Заложены основы кадровой работы с молодежью. Опыт региона
С 1998 года органы управления государственной молодежной политики (ГМП) периодически реформируются на федеральном и региональном уровнях. Это привело к ликвидации и реорганизации многих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, их слиянию с другими органами управления, разрушению единой системы управления ГМП, ликвидации ряда молодежных программ.
В большинстве своем субъекты Российской Федерации продемонстрировали здоровый консерватизм и сохранили структуры по работе с молодежью, закрепив гарантии существования системы в региональных законодательных актах.
В так называемом правовом поле Российской Федерации нет понятия о ГМП. Нет его и в Конституции Российской Федерации, не принят федеральный закон "Об основах или общих началах ГМП в Российской Федерации". То есть, своеобразная молодежная конституция, устанавливающая основные элементы действия системы работы с молодежью, как норму обязательную для всех, отсутствует. Перспективы дальнейшего законодательного регулирования вопросов молодежи на федеральном и региональном уровнях - это гарантии развития организационно-кадровой структуры ГМП, ее ресурсное обеспечение.
Если руководители регионов понимают важность работы с молодым поколением, как, например, в Удмуртии, то там происходит развитие и совершенствование государственной молодежной политики и основных ее направлений.
Конституцией Удмуртской Республики, принятой в декабре 1994 года, статьей 65 общие вопросы молодежной политики отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртии. Более того, статьей 30 Конституции УР утверждена норма оказания государством материальной и финансовой поддержки молодежным и детским общественным организациям и объединениям.
Устав ждать федеральный закон, Удмуртия воспользовалась своим конституционным правом и с октября 1997 года государственная молодежная политика в Удмуртской Республике законодательно закреплена. Учитывая, что в сентябре 1991 года был образован Госкомитет Удмуртской Республики по делам молодежи, с 1992 г. ежегодно закладываются средства на реализацию молодежных программ в бюджетах - республиканском и органов местного самоуправления. С декабря 1996 года государственная молодежная политика реализуется программным методом. Статья 18 закона Удмуртской Республики "О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике" в редакции 2005 года, устанавливает кадровое обеспечение ГМП как одно из основных направлений деятельности. И теперь смело можно сказать, что основы системной работы с молодежью в республике заложены и постоянно развиваются.
Ежегодно заключаются соглашения между Госкомитетом и администрациями городов и районов, закрепляющих полномочия и компетенцию данных органов власти в сфере ГМП. Специфика каждого района, города находит свое отражение в принимаемой республиканской целевой программе "Молодежь Удмуртии". Определены основные направления деятельности:
содействие формированию у подростков и молодежи навыков здорового образа жизни, духовности, патриотизма, нравственности;
обеспечение доступности для молодежи необходимого минимума социальных услуг, в том числе обеспечение жильем;
содействие участию молодежи в развитии государства и общества, реализация социальных молодежных инициатив.
Работа региональных органов по делам молодежи, в т.ч. в городах, районах республики оценивается по комплексным, межведомственным показателям таким, как:
уровень правонарушений и преступлений среди подростков и молодежи;
уровень социально-опасных заболеваний, в том числе алкоголизма, токсикомании, наркомании;
количество безнадзорных и беспризорных подростков;
количество подростковых и молодежных суицидов;
уровень разводов среди молодых семей.
Вопросы кадрового обеспечения государственной молодежной политики за последние годы являются предметом обсуждения на различных уровнях. Можно определить приоритетные направления развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов по работе с молодежью на региональном уровне, а именно:
формирование единого подхода к процессу подготовки и переподготовки кадров сферы ГМП. совместимому с процессом подготовки всей системы гражданской и муниципальной службы в целом;
методическое обеспечение деятельности кадровых Центров, разработка эффективных технологий обучения, спецкурсов для слушателей с учетом профессиональной специфики и востребованности специалистов по работе с молодежью;
ресурсное обеспечение развития региональных кадровых Центров;
организация подготовки и повышения квалификации преподавательского состава, осуществляющего подготовку кадров отрасли.
Профессиональная подготовка определяется базовым образованием, достигается путем повышения квалификации, прохождения переподготовки, соответствующей основному профилю деятельности. То есть, имея специалиста с базовым высшим образованием педагога, социального работника, психолога, юриста, строителя, можно без значительных финансовых и организационных затрат в рамках системы повышения квалификации и переподготовки подготовить квалифицированного специалиста по решению специфических молодежных проблем, используя возможности дополнительного и высшего профессионального образования (дополнительная квалификация "Работник сферы государственной молодежной политики", специальность высшего профессионального образования "Организация работы с молодежью").
С 1994 года в России началось создание учебно-методических центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, работающих с молодежью.
Важную роль, как учебный научный и методический центр подготовки кадров, безусловно, сыграл бывший Институт молодежи (Москва), который в настоящее время изменил свой статус и перестал работать на сферу ГМП.
Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений по переподготовке и повышению квалификации специалистов по работе с молодежью является обеспечение развития сети региональных учебных заведений, оказание им научно-методической и финансовой поддержки. За период 1994-2000 гг. такие центры при поддержке Госкоммолодежи России были созданы в Волгограде. Костроме, Новосибирске, Екатеринбурге, Республиках Татарстан, Башкортостан, Калмыкии и ряде других территорий, в т.ч. и в Удмуртии.
К сожалению, деятельность федеральных органов власти по поддержке региональных кадровых центров в наше время сведена к нулю.
Современная практика требует расширения содержания и развития новых методик в рамках существующих ГОСТов, организационных форм социально-молодежной работы, создание ее новой инфраструктуры, наличие корпуса специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущими активный поиск и апробацию инновационных технологий работы с молодежью, уличной социальной работы с подростками, разработку социально-психологических консультационных методик и программ.
Очевидна потребность в таких кадрах и работниках с молодежью: специалистах-технологах, которых не было и нет в традиционных системах воспитания и предусмотренных учебными планами высшего и дополнительного образования, реализуемых в вузах страны.
Формирование структуры целенаправленной, непрерывной и систематической подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы молодежной политики обеспечит создание обучающей среды; подготовку, издание и регулярное обновление учебных и методических пособий; позволит разработать наиболее оптимальные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; создать базу данных преподавателей, специалистов и консультантов, наполнить учебный процесс новыми спецкурсами, специализациями.
В то же время следует отметить, что подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников сферы ГМП находится в стадии формирования и требует значительных усилий по их сближению с реальными потребностями. Эта работа в перспективе должна быть закреплена за межрегиональными центрами.
Становление государственной молодежной политики обуславливает потребность наличия у работников молодежной сферы базового профессионального образования, а при его отсутствии - необходимость и возможность пройти соответствующую профессиональную переподготовку в системе дополнительного образования.
Для дальнейшей координации деятельности в данной области в настоящее время необходимо дать соответствующий статус и полномочия региональным кадровым центрам подготовки и повышения квалификации кадров субъектов региональной государственной молодежной политики.
Сегодня не стоит вопрос "кого учить (оценка кадрового потенциала)" - "для чего учить (схема управления ГМП, единый подход)" - "чему учить (единый образовательный стандарт, стандартизированные программы для различных групп, работающих с молодежью)" - "как учить (система многоступенчатой, многоуровневой подготовки)", поскольку унификации моделей кадрового обеспечения в регионах способствовало введение государственных образовательных стандартов в сфере ГМП.
Деятельность отдела организационной и кадровой работы Госкомитета сегодня ориентирована не только на регистрацию трудовых отношений, но и на развитие управленческих ресурсов отрасли. В центр кадровой работы поставлены вопросы, касающиеся подбора кадров, повышения их профессионализма, формирования системы работы с резервом.
Вполне закономерноучастие и помощь в кадровой работе Госкомитета, Правительства Удмуртской Республики, Уральской академии госслужбы, филиала в Ижевске, ежегодных курсов повышения квалификации для вновь пришедших в систему управления ГМП работников, руководителей подведомственных Госкомитету учреждений и общественных организаций за счет средств республиканского бюджета. Так сложилось, что с 1995 года одним из основных "поставщиков" студентов-слушателей по специальности "Государственное и муниципальное управление" является Госкомитет. В связи с тем, что в республике хронически не достает исследовательского материала по молодежной проблематике, совместными усилиями удалось ввести в практику работы Госкомитета систему предварительной защиты дипломных проектов по молодежной тематике на заседаниях коллегии Госкомитета и научного Совета. Дипломные и квалификационные работы после их защиты становятся практическим материалом для специалистов, работающих с молодежью.
Важное влияние на повышение профессионального уровня управленческих кадров оказывают ежемесячные республиканские семинары руководителей органов по делам молодежи, проводимых Госкомитетом. Эта форма подготовки кадров оправдала себя на практике. В последнее время характер семинаров изменился от информационного к специализированному, что позволяет более глубоко и детально рассматривать вопросы, касающиеся реализации отдельных направлений ГМП. Постоянными участниками семинаров являются руководители органов государственной власти министерств и ведомств республики, средств массовой информации, подведомственных учреждений и общественных организаций.
И, наверное, самый главный вопрос, который хотелось бы затронуть, - какой кадровая подготовка будет завтра, что в ней появится нового, крайне необходимого. В первую очередь, хотелось бы отметить, что данная работа должна проходить в тесной взаимосвязи с различными министерствами и ведомствами. Прежде всего, это касается Министерства образования и науки Российской Федерации, региональных органов управления образованием.
Молодежная кадровая политика должна быть:
1. научно обоснованной (пока не удалось установить научные и методические связи между учебными структурами, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации работников молодежной сферы. Не разработаны единые учебно-методические планы, учебные программы, не скоординирована издательская деятельность по подготовке учебной литературы):
2. комплексной, основанной на единстве принципов, форм и методов подготовки (для оптимизации моделей подготовки современного молодежного руководителя, специалистов сферы ГМП необходимо разработать профессиональные требования к категориям кадров сферы ГМП);
3. единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной);
4. перспективной, имеющей опережающий характер.
Госкомитет готов к сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в решении этих проблем: министерствами, ведомствами и общественными организациями, научными сообществами, образовательными учреждениями.
Поскольку единая законченная система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы молодежной политики пока не сформирована, необходимо разработать систему довузовского, вузовского, послевузовского уровней подготовки специалистов на федеральном, уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления на основе новых принципов и программ кадрового обеспечения отрасли.
Профессиональная деятельность специалистов по работе с молодежью должна вестись в соответствии с новыми организационными, нормативными, методическими стандартами. Однако разработка последних находится на первоначальной стадии, а жизнь стремительно идет вперед и требует объективной, настоятельной потребности в организации оперативного обучения работников, поддержки и развития системы непрерывного образования для кадров сферы молодежной политики.
Сложности создания этой системы определяются не только отсутствием необходимых стандартов и профессиограмм, определяющих набор базовых знаний, умений, навыков, показывающих статусное поле работника. Но и в силу того, что молодежную политику сегодня еще нельзя представить как окончательно сложившуюся отрасль, особый социальный институт.
Однако очевидно, что для современного работника социально-молодежной сферы, прежде всего государственного и муниципального служащего, базовый каркас знаний составляют:
организационно-управленческие знания и навыки;
экономические знания;
социологические и социально-психологические знания и умения;
ювенологические знания (знания проблем молодежи);
правовыезнания (знания нормативно-правовых основ молодежной политики);
организационно-коммуникативные способности.
Разные блоки этого набора являются основой учебных программ краткосрочных курсов повышения квалификации, а в комплексе - составляют программу курсов повышения квалификации объемом от 100 и более учебных часов.
Этот базовый каркас, дополненный целой системой образовательных программ по различным профильным направлениям, позволит разрабатывать и программы профессиональной переподготовки специалистов по работе с молодежью в рамках государственного образовательного стандарта по специальности "Организация работы с молодежью". Этим сейчас как раз занимается Межрегиональный кадровый центр в Удмуртии.
Неотъемлемым компонентом системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью является наличие корпуса преподавателей, осуществляющих обучение работников сферы молодежной политики. Следует отметить, что за прошедшее десятилетие вопросы работы с преподавательским составом, организации системы по развитию учебно-методического оснащения читаемых дисциплин и особенно дисциплин специализации не стали темой специальных курсов, семинаров, совещаний.
Анализ реальной практики свидетельствует о том. что новые подходы к организации работы с молодежью, инновационные модели и проекты трудно претворяются в жизнь, не всегда находят должное применение. Существующая ныне инфраструктура учреждений и объектов социально-культурной сферы во многом не соответствует интересам и запросам современных подростков и молодежи, а имеющиеся возможности и ресурсы используются без должной эффективности. В разных территориях по-разному определяется роль и функции органов учреждений и специалистов по работе с молодежью, объем их прав и обязанностей, критерии оценки их деятельности, процедуры аттестации. То есть сфера молодежной политики как область профессиональной деятельности широкого круга специалистов нуждается в дальнейшем институциональном оформлении и закреплении.
Процесс выстраивания системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики находится в диалектической взаимосвязи с процессом становления и развития ГМП как специфической отрасли социально-культурной политики, важного звена стратегии социально-экономического развития региона, страны, ее дальнейшего обеспечения.
Требуется разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации государственной молодежной политики и как межотраслевой сферы, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственное кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение.
Для определения области профессиональной деятельности по многим направлениям современной молодежной политики необходима детальная разработка нормативной и методической базы: номенклатуры специальностей и учреждений, типовых положений, регламентов деятельности, профессиограмм специалистов, стандартов их подготовки, впоследствии - трудоустройства.
Важным звеном в процессе создания образовательной системы сферы ГМП является внедрение единого образовательного стандарта по подготовке специалистов данной отрасли в вузах Российской Федерации.
В связи с этим представляется целесообразным разработка предложений и принятие возможных мер по дополнению современного Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования по ряду кодов раздела "Классификатор специальностей" специальностями и специализациями области молодежной политики.
Проблемной зоной является и научно-методическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех категорий специалистов по работе с молодежью. Пока не создано структуры, занимающейся разработкой учебных планов, программ, учебно-методических пособий на федеральном уровне.
Проблемы кадровой работы:
отсутствуют квалификационные характеристики и государственные образовательные стандарты, учебные планы подготовки государственных и муниципальных служащих в сфере ГМП;
отсутствует концепция переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере ГМП, специалистов по работе с молодежью;
нет банка данных имеющихся образовательных программ вузов, центров кадровой работы субъектов РФ.
Таким образом, решение проблем молодежи и реализации молодежной политики с точки зрения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предполагает:
подготовку специалистов для работы в различных учреждениях и организациях, знающих современное состояние молодежи, ее место и роль в современном обществе;
обучение специалистов технологиям ведения работы с молодежью;
подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая в ее содержание изучение проблем молодежи и реализации молодежной политики;
подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи.
Социальные молодежные инициативы
Социальная активность молодого поколения напрямую реализуется через участие в различных общественных организациях, содействие которым есть "наиболее эффективная и распространенная форма государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи". Таким образом, молодежные и детские общественные объединения (МДОО), направленные на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление, развитие, защиту прав и свобод их членов, являются одним из объектов государственной молодежной политики.
Сегодня можно говорить о том, что в Удмуртской Республике заложена основа - нормативная база - для осуществления диалога государства и молодежных и детских общественных объединений. Так, деятельность общественных объединений в республике регулируют следующие нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 28.06.1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
2. Закон Удмуртской Республики от 29.12.2005 г. N 79-РЗ "О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике";
3. Закон Удмуртской Республики от 11.11.2003 г. N 49-РЗ "О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями";
4. Республиканская Концепция взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики с молодежными и детскими общественными объединениями на 2003-2007 годы (Утверждена Указом Президента Удмуртской Республики от 24.01.2003 г. N 13);
5. Соглашение о сотрудничестве Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи и отдела по делам молодежи Ижевской и Удмуртской епархии Русской Православной церкви от 17.10.2003 г.;
6. Реестр республиканских молодежных и детских общественных объединений Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.
Децентрализованность молодежного и детского движения на постсоветском этапе развития общества обеспечила существование молодежных и детских общественных объединений различной направленности. Наиболее устойчивыми и привлекательными для молодого поколения признаются общественные организации спортивной, экологической, военно-патриотической и национально-культурной направленности, а также творческие объединения по интересам.
В 2006 году Государственным комитетом Удмуртской Республики по делам молодежи осуществляется поддержка 21 молодежных и детских общественных объединений, 21 из которых состояли в реестре МДОО Удмуртской Республики, в том числе национально-культурной направленности:
1. Республиканская детская организация "Родники".
2. Союз татарской молодежи Удмуртской Республики "Иман".
3. Удмуртская молодежная общественная организация "Шунды":
4. Общественная организация "Федерация художественной гимнастики Удмуртской Республики".
5. Ассоциация молодежных национально-культурных объединений Удмуртской Республики "Вместе".
6. Региональная молодежная общественная организация "Союз русской молодежи "Спас" Удмуртской Республики.
7. Общественная некоммерческая организация "Спортивно-технический клуб "Викинг".
8. Удмуртское региональное отделение Всероссийской общественной молодежной организации "Всероссийский студенческий корпус спасателей".
9. Удмуртское региональное отделение общероссийской общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы".
10. Республиканская общественная молодежная организация "Клуб веселых и находчивых Удмуртской Республики".
11. Городская молодежная общественная организация "Ассоциация студентов-медиков, молодых ученых и врачей Ижевска".
Ежегодный мониторинг молодежи Удмуртии доказывает, что по-прежнему членство в общественных организациях рассматривается молодыми людьми как наиболее приемлемая конвенциональная форма политической активности. Общее количество молодежи, задействованной (постоянно и периодически) в общественных объединениях, составляет по республике 23,7% (табл. 1). Наиболее активными постоянными членами подобных организаций являются юноши 14-16 лет. С возрастом участие в общественных организациях все больше переходит в разряд потенциального желания.
Несмотря на то, что несколько увеличился процент молодежи, участвующей в общественных организациях на постоянной основе (с 8,2% в 2005 г. до 10,2% в 2006 г.; данные табл. 2), уменьшилось количество периодически участвующих в деятельности этих организаций, а также тех, кто рассматривает это участие как потенциально возможное (с 41,9 до 38,5%). Однако общее число молодых людей, которые ни при каких условиях не станут членами общественной организации, осталось неизменным (17%). Необходимо отметить высокий уровень потенциального участия в общественных организациях городской молодежи по сравнению с сельской (45,1% в Ижевске, 42% - в других городах и 28,5% - в сельской местности), что может свидетельствовать как о наступившем дефиците человеческих ресурсов на периферии республики, так и о нераскрытых возможностях работы в этом направлении в городах.
Таким образом, участие подростков, молодежи в молодежном и детском движении необходимо рассматривать как один из важных компонентов кадрового обеспечения государственной молодежной политики, формирования отряда лидеров, осуществляющих профессиональную деятельность.
Национально-культурные объединения в Удмуртской Республике являются составной частью молодежного и детского движения. Руководители данных объединений требуют особого внимания от органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, в части их подготовки, переподготовки, повышения профессиональной квалификации. Возможно, необходимо внесение изменений в специальность высшего профессионального образования "Организация работы с молодежью" в качестве специализации для руководителей национально-культурных объединений.
Таблица 1
Степень вовлеченности молодежи Удмуртской Республики
в общественные организации
(2006 г., половозрастной аспект, в%)
Всего | Пол | Возраст (лет) | |||||
Мужской | Женский | 14-16 | 17-19 | 20-24 | 25-30 | ||
Участвую постоянно | 10,2 | 10,7 | 9,9 | 16,4 | 10,5 | 7,4 | 9,5 |
Участвую от случая к случаю | 13,5 | 11,3 | 15,6 | 12,6 | 14,7 | 14,0 | 12,7 |
Мог(ла) бы участвовать при опре- деленных обстоятельствах |
38,5 | 37,8 | 39,2 | 33,3 | 36,6 | 39,9 | 41,2 |
Не буду ни при каких обстоятель- ствах |
17,3 | 18,0 | 16,5 | 11,3 | 17,3 | 19,2 | 18,6 |
Затрудняюсь ответить | 20,5 | 22,2 | 18,8 | 26,4 | 20,9 | 19,6 | 18,0 |
Таблица 2
Степень вовлеченности молодежи Удмуртской Республики
в общественные организации
(территориальный аспект, в%)
Удмуртия | Тип населенного пункта | ||||
2005 | 2006 | Ижевск | Другие города республики |
Сельская местность |
|
Участвую постоянно | 8,2 | 10,2 | 5,9 | 12,4 | 13,8 |
Участвую от случая к случаю | 15,3 | 13,5 | 12,8 | 12,4 | 15,0 |
Мог(ла) бы участвовать при опреде- ленных обстоятельствах |
41,9 | 38,5 | 45,1 | 42,0 | 28,5 |
Не буду ни при каких обстоятельствах | 17,4 | 17,3 | 18,7 | 15,5 | 16,9 |
Затрудняюсь ответить | 17,1 | 20,5 | 17,6 | 17,7 | 25,8 |
В плане работы Межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров в сфере государственной молодежной политики УдГУ - проведение курсов повышения квалификации для руководителей, лидеров национальных объединений намечено в 2007 году.
Кадровый резерв
Кадровый резерв отрасли - особая тема для рассмотрения. Именно в молодежной сфере созревает потенциал развития общества, который может иметь как созидающую, так и дестабилизирующую направленность. Эта энергия, бесспорно, найдет свой выход, но гораздо полезнее для общества ее переход в позитивные формы проявления активности.
Для этого необходимо:
- направить инновационную активность молодежи на новое приобретение ценностей и мотивов деятельности;
- выявлять молодых людей с высоким интеллектуальным, лидерским, творческим потенциалом и оказывать им поддержку;
- создавать условия и обеспечивать их самореализацию.
Лишь реальная, а не формальная работа по развитию потенциала молодежи будет эффективной, необходим системный и последовательный подход к решению вышеуказанных проблем и осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление талантливой молодежи.
Одной из составляющих мотивационного механизма карьерного и профессионального роста может стать включение молодого человека в кадровый резерв органов власти на вышестоящие должности. Во многих органах государственного/муниципального уровня, на государственных предприятиях, предприятиях малого и среднего бизнеса кадровая работа сводится лишь к штатному регулированию, а в лучшем случае к обучению в пределах конкретных трудовых функций, проведению корпоративных мероприятий.
Вместе с тем, развитие и стимулирование сотрудников, обеспечение условий труда для реализации инициатив работника, создание установок на профессиональный рост, на деловую карьеру, которые реально обозначаются при включении в кадровый резерв, являются психологической мотивационной базой выполнения работниками своих обязанностей, повышения результативности труда.
Проблема кадрового резерва для органов власти всех уровней является одной из самых острых и актуальных.
Вместе с тем в настоящее время в России еще не создана система формирования кадрового резерва, его обучения и использования, хотя общественные, в т.ч. и молодежные организации имеют большой опыт в решении этой проблемы.
Правительство Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи в течение последних 10 лет проводят работу по формированию кадрового резерва из числа молодежи. На Всероссийском совещании "Организационно-кадровое обеспечение государственной молодежной политики", прошедшем в Ижевске в 2000 году подчеркивалась важность формирования кадрового резерва из числа молодежи. Составной частью республиканской программы "Молодежь Удмуртии" на 2001-2003 гг. являлась подпрограмма "Развитие системы подготовки и переподготовки кадров по работе с молодежью, формирование кадрового резерва".
Подпрограммой предусматривался комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию подготовленного к управлению в современных условиях мобильного творчества состава молодежи, по обеспечению подготовки к профессиональному продвижению молодых кадров, способных успешно реализовывать задачи и функции организации, по выявлению и развитию кадрового потенциала и использование его в дальнейшем в различных отраслях.
Резерв формировался по следующим категориям кадров:
- руководители органов по делам молодежи;
- руководители госучреждений органов по делам молодежи;
- руководители молодежных детских общественных объединений.
Отбор в состав резерва проводится ежегодно и осуществляется по итогам участия в республиканских, городских, районных мероприятиях. Впоследствии, данные категории кадров участвовали в реализации республиканских целевых программ, обучались на курсах повышения квалификации. Составлялись планы работы с кадровым резервом, в том числе и индивидуальные. Вместе с тем, при назначении на вакантные должности данный резерв практически не рассматривался.
Необходимой составной частью работы по формированию резерва управленческих кадров Госкомитет рассматривает внедренную систему стажировок специалистов, работающих с молодежью, и студентов вузов республики, которые проводятся в период учебной, производственной практики, а также в период отпусков штатных работников аппарата Госкомитета. По итогам прохождения стажировок уточняется и дополняется банк данных по кадровому составу отрасли.
Постоянное реформирование институтов молодежной политики к сожалению не способствует обеспечению его функциональных структур квалифицированными кадрами государственных и муниципальных служащих принципиально нового типа, обладающих современным личностно-ориентированным стилем мышления и деятельности, способностью к саморазвитию.
Сегодня как никогда возникает актуальность развития организационного и кадрового обеспечения государственной молодежной политики на всех уровнях ее реализации.
Осознание собственного непрофессионализма и неэффективности работы в современных условиях приводят отдельных руководителей и специалистов органов по делам молодежи и учреждений им подведомственных к неудовлетворенности результатами своей работы.
С другой стороны, реальное понимание невозможности карьерного роста по вертикальной и даже горизонтальной составляющей ветвях власти в силу второстепенности в государственной иерархии структур государственной молодежной политики и отсутствия кадровой политики и систематической работы с резервом кадров, как правило, приводят к оттоку кадров из отрасли, поиску работы вне государственных структур.
Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи считает важным ресурсом кадрового обеспечения совершенствование системы непрерывного образования (непрерывной подготовки и повышения квалификации) следующих категорий кадров в сфере государственной молодежной политики:
- руководители и специалисты государственных и муниципальных органов по делам молодежи;
- руководители и специалисты государственных учреждений органов по делам молодежи;
- руководители и специалисты учреждений, ведущих работу с подростками и молодежью;
- руководители и специалисты молодежных детских общественных объединений;
- руководители молодежных структур на предприятиях и в организациях;
- руководители органов студенческого самоуправления в вузах, сузах;
- руководители волонтерских отрядов, кураторы волонтерского движения;
- руководители молодежных отрядов содействия милиции.
В настоящий момент мы можем говорить о трех направлениях решения этой проблемы:
- наиболее проработанный и наполненный блок - это повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с молодежью;
- второй блок, тоже реализуемый достаточно успешно - подготовка и переподготовка с правом ведения профессиональной деятельности для молодежной сферы;
- третий блок - это экспериментальная и образовательная деятельность центра, осуществляющего подготовку и переподготовку кадров для сферы государственной молодежной политики.
Попытки со стороны Госкомитета по информированию руководителей предприятий, организаций, ректоров вузов о наличии данного кадрового резерва из числа молодежи не увенчались успехом - резерв так и не был востребован. Таким образом, данная группа наиболее активных и перспективных с точки зрения профессионального роста молодых людей скорее представляла собой банк данных о молодых людях, активно участвующих в реализации государственной молодежной политики по различным направлениям деятельности.
Проблема при решении этого вопроса: отсутствие бюджетных средств на проведение мероприятий с кадровым резервом, отсутствие статуса, прав и полномочий у резервистов, а отсюда - узкая сфера применения их способностей, заключающихся в участии в организационных мероприятиях, выполнении отдельных поручений.
Конечной точкой в работе с резервом кадров должно быть их трудоустройство в организации.
Решению данного вопроса способствовало принятие ряда нормативных документов федерального уровня.
Но оно касается только работников аппаратов органов государственной власти, быть зачисленным в кадровый резерв и допущенным для участия в конкурсе. Это значит, что необходимо соответствовать по всем параметрам квалификационных требований: по стажу работы и специальности. В случае несоответствия квалификационным требованиям участник с большим практическим опытом работы в сфере государственной молодежной политики может остаться за "бортом". Конкурс в кадровый резерв будет эффективен при условии высокого авторитета, положительного имиджа работника сферы государственной молодежной политики, организатора работы с молодежью, органов по делам молодежи, молодежных детских общественных объединений. К сожалению рассматриваемая и обсуждаемая сегодня стратегия государственной молодежной политики не содержит ответов на поставленные вопросы. В стратегии государственной молодежной политики, молодежных проектах отсутствуют механизмы кадрового обеспечения государственной молодежной политики, в т.ч. и по подготовке кадрового резерва сферы государственной молодежной политики. Как осуществить эти проекты по подготовке молодежных лидеров на практике и их дальнейшему использованию на практике - риторический вопрос. К сожалению, стратегия является концептуальным документом "руководством к действию". Реализация ее в регионах во многом будет зависеть от многих объективных и субъективных факторов.
Без законодательного закрепления основ работы с молодежью на федеральном уровне, стандартов услуг, предоставленных органами по делам молодежи и учреждениями сферы государственной молодежной политики, интеграции усилий и ресурсов органов государственной власти различных уровней, молодежных и детских общественных объединений, научных учреждений, кадровых центров осуществлять и развивать систему подготовки кадров для работы с молодежью крайне сложно.
Начинается очередной этап работы, о котором мечтали многие подвижники, формирующие отечественную науку о молодежи, работающие в системе государственной молодежной политики. То, что мы, их коллеги, делаем сегодня - дань их усилиям и продолжение их благородного дела.
Е. Лапина,
заместитель председателя Государственного комитета
Удмуртской Республики по делам молодежи
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 5, 6, май, июнь, 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107