г. Чита |
дело N А19-20086/2010 |
03 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июня 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Клочковой Н.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубининой А.С.,
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 февраля 2011 года по делу N А19-20086/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859), с привлечением к участию в деле третьих лиц: Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (ОГРН 1083818000133, ИНН 3818023395), Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (ОГРН 1083818000078, ИНН 3818023331), Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы (суд первой инстанции: судья Капустенская Е.Ф.),
с участием в судебном заседании:
от истца: Колесникова К.С. - представителя, действовавшего по доверенности от 15.12.2010,
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее - Агентство, ответчик) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы по договорам аренды лесного участка в сумме 27 092 876,80 руб.
Определениями арбитражного суда от 29.10.2010 и 29.11.21010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - Минфин), Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (далее - ТУАЛХ ИО по Киренскому лесничеству) и Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству (далее - ТУАЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству).
Решением арбитражного суда от 03.02.2011 в связи с отказом истца от исковых требований в части обязания ответчика принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы по договорам аренды лесного участка в сумме 1 250,89 руб. производство по делу в указанной части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; исковые требования удовлетворены: суд обязал Агентство в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о возврате излишне уплаченной Обществом арендной платы по договорам аренды N 17/8, 18/8, 19/8, 20/8 от 20.11.2008, 8/8 от 16.09.2008 в сумме 27 091 625,91 руб. Кроме того, суд взыскал с Агентства в пользу Общества 4 000 руб. возмещения расходов на государственную пошлину.
Не согласившись с принятым по делу решением, Агентство обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Заявитель просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, решение принято при неправильном применении судом норм материального права (положений статей 4, 422, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Заявитель жалобы, указал на то, что истец (арендатор) с момента приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года, обязан вносить арендную плату в установленном договором размере в силу пунктов 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество и ТУАЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству представили отзывы на апелляционную жалобу.
Возражая на апелляционную жалобу, Общество полагало правильным вывод суда первой инстанции о неприменении к спорным отношениям положений статей 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". По его мнению, ссылка ответчика на твердо установленную договором сумму необоснованна и опровергается представленными в дело доказательствами. Полагал, что к спорным правоотношениям применимы положения пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", из которых следует, что цена в спорных договорах является регулируемой.
В отзыве ТУАЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству поддержало доводы апелляционной жалобы Агентства, находя их обоснованными, просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Участвующие в деле лица о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили. ТУАЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству представило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. При таком положении, в силу частей 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
В суде апелляционной инстанции представитель истца повторил позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.05.2011 был объявлен перерыв до 15 часов 45 минут 19.05.2011. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание продолжено прежним составом суда с участием представителя Общества.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы, возражения Общества и ТУАЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству, суд апелляционной инстанции счел апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Как видно из документов в деле и установлено судом первой инстанции, Общество (арендатор) и ТУАЛХ ИО по Усть-Кутскому лесничеству (арендодатель) в порядке приведения ранее заключенного по результатам лесного конкурса договора аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодекса Российской Федерации заключили договор аренды лесного участка N 8/8 от 16.09.2008 (далее - договор N 8/8 от 16.09.2008). В таком же порядке были заключены между Обществом (арендатор) и ТУАЛХ ИО по Киренскому лесничеству (арендодатель) договоры аренды участков лесного фонда от 20.11.2008 N 17/8, 18/8, 19/8, 20/8 (далее - договоры от от 20.11.2008 N 17/8, 18/8, 19/8, 20/8).
Договор от 16.09.2008 N 8/8 заключен на срок с 16.12.2005 по 16.12.2030 и зарегистрирован УФРС по Иркутской области за N 38-38-14/616/2008-750 от 12.12.2008.
По условиям пунктов 1.1 - 1.4 этого договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 471-2008-10, площадью 132 122,2 га, находящийся в Марковском участковом лесничестве Усть-Кутского лесничества Усть-Кутского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях NN 1, 2, 3, 4 к договору N8/8.
Согласно пункту 5 договора арендная плата определена сторонами в размере 7 985 828 руб. в год.
Договор от 20.11.2008 N 17/8, заключенный на срок с 17.12.2005 по 17.12.2030, получил государственную регистрацию УФРС по Иркутской области за N 38-38-14/017/2008-117 от 18.12.2008.
По условиям пунктов 1.1 - 1.4 договора N 17/8 арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 568-2008-11, площадью 359137 га, находящийся в Киренском лесничестве Киренского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях NN 1, 2, 3, 4 к договору N17/8.
В пункте 2.1 договора N 17/8 стороны определили размер арендной платы в сумме 19 448 161 руб., которая должна уплачиваться арендатором ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала, из них в федеральный бюджет 9 217 376 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации - 10 230 785 руб. в год.
На схожих условиях были заключены и другие договоры.
Так, по договору от 20.11.208 N 18/8, заключенному на срок с 17.12.2005 по 17.12.2030 и зарегистрированному УФРС по Иркутской области за N 38-38-14/017/2008-119 от 13.12.2008, арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 567-2008-11, площадью 48631 га, находящийся в Киренском лесничестве Киренского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях NN 1, 2, 3, 4 к договору N18/8.
Размер годовой арендной платы сторонами был согласован в сумме 3 438 053 руб., из которых в федеральный бюджет - 1 929 473 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации - 1 808 580 руб. в год.
Согласно договору от 20.11.2008 N 19/8, заключенному на срок с 17.12.2005 по 17.12.2030 и зарегистрированному УФРС по Иркутской области за N 38-38-14/017/2008-121 от 13.12.2008, арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 566-2008-11, площадью 133091 га, находящийся в Киренском лесничестве Киренского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях NN 1, 2, 3, 4 к договору N19/8.
Размер арендной платы стороны по договору определили в сумме 7 286 412 руб. в год, из них в федеральный бюджет - 3 453 424 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации - 3 832 988 руб. в год.
По условиям договора от 20.11.2008 N 20/8, заключенному на срок с 17.12.2005 по 17.12.2030, зарегистрированному УФРС по Иркутской области за N 38-38-14/017/2008-123 от 13.12.2008, арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре: 565-2008-11, площадью 108313 га, находящийся в Киренском лесничестве Киренского района Иркутской области. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях NN 1, 2, 3, 4 к договору N20/8.
Стороны по договору N 20/8 согласовали размер годовой арендной платы в уссе 5 971 265 руб., с уплатой в федеральный бюджет - 2 830 125 руб. в год, в бюджет субъекта Российской Федерации - 3 141 140 руб. в год.
Согласно пункту 7 договора N 8/8 от 16.09.2008 и пунктам 2.3 договоров от 20.11.2008 N 17/8, 18/8, 19/8, 20/8 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
По актам приема-передачи Общество получило в пользование каждый из участков лесного фонда, указанных в названых договорах.
В размере, определенном в соответствии с условиями договоров, Общество производило арендные платежи за период 2008 года и 1 квартал 2009 года.
Полагая, что арендная плата рассчитана в результате неправомерного применения повышающего коэффициента 2,0, предусмотренного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" от 14.09.2005, утратившего силу с 24.04.2008, потому излишне в качестве арендной платы уплачено 27 091 625,91 руб., истец обратился в арбитражный суд с иском об обязании Агентства принять решение о возврате указанной денежной суммы.
Принимая решение, суд первой инстанции сослался на положения статьи 422, пункта 1 статьи 424, статей 606, 614, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 73, 104 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и правовую позицию, изложенную в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 49 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении". При этом суд исходил из законности и обоснованности исковых требований, поскольку указанный в договорах размер арендной платы определен расчетным путем с применением повышающего коэффициента на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объем лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка находящегося в Федеральной собственности" и Приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" и из того, что ответчик, как администратор доходов бюджета является обязанным совершить истребуемые истцом действия.
Суд апелляционной инстанции счел выводы ошибочными ввиду не соответствия положениям статьи 12, пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) использование лесов в Российской Федерации является платным.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым. Между тем, действующее законодательство не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В данном случае стороны согласовали цену каждого договора посредством свободного волеизъявления в порядке статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому для разрешения спора не имеет правового значения был ли при определении размера арендной платы применен повышающий коэффициент, установленный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", который утратил силу на момент заключения сторонами договоров от 16.09.2008 N 8/8 и от 20.11.2008 N 17/8, 18/,8 19/8, 20/8.
Кроме того, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены способы защиты гражданских нарушенных или оспоренных гражданских прав, в числе которых присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Основания возникновения обязательств предусмотрены статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Доводы истца по заявленным требованиям сводятся к наличию на стороне ответчика денежного обязательства, вытекающего из спорных договоров аренды (недействительности их условия об установлении размера арендной платы), тогда как сами требования заявлены о понуждении ответчика совершить определенные действия. При этом стороной спорных договоров ответчик не является, арендная плата, о возврате которой заявлено истцом, поступила в бюджет Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции также обратил внимание на то обстоятельство, что в подтверждение излишней уплаты арендной платы по названным договорам истец представил платежные поручения N 349, 352, 350, 351 от 22.06.2010. Однако в платежных документах в качестве назначения платежа указано: оплата по постановлению о возбуждении исполнительного производства от 25.05.2010 по исполнительному производству 25/16/12055/14/210. Стало быть, платежи осуществлены истцом в порядке принудительного исполнения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа, определенного в статье 12 названного Закона, то истец может получить уплаченные в качестве арендной платы денежные средства только в случае обжалования того акта, во исполнение которого был выдан соответствующий исполнительный лист, но в не том порядке, который избран в настоящем споре.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагал, что выбранный истцом способ защиты не соответствовал нарушенному праву и не направлен на его восстановление.
При указанных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежал, обжалованное решение в части удовлетворения исковых требований, согласно пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене.
Заявитель апелляционной жалобы не привел доводов своего несогласия с обжалованным решением в той части, которой производство по части исковых требований прекращено. У суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для пересмотра судебного акта по делу в части прекращения производства по делу.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы следует отнести на истца, на нем же остается государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 февраля 2011 года по делу N А19-20086/2010 отменить в части удовлетворения исковых требований, в этой части принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с общества ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины за апелляционную жалобу.
В части прекрашения производства по делу решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 февраля 2011 года по делу N А19-20086/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20086/2010
Истец: ООО "Транс-Сибирская лесная компания"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства по Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству
Третье лицо: Иркутская область в лице Министерства финансов, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству