаются. При этом один и тот же процесс видится с разных точек зрения, что, зачастую, приводит к конкурирующим друг с другом действиям или, в лучшем случае, к дублированию работы.
Ситуация 2
На фирме проходит аудиторская проверка. В результате тестирования системы внутреннего контроля становится очевидным, что в организации отсутствует утвержденная система документооборота. Главный бухгалтер говорит аудиторам о том, что документооборот, установленный бухгалтерией, не утвержден и поэтому не всегда соблюдается. Это порой приводит к претензиям со стороны налоговых органов, контрагентов и т.п.
По результатам аудита руководитель издает приказ, в котором утверждает разработанный бухгалтерской службой график документооборота. Ранее юристом был разработан внутрикорпоративный стандарт по договорной работе на предприятии и большинство положений этого стандарта не совпадают с предлагаемым бухгалтерией документооборотом. Вопрос о том, какой вариант движения договоров и сопутствующих документов правильнее, становится во главу угла каждого из отделов. Разгорается конфликт. О целях компании уже никто не вспоминает.
Причины подобных ситуаций зачастую связаны с тем, что руководители служб не смотрят далее своего отдела. В некоторых случаях существуют коммуникационные проблемы, связанные с невозможностью обмена информацией между службами. Как показывает практика, решение этих проблем должен взять на себя руководитель организации.
Бывают случаи, что причиной конфликтов становится дисфункциональное поведение руководителя отдела, заключающееся в намеренном противопоставлении одной службы другой. Упор делается на то, что служба самодостаточна, способна расширить свои компетенции и качественно заменить (хотя бы частично) другое подразделение. Факт соперничества может быть обусловлен традиционным формированием линейных или функциональных управленческих структур на предприятиях, что способствует развитию конкуренции между отделами.
В первую очередь, это связано с острой конкуренцией в каждой из профессий. Каждый набирает очки для себя и своего отдела, обеспечивая таким образом "занятость на будущее". При этом, можно сделать вывод: ни одной из сторон подобная конкуренция в стратегической перспективе ощутимых плодов не принесет.
Кроме объективных, можно назвать еще пару субъективных причин. Это антипатия личностей друг к другу. А также то, что карьерный рост бухгалтера и его материальная успешность напрямую зависит от его возможности влияния на руководство, поэтому он просто принципиально может противодействовать усилиям юриста. На практике у бухгалтерии слишком много возможностей для препятствования нормальному оформлению взаимоотношений между предприятиями, а также велико влияние на потоки финансов в организации.
В чем корень проблем?
Заметим, что юристы не всегда осознают трудоемкость технического выполнения поставленных задач, совокупность налоговых последствий, а также сложность взаимоотношений с налоговыми органами с учетом последующей перспективы судебного разбирательства. По поводу последнего необходимо учитывать, что для юриста участие в судебном разбирательстве - ежедневная работа. А что значит для главного бухгалтера крупное судебное разбирательство, например, накануне сдачи годовой отчетности? Это приготовление массы справок, копий документов, участие в процессе и бесконечных летучках по поводу. Когда готовить отчетность?
Также немаловажный аспект заключается в том, что в соответствии с действующим законодательством главный бухгалтер несет уголовную ответственность, а юрист - нет. При этом цели, которые преследует юрист, могут быть исключительно благими: заключить договоры и оформить документы таким образом, чтобы потом иметь все основания выиграть любой суд.
Различно и понимание своих целей юристами и бухгалтерами. Юристы считают своей задачей защитить предприятие в случае возникновения конфликтов, в то же время бухгалтеры считают своим долгом не допустить этих конфликтов. И именно с этой стороны руководство в первую очередь оценивает качества и достижения своих бухгалтеров и юристов. Реальная возможность выиграть суд после наступления негативных моментов на порядок менее ценна, чем возможность недопущения подобных ситуаций.
Однако при любом раскладе происходят события, дестабилизирующие работу предприятия. Соперничество бухгалтерской и юридической службы в любом случае деструктивно для компании. Поэтому, оптимальнее всего находить пути сотрудничества и решения проблем совместным путем.
Это важно
Юристы считают своей задачей защитить предприятие в случае возникновения конфликтов. Бухгалтеры же считают своим долгом не допустить этих конфликтов. Именно с этой стороны руководство, в первую очередь, оценивает качества и достижения своих бухгалтеров и юристов.
С. Царегородцев,
руководитель аудиторских и консалтинговых проектов
ООО "Арсо-Аудит" группы компаний "ПроБизнесКонсалтинг"
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.