Найти или вырастить таланты. Talent-менеджмент как метод управления
карьерой
Фабрики талантов есть, но нет поставок сырья.
Станислав Ежи Лем
Настоящих лидеров сегодня трудно и найти, и вырастить, и привлечь. Еще сложнее их удержать или преодолеть разрушительное воздействие их ухода. XXI век меняет представление о талантах: сегодня компании переходят от борьбы с ними к их выращиванию. "Теория пузыря", согласно которой талант пробивается сам, ушла в прошлое, на смену ей пришло управление талантами.
В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона талант трактуется как "высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области: научной, художественной, практической (политика, техника и пр.). От гения талант отличается меньшей степенью творческой оригинальности". В другом источнике (Словарь по общественным наукам. Глоссарий, ру) понятие "талант" раскрывается с учетом этимологии слова, происходящего от греч. talanton - выдающиеся способности. Здесь отмечается, что "талант - это человек, обладающий выдающимися способностями в той или иной области".
В свою очередь, способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Понятиями "талант" и "гениальность" выражается качественный уровень развития способностей. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности: талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Способности человека не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. (Н.Г. Алексеев. Проект Рубрикой. http://www. rubricon.com)
Рассматривая проблему поиска, привлечения и удержания талантливых, компетентных и знающих сотрудников, можно привести исторический пример "Talent-менеджмента" - опыт России петровских времен.
Как известно, целью внешней политики Петра I было превратить Россию в европейское государство. И он решал эту задачу классическими средствами управления талантами: поставил правильных людей на правильные должности в правильное время в соответствие со стратегическими целями. Но как он определил этих людей и откуда их взял? Петр I понимал: существующий государственный аппарат (менеджеры) не способен решать поставленные задачи и не обладает соответствующими управленческими и профессиональными компетенциями (навыками), а поэтому переучивать существующий аппарат (как военный, так чиновный) неэффективно. Тогда Петр I сформировал так называемый talent pool (или резерв талантов), источником формирования которого (средой, из которой отбирались таланты (talent)) стала дворянская молодежь. Причиной такого выбора было наличие у молодого дворянства следующих компетенций:
Желание учиться (способность к обучению)
Желание сделать карьеру (лидерские качества)
Желание изменить положение дел в стране (способность к инновациям)
Патриотизм (наличие системы ценностей) Преданность Петру (лояльность)
Но наличия одного только потенциала к развитию оказалось недостаточно, для этого требуются еще профессиональные компетенции и навыки межкультурного взаимодействия. И Петр I отправляет этих потенциально талантливых дворян, или HiPo-сотрудников (High Potentials - высокий потенциал), как иногда их именуют в современной литературе, учиться в Европу, а также создает новую систему образования в России. Выражаясьсовременным языком, осуществляет системный подход к обучению и развитию талантов. На этом царь не останавливается, он отслеживает карьерный рост молодых дворян - "птенцов Петровых" и создает все условия для привлечения талантов в Россию из Европы: платит много, жалует чины, земли, звания. В результате цель была достигнута - Россия прорубила окно в Европу.
С точки зрения реализации таланта при осуществлении трудовой деятельности, талантливый работник проявляет (демонстрирует) способность достигать исключительных результатов, признаваемых и вознаграждаемых владельцами, менеджерами и потребителями.
Талант сотрудника можно представить как функцию от навыков и компетенции (см. рис. 1).
Рис. 1 позволяет перевести понятие таланта в область измеряемых величин. В качестве примера можно привести перечень управленческих компетенций, который использовался одной из компаний при оценки талантов:
Принятие решений
Напористость в достижение целей
Открытость новому и адаптивность
Четкость изложения
Влияние
Мотивация подчиненных на достижение результата
Межфункциональное взаимодействие
Корпоративность
"Рис. 1. Взаимосвязь таланта, навыков и компетенций персонала в трудовой деятельности"
Жизненный цикл таланта в организации включает в себя следующие этапы:
1) Идентификация и привлечение
2) Наем и адаптация
3) Мотивация и развитие
4) Оценка деятельности и удержание
5) Построение и поддержание отношений
Отсутствие хотя бы одного из этих этапов ведет к потере таланта для компании.
Как бизнес-процесс, talant-менеджмент состоит из множества составляющих, в числе которых можно назвать:
управление карьерным развитием и продвижением;
организационный менеджмент;
мотивация как процесс;
обучение - управление знаниями и навыками.
В современной методологии ряд авторов выделяет три уровня управления талантами: кадровый резерв (или планирование замен), планирование преемственности и, собственно, управление талантами. Каждый из уровней имеет свои особенности в части решаемых задач, объекта воздействия, объекта оценки, получаемого результата и др. характеристик (см. табл. 1).
Как показывает опыт ведущих компаний, намного выгоднее сделать ставку на собственных сотрудников, выращивая и воспитывая таланты в своей среде. Если брать опыт российских компаний, считает Андрей Шахбазов, экс-директор по персоналу ООО "Традиции качества"*(1), то в лучшем случае это построение системы планирования замен (или кадровый резерв), в очень редких случаях, планирование преемственности.
Таблица 1
Сравнительная характеристика уровней управления талантами
в организации
Характерис- тика для сравнения |
Управление замен (Replecement Planing) |
Планирование приемственнос- ти (Succession Planing) |
Управление талантами (Talent Management) |
Задача | Управление рисками | Стратегическое кадровое обеспечение и развитие |
Всеобщая преемственность и развитие |
Объект воздействия |
Ключевые руководящие позиции |
HiPo | Вся организация |
Оценка | Профессиональный по- тенциал и деятельность |
Оценка прогресса деятель- ности и лидерских компетен- ций |
Все способности и результаты имеют значение |
Результат | План замен для ключе- вых позиций |
Развитие и карьерный план для HiPo |
Полностью интегрированные в HR-процессы системы развития и раскрытия талантов |
Карьера | Линейная, в основном по функционалу |
Межфункциональная, межре- гиональная и междивизионная ротация |
Гибкая, межфункциональная как по географии, так и по бизнесу |
Периодич- ность |
Ежегодный обзор | Ежегодный обзор с планиро- ванием развития |
Непрерывно, с постоянной связью с остальными HR-процессами |
Участники | Руководители | Менеджеры | Участвуют работники, специалисты по управлению персоналом, руководство, СЕО |
Отношение сотрудников |
Согласие | Одобрение | Участие |
Компания SHL в качестве основных этапов проекта talent-management называет:
1. Определение значимых для компании групп персонала. Такие сотрудники могут быть представлены во всех категориях - от топ-менеджеров до рабочих.
2. Согласование критериев оценки и содержания компетенций, определяющих высокоэффективное поведение.
3. Выдвижение/номинация - отбор кандидатов по критериям, принятым в компании.
4. Оценка - процедура оценки текущего уровня развития компетенций и анализ расхождений с требуемым уровнем.
5. Развитие - составление и реализация персональных планов и программ развития ключевых компетенций, профессиональных навыков, карьерного роста и отслеживание ступеней развития.
6. Мотивация - предложение высокопотенциальным сотрудникам специальных программ мотивации для удержания их в компании, включая продвижение и материальное стимулирование, например программы опционов или кредитования.
Обзоры, регулярно проводимые на Западе, показывают, что 100 самых успешных компаний реализуют систему управления талантами на втором или третьем уровне управления, а функции талант-менеджмента в компаниях, занимающих средние позиции рейтинга, как правило, находится на уровне один. Причины этого кроются в системе ценностей компаний-середняков - там менеджеры не любят таланты, а управление талантами не связано со стратегическим задачами бизнеса. Согласно данным обзора Fortune, набор ценностей для компаний-лидеров рынка и компаний, занимающих средние позиции рейтинга, имеют ряд различий (рис. 2).
В 1997 году компания McKinsey провела исследование, ставшее поворотным событием в развитии стратегии talent-менеджмента. Результаты исследования доказывали, что конкурентное преимущество у компании появляется в результате наличия среди своих сотрудников так называемых талантов и что управление этими талантами является критичным для эффективной HR-стратегии 2. Ключевые результаты опроса:
51% респондентов используют CTpaTernratalent-менеджмента, хотя только 20% сообщают о наличии формального определения этому понятию;
самыми главными целями стратегии управления талантами были названы: развитие HiPo-сотрудников (67%) и воспитание будущих лидеров (62%);
самыми распространенными программами управления талантами являются: внутренние программы обучения, коучинг и планирование замещения должностей;
наиболее эффективными практиками были названы внутренние программы обучения, внутренние стажировки и коучинг;
планирование замещения должностей, внешние стажировки и обучение действием определены как самые малоэффективные практики;
94% респондентов полагают, что правильно разработанные программы развития талантов могут оказать позитивное влияние на рядовых сотрудников организации;
47% участников опроса уверены в существовании недостатка высококвалифицированных талантов в британских организациях.
Организаторам исследования удалось собрать мнения респондентов о тех или иных аспектах управления талантами, задавая вопросы с просьбой согласиться или не согласиться с различными утверждениями (см. табл. 2).
47% респондентов, говоря об инвестировании в управление талантами, согласны с утверждением о текущей нехватке талантов в британском бизнесе. Чтобы противостоять этому, организации стараются внедрить программы управления талантами как часть стратегии по привлечению и удержанию - 63% респондентов согласны с таким утверждением. Похоже, что в настоящее время среди компаний, работающих на британском рынке, распространено мнение о необходимости "выращивания" своих талантов внутри организации.
Есть опыт разработки и внедрения управление талантами и в России, хотя немногочисленный, в основном, он существует в крупных компаниях. Этот опыт показывает, что получение отдачи от талантливых сотрудников невозможно само по себе, без определенной корпоративной культуры, без взаимосвязи управления талантами и стратегии развития бизнеса. При нынешнем уровне конкуренции российским компаниям еще можно обойтись первым уровнем развития в управлении талантами. Например, Александр Степанов, руководитель отдела развития и обучения персонала "МегаФон-Москва", считает, что российские фирмы в основной своей массе не видят в услугах по talent-management пользы и выгоды, считая, что это слишком большая работа, которая никому не нужна. А вот можно ли будет обойтись без этого завтра?
Ценности 100 самых успешных компаний |
Ценности компании-середняков |
- Командная работа - Внимание к клиенту - Справедливость по отношению к персоналу - Инициативность и инновации |
- Сокращение рисков - Уважение к вертикали руководства - Поддержка руководителя - Составление бюджета |
Рис. 2. Системы основных ценностей компаний-лидеров рынка и компаний, занимающих средние позиции
Управление талантами - это умение использовать других людей для достижения целей организации. Когда говорят о том, что такое организация, чаще всего ведут речь о структуре, целях, миссии, и забывают о том, что организация - это, прежде всего, люди, отмечает А. Витковская (www.и-journal.com). "Если руководство компании и HR-департамент желают, чтобы люди использовали свои способности на благо организации, - пишет она, - то необходимо признать, что они этими способностями обладают. Поэтому, говоря про управление талантами - необходимо подразумевать и управление способностями".
Таблица 2
Философия организаций в отношении talent-менеджмента
Тематика вопросов о тех или иных аспектах управления талантами | % согласившихся с утвер- ждением респондентов |
Правильно разработанные программы talent-менеджмента могут иметь положительное воздействие на рядовых сотрудников организации |
94 |
Использование термина "талант" оказывает демотивирующее воздействие на сотрудников, не отнесенных к категории HiPo |
67 |
Talent-менеджмент является ключевой частью стратегии по привлечению и удержанию сотрудников |
63 |
Особое внимание должно уделяться управлению талантами в таких категориях сотрудников как женщины, этнические меньшинства и пожилые сотрудники |
52 |
В настоящее время Великобритания испытывает недостаток талантов, имеющих высокую квалификацию |
47 |
Программы по рекрутменту и развитию выпускников дают хороший коэффициент ROI |
38 |
Программы управления талантами должны сосредотачиваться на HiPo | 29 |
Talent-менеджмент не является приоритетом бизнеса | 13 |
А. Савченко,
заслуженный экономист России
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Уралбизнесобразование". Кадровый менеджмент, статьи 30.11.2006 г. http://www.ubo.ru/articles.
*(2) Подготовлено по материалам публикации Евгении Скиба от 04.09.2006 www.trainings.ru, TRAININGS. RU - портал об обучении и развитии персонала. Права на материал принадлежат компании "Амплуа-Брокер".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107