город Омск
02 июня 2011 г. |
Дело N А70-5015/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Прилипко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3365/2011) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Тюменской области от 09 марта 2011 года о прекращении производства по требованию Федеральной налоговой службы о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Монтажремстрой" по делу N А70-5015/2010 (судья Ли Э.Г.) о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Монтажремстрой" (ИНН 7206026936, ОГРН 1037200149227),
установил:
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.12.2010 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Монтажремстрой" (далее - ООО "Монтажремстрой") введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Круглова О.В.
В порядке статей 100, 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) Федеральная налоговая служба 14.02.2011 передала в Арбитражный суд Тюменской области требование о включении в реестр требований кредиторов должника 6 309 руб. 02 коп. (пени- 5 909 руб. 02 коп., штраф - 400 руб.).
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 09 марта 2011 года по делу N А 70-5015/2010 производство по рассмотрению заявления уполномоченного органа об установлении требований к ООО "Монтажремстрой" прекращено.
Не согласившись с определением суда, Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об установлении требования в реестр требований кредиторов должника.
В обоснование апелляционной жалобы ФНС России указывает на неправильное применение норм процессуального и материального права.
Конкурсный управляющий должника Круглова О.В., представитель ФНС России, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что определение Арбитражного суда Тюменской области от 09.03.2011 подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования ФНС России указывает на то, что должнику была начислена пени в размере 5 909 руб. 02 коп. на сумму налогов, обязанность по уплате которых возникла до возбуждения дела о банкротстве (379 090 руб. 12 коп.), а также должник привлечен к ответственности в виде штрафов на общую сумму 400 руб.
Суд первой инстанции, квалифицировав данные требования как текущие, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по заявлению.
Повторно исследовав и оценив материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции, принимая во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названым Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 указанного Закона.
В силу статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления.
При этом необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 5 Закона о банкротстве).
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (применительно к конкретному виду налога).
Пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Пени в размере 5 909 руб. 02 коп., начислены на сумму задолженности по налогам, срок уплаты которых возник до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) должника. Задолженность по налогам включена в реестр требований кредитов должника определением арбитражного суда от 20.09.2009.
Возражений относительно расчета пени заинтересованными лицами не заявлено.
Суд апелляционной инстанции установил, что пени начислены уполномоченным огранном за период процедуры наблюдения, в связи с чем они не могут быть взысканы в принудительном порядке (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 63 Закона о банкротстве).
При этом, уполномоченный орган не утратил право на принудительное взыскание задолженности по пеням, начисленным в период наблюдения (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25).
Таким образом, так как основное требование об уплате задолженности по налогам не является текущим, то и требование об уплате пеней за их несвоевременную уплату не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Из материалов дела следует, что должник был неоднократно привлечен к налоговой ответственности за совершенные правонарушения в виде наложения штрафов в общей сумме 400 руб. (решения N N 3451, 3450, 3453, 899 от 27.10.2010)
Штрафы в сумме 400 руб. также не относятся к текущим платежам.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.
При таких обстоятельствах, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование ФНС России в размере 6 309 руб. (пени- 5 909 руб. -2 коп., штраф - 400 руб.).
На основании изложенного апелляционная жалоба ФНС России подлежит удовлетворению, а определение от 09.03.2011 - отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 270 (пункт 4 часть 1), 271, 272 (пункт 3 части 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 09 марта 2011 года по делу N А 70-5015/2010 отменить.
Требования Федеральной налоговой службы в сумме 6309 руб. 02 коп., из которых: пени 5 909 руб. 02 коп., штраф - 400 руб., включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Монтажремстрой".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Смольникова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5015/2010
Должник: ООО "Монтажремстрой"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области, Межрайонная ИФНС России N7 по ТО, Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тюменской области "Тобольский колледж искусств и культуры им.А.А.Алябьева", Комитет по управлению имуществом Администрации г. Тобольска, Круглова О. В., НП "Евросибирская саморегулмруемая организация арбитражных управляюх", ОАО "Тепло Тюмени", ОАО "Уральская теплосетевая компания", ООО "ВИТЕГ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Конкурсный управляющий Круглова Оксана Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3365/11